|
|||
Особенности драматургического развития. Художественный образ.Особенности драматургического развития. Художественный образ.
Музыкальная драматургия - это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.) О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия. Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Рассмотрим сначала принципы сходства. Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР. Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910)
СЛУШАНИЕ: «Симфония №4» финал П.И. Чайковский Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ. В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ. Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов). СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (СЕКВЕНЦИЯ)
Имитáция (от лат. imitatio — подражание) в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах.
СЛУШАНИЕ: «Высокая месса» си минор И. С. Баха (ИМИТАЦИЯ)
Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ. Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.
КОНTРАСТЫ музыкальной речи могут быть такими: МЕЛОДИЯ – подъём, спад; РИТМ – двудольный, трёхдольный; ЛАД – мажор, минор, ТЕМП – быстрый, медленный; РЕГИСТР – высокий, низкий, ДИНАМИКА – громко, тихо; ФАКТУРА – гармония, полифония, ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато).
Таким образом, в основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ.
|
|||
|