Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выражения



end.

 Строка заголовка программы состоит из зарезервированного слова Program и имени программы. Необходимо помнить, что в теле программы не должны встречаться объекты, имя которых совпадает с именем программы, после которого ставится точка с запятой (;).

В разделе глобальных директив компилятора можно дать указания, определяющие режимы его работы при трансляции программы.

Оператор Uses играет важную роль в подключении к тексту программы системных модулей из библиотек. Каждый модуль представляет собой программу, включающую описания типов и переменных, процедуры и функции. Названия библиотек, подключаемых к программе с помощью оператора Uses, должны разделяться запятой.

Пример.     Uses SysUtils, Doc;

В разделе описания меток Labelсодержатся перечисленные через запятую имена меток (целые числа, или строка символов, или символьно-цифровая конструкция), предназначенные для организации последовательности вычисления.

   В разделе Constсодержатся перечисленные через запятую константы, используемые в программе.  Формат этого раздела следующий:

Const <идентификатор1> = <Выражение1>;

      …

     <идентификаторN> = <ВыражениеN>;

Пример:

Cоnst

Stroka='ELEMENT'; b=3.5; k=150; c='а'; f=true.

 

Тип константы очевиден из ее значения. Константы не могут изменять свои значения в процессе работы программы.

В разделе описания типов Type программист определяет новые типы в программе.

Тип данных— именованное множество величин (значений данных), объединенных совокупностью допустимых операций, которое используется при описании переменных и констант.

Формат этого раздела следующий:

Type

<Имя типа1> = <Описание типа1>;

      …

< Имя типа N> = < Описание типаN>;

Пример:

Type

Element = integer;

Massiv = array [1..100] of real;

Year = 1583 .. 3000;

 

В разделе описания переменных Varсодержится список переменных, используемых в программе, с указанием их типа.

Переменная— это именованный объект, которому может быть сопоставлено значение определенного типа. Переменные могут изменять свои значения.

Формат этого раздела следующий:

Var

< идентификаторы1> : < тип1>;

      …

< идентификаторыN> : < типN>;

Например:

Var

x, y, z : integer;

s, p : real;

symbol: char;

f: boolean;

 

Процедурыифункции— это специальным образом оформленные последовательности команд (подпрограммы). Доступ к такой подпрограмме может быть осуществлен из любого места основной программы, а также из любой процедуры или функции.

Основной блок программы состоит из одного или последовательности операторов. Тело основного блока программы ограничено операторами Begin и end. После end ставится точка. Операторы в основном блоке программы разделяются точкой с запятой (;). После Begin и перед end точка с запятой не ставится.

Для пояснения программы или отдельных ее частей используются комментарии. Комментарии ограничены слева и справа фигурными скобками {} или лексемами (* и *). Наличие комментариев делает программу более понятной и удобной для чтения. При выполнении программы комментарии игнорируются и не влияют на выполнение программы.

3. Выражения

Выражения конструируются из констант, перемененных, имен функций, знаков операций и круглых скобок (). Значения выражений вычисляются с учетом расставленных скобок и старшинства операций. Действия, встречающиеся в выражениях, выполняются в следующем порядке:

1) not;

2) *, /, mod, div, and ;

3) +, -, or;

4) <, <=, >, >=, <>, = .

Операции одного достоинства выполняются слева направо.

При выполнении арифметических операций над величинами типов Real и Integer вырабатывается результат типа Real.

Пример. Пусть Var NI, KL: integer; TER, X: Real; S: Char. Найдем значение выражения (TER - Ln(x) > 2.5 * KL) and (Ord(S) < NI).

Обозначим отдельно выполняемое действие через Ai. Результаты при выполнении действий рассматриваемого выражения примут следующие типы:

1. A1:= Ln(x) Real
2. A2:= 2.5 * KL Real
3. A3:= TER - A1 Real
4. A4:= A3 > A2 Boolean
5. A5:= Ord(S) Integer
6. A6:= A5< NI Boolean
7. A7:= A4 and A6 Boolean


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.