Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНО – ДЖАЗОВОГО ИСПОНИТЕЛЬСТВА»

пед. Шустова Е.С.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.                                                                                            Практически все педагоги-вокалисты, работающие в сфере эстрадно-джазовой музыки, начинают работу именно с постановки голосового аппарата и работы над культурой пения. С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала).  При этом, исходя из физиологического принципа единства голосообразования, используют многие методические приёмы школы академического и народного пения, которые за многовековую практику вокального искусства достаточно глубоко изучены и нашли широкое отражение в различных научных и методических трудах. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, умение  пользоваться резонаторами, работа над развитием диапазона.         Следующий весьма важный момент в подготовке эстрадного певца - обучение пению в речевой позиции (в технике слабого импеданса), которое является самым приемлемым в данном виде творческой деятельности.          Пение в речевой позиции (технике слабого импеданса), по мнению педагогов и исследователей, не требует такого напряжения дыхания и такого его объема, как при пении в технике сильного импеданса (в академической манере). Пение в речевой позиции обеспечивает сохранение ощущения легкости, комфортности при пении, естественной артикуляции, а, следовательно, хорошей дикции, независимой от условий фонации (регистра, высоты тона, типа гласного, силы голоса, эмоционального содержания художественного образа исполняемого произведения).               Однако верная организация (координация) дыхания со всеми другими органами голосового аппарата также важна и для эстрадных певцов.    Эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в целях и задачах вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя - поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.                                           Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока. Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют четкая и внятная дикция. Кстати, в эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академической. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон).    Специфика эстрадно - джазового вокала в сравнении с академическим пением проявляется в различных требованиях к голосу, технике и эстетике исполнения.                                                                                             В академическом пении выдвигаются определенные, достаточно жесткие требования к характеристикам голоса певца. Прежде всего, певец должен обладать диапазоном не менее двух октав (на начальном этапе развития). Академические голоса классифицируют по тембрально-тесситурным характеристикам (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Каждый голос должен соответствовать определенным требованиям к диапазону, соответственно которым композиторы пишут вокальные произведения. Профессиональный голос должен также обладать тембральной красотой, красочностью, достаточной силой. На эстраде разделений голосов по тембрально-тесситурным характеристикам нет (различают высокий/низкий, мужской/женский), также как и жёстких требований к диапазону. Наличие широкого диапазона приветствуется (Элла Фитцджеральд - более двух октав), но имение его не обязательно (Билли Холидэй - октава).                                                                                               В джазе говорят о наличии у певца специфического «джазового тембра», однако отсутствие такового не является признаком непригодности певца к джазовому пению. Более приемлемыми, например, считаются низкие женские голоса, но певицы со светлыми высокими голосами также добиваются в джазе признания (Барбара Стрэйзанд, вокалистки «Real Group»).                                                                                                             Тембр голоса, не подходящий для академического пения, может найти применение в джазе: здесь свои законы красоты. Сила голоса для эстрадных вокалистов также не является непременным критерием (благодаря микрофонному пению).                                                               Требования к технике исполнения и технические приемы. Академическое пение прикрытое, требует округления звука. Голос на всех участках диапазона должен звучать ровно как тембрально, так и динамически. Академические певцы пользуются головным и грудным резонаторами, их смешением в среднем участке диапазона. Таким образом, регистры сглаживаются и переход между ними не слышен. Недопустимо горловое и носовое пение. Важнейшее профессиональное качество - наличие кантилены - связного звучания, когда звуки «перетекают» из одного в другой. Выступления с большим симфоническим оркестром в концертных залах требуют создания в голосовом аппарате условий, способствующих большей звучности. Все академические певцы поют практически в одной манере, так как имеют единые и достаточно определенные критерии звучания голоса. Существует две группы технических приемов, используемых в академическом вокальном искусстве: 1) применяемые по желанию композитора (глиссандо, трели, форшлаги и т. д.); 2) применяемые по усмотрению вокалиста-интерпретатора (как, например, портаменто (portamento) - плавный скользящий переход от одного звука к другому). Мужчины в качестве дополнительной краски пользуются фальцетным пением, что для женщин является неприемлемым. Для исполнения речитативов в операх используется такой прием, как декламация - пение в разговорной манере.                                                                            Эстрадно - джазовое пение изначально более открытое и свободное, чем академическое. Открытость звучания объясняется, скорее всего, открытым звучанием родной для джаза английской речи и особенностями голосового аппарата певцов - афроамериканцев.                         Джазовый вокал не культивирует сглаженности регистров, напротив, контрастность звучания голоса в разных регистрах является дополнительной краской.                                                                                                 Пение в низкой тесситуре сопровождается усиленным подчеркиванием грудного тембра, несколько глухого и грубого. В звучании среднего и верхнего регистров допускаются горловые призвуки, фальцет. Основная сложность пения в джазовой манере заключается в необходимости часто (иногда в пределах одной фразы) менять технику звукообразования. Для академических певцов напротив важно применять одинаковую технику звукообразования в пределах всего произведения. Каждый джазовый певец старается выработать индивидуальную манеру пения, несхожую с манерой других певцов, для чего в полной мере использует особенности собственного голоса. Джазисты не только не устраняют, но порой преувеличивают те голосовые черты, которые с точки зрения академического пения считаются недостатками: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, несглаженность регистров, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация.                    Палитра технических приемов эстрадного вокала обширна. Глиссандо и портаменто применяются очень широко и зависят только от певца. Фальцетное пение, вызывающее ощущение неопёртого, воздушного звучания, распространяется на все регистры голоса, применяется как мужчинами так и женщинами. Часто фальцет комбинируется с «придавленным» гортанным звучанием, что придает пению динамическую и тембровую контрастность. Носовые призвуки также не отвергаются джазистами: нарочито гнусавое звучание часто применяется в качестве имитации некоторых инструментов. Наряду с шепотом и говорком, применяется смех, плач, стоны и так называемые «шаутс» и «холлерс» эффекты - омузыкаленные выкрики, характерные для негритянской манеры пения, абсолютно свободные в мелодико-интонационном отношении .   В эстрадном вокале так же присутствует ряд таких ярких специфических отличительных приемов как:                                               -Йодль - резкий переход с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O'Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.                - Обратный йодль - резкий переход с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти в песнях Linda Perry.                       - Штробас - очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке практически не используется. Только у Britney Spears немножко - в "Oops, I did it again".                                                                                        - Драйв - прием расщепления; его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.) Педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет. Но с помощью специальных упражнений можно быстро освоить данный исполнительский прием.      - Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.                                                                                          Обертоновое пение – широко известно как "горловое пение". Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др).                                                                Спецификой эстрадно-джазового исполнительства так же является импровизация и интерпретация, как сущностные компоненты создания и воплощения замысла произведений эстрадно-джазового искусства средствами вокально-слогового интонирования. Импровизация вокалистов музыкальной эстрады - процесс творческого воплощения музыкального произведения в момент непосредственного исполнения выразительными средствами скэт-вокала, сущность которого заключается в создании оригинального замысла исполняемого произведения, обладающего объективной и субъективной новизной, а специфика проявляется в особых способах его реализации: особенностей звукоизвлечения и тембрового звучания с нисходящими глиссандо 3 и 7 ступеней, наличия свинга, акцентирования, триольной пульсации метрической доли, выразительности вокально-слогового интонирования в рамках структурной схемы пьесы.    Бестекстовую джазовую технику – «скэт», дающую особую инструментальную виртуозность голосу, очень важно использовать уже на начальном этапе как в распевках, так и в импровизации.                       Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста, аналогично тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой» оригинальный звук. В наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Так же, как современному электpогитаристу необходимо уметь значительно больше, чем своему коллеге 50х-60х годов. Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки.                                                                                              Вокалисты, как джазовые, так и академические, интерпретируя тот или иной музыкальный материал и подчиняясь законам исполняемой музыки, преследуют различные цели. Вокальное академическое искусство в известной мере консервативно. Однако нельзя сказать, что академической музыке чуждо развитие. Взгляды на эстетику пения были различными в разные эпохи.  Например, в XIX веке практиковалось пение несглаженными регистрами. Разнились в отношении вокала и национальные школы. Были периоды, а на сегодняшний день существуют стили и жанры, для которых характерна «инструментальная» трактовка голоса, когда от певца требуется развитая, почти инструментальная техника исполнения, приглушаются собственно певческие черты. Неизменным является следующее:

1) академический вокалист обязан наиболее точно воплотить замысел композитора, зафиксированный в нотном тексте. Элементы импровизации присутствовали лишь в ариях da capo XVII-XVIII вв. и отчасти операх XIX в.;

2) важными приоритетами академического пения являются его эстетическая красота, техническое совершенство (отсюда и жёсткие требования к голосу, технике, необходимость постановки голоса);

3) словесно-поэтическая сторона академического вокального произведения также важна, как и музыкальная.                                                Особенности эстрадно - джазовой вокальной интерпретации заключаются в следующем:                                                                      1) джазовые вокалисты - это, прежде всего, импровизаторы и интерпретаторы. Свобода вокалиста не ограничена нотным текстом и указаниями композитора(в определенном смысле сам певец является автором);                                                                                                2) в джазовом вокале мало значения придают красоте звучания голоса, но стремятся добиться интересной джазовой фразировки, особой интонации, ритмики, свинга, т. е. как можно ярче в своем пении передать специфику джаза;                                                                                               3) джазовый вокал более «инструментален», чем академический. Вокалисты чаще идут не путем противопоставления голоса и инструмента, а, наоборот, путем подражания инструментальным приемам и звучанию;                4) Инструментальность пения стала причиной формального отношения к поэтическому тексту либо отказа от него. Существует немало примеров исполнения целых композиций посредством одного лишь скэта, т. е. без текста.                                                                                                     К сфере художественно-образного развития музыкального воображения певца примыкает и метод накопления обучающимися большого количества эталонов высоко художественного пения.                     Необходимо подбирать материал для прослушивания обучающимуся в процессе самостоятельной домашней работы именно самим педагогом, имеющим больший опыт и более широкий кругозор в сфере эстрадного и джазового вокального искусства.                                                                     Опора на образность и саморегуляция голоса помогает и при обучении эстрадных певцов некоторым современным техническим приёмам эстрадно – джазового пения, таким как субтон, гроулинг (гроул), штробас, а также йодль, фальцет, глиссандо и др., без которых уже не обходится практически не одно выступление профессиональных эстрадных певцов.      Вокально-технические экзерсисы отвечают своему предназначению тогда, когда они вводят учащегося в сферу эстрадно-джазового исполнительства во всём многообразии её художественно-стилевых проявлений, способствуют выработке широкого и устойчивого арсенала выразительно-технических средств.                                          Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.            



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.