|
|||||||||||||||||||||||
Выраженияend. Строка заголовка программы состоит из зарезервированного слова Program и имени программы. Необходимо помнить, что в теле программы не должны встречаться объекты, имя которых совпадает с именем программы, после которого ставится точка с запятой (;). В разделе глобальных директив компилятора можно дать указания, определяющие режимы его работы при трансляции программы. Оператор Uses играет важную роль в подключении к тексту программы системных модулей из библиотек. Каждый модуль представляет собой программу, включающую описания типов и переменных, процедуры и функции. Названия библиотек, подключаемых к программе с помощью оператора Uses, должны разделяться запятой. Пример. Uses SysUtils, Doc; В разделе описания меток Labelсодержатся перечисленные через запятую имена меток (целые числа, или строка символов, или символьно-цифровая конструкция), предназначенные для организации последовательности вычисления. В разделе Constсодержатся перечисленные через запятую константы, используемые в программе. Формат этого раздела следующий: Const <идентификатор1> = <Выражение1>; … <идентификаторN> = <ВыражениеN>; Пример: Cоnst Stroka='ELEMENT'; b=3.5; k=150; c='а'; f=true.
Тип константы очевиден из ее значения. Константы не могут изменять свои значения в процессе работы программы. В разделе описания типов Type программист определяет новые типы в программе. Тип данных— именованное множество величин (значений данных), объединенных совокупностью допустимых операций, которое используется при описании переменных и констант. Формат этого раздела следующий: Type <Имя типа1> = <Описание типа1>; … < Имя типа N> = < Описание типаN>; Пример: Type Element = integer; Massiv = array [1..100] of real; Year = 1583 .. 3000;
В разделе описания переменных Varсодержится список переменных, используемых в программе, с указанием их типа. Переменная— это именованный объект, которому может быть сопоставлено значение определенного типа. Переменные могут изменять свои значения. Формат этого раздела следующий: Var < идентификаторы1> : < тип1>; … < идентификаторыN> : < типN>; Например: Var x, y, z : integer; s, p : real; symbol: char; f: boolean;
Процедурыифункции— это специальным образом оформленные последовательности команд (подпрограммы). Доступ к такой подпрограмме может быть осуществлен из любого места основной программы, а также из любой процедуры или функции. Основной блок программы состоит из одного или последовательности операторов. Тело основного блока программы ограничено операторами Begin и end. После end ставится точка. Операторы в основном блоке программы разделяются точкой с запятой (;). После Begin и перед end точка с запятой не ставится. Для пояснения программы или отдельных ее частей используются комментарии. Комментарии ограничены слева и справа фигурными скобками {} или лексемами (* и *). Наличие комментариев делает программу более понятной и удобной для чтения. При выполнении программы комментарии игнорируются и не влияют на выполнение программы. 3. Выражения Выражения конструируются из констант, перемененных, имен функций, знаков операций и круглых скобок (). Значения выражений вычисляются с учетом расставленных скобок и старшинства операций. Действия, встречающиеся в выражениях, выполняются в следующем порядке: 1) not; 2) *, /, mod, div, and ; 3) +, -, or; 4) <, <=, >, >=, <>, = . Операции одного достоинства выполняются слева направо. При выполнении арифметических операций над величинами типов Real и Integer вырабатывается результат типа Real. Пример. Пусть Var NI, KL: integer; TER, X: Real; S: Char. Найдем значение выражения (TER - Ln(x) > 2.5 * KL) and (Ord(S) < NI). Обозначим отдельно выполняемое действие через Ai. Результаты при выполнении действий рассматриваемого выражения примут следующие типы:
|
|||||||||||||||||||||||
|