Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О возрасте Каменногорска и происхождении



О возрасте Каменногорска и происхождении

названия Антреа

Андрей Апостол – есть преданье –

Крестом рассеял мрак греха,

Предрекши веры процветанье,

Поста, молитвы и труда.

Из «Валаамской песни»

 

Осенью 1913 года в районе верхней Вуоксы недалеко от Антреа (совр. Каменногорск с 1948 г.) финский крестьянин Анти Виролайнен под слоем торфа обнаружил древнейшую в мире рыболовную сеть. Она сплетена из ивовой бечёвки узелковым способом. Длина сети – около 30 м, высота – 1,5 м, размер ячеек – 6 см. Поплавки сделаны из сосновой коры, грузила – каменные. Были обнаружены также артефакты, изготовленные из камня, рога, лосиных и лебяжьих костей.   Среди находок следует упомянуть шило, наконечник копья или нож, на одной из сторон которого выбита глубокая узкая прорезь, сделанный из рога топор, а также каменные топоры, долота, скребки. Ещё были найдены два маленьких кварцевых лезвия, одно из которых при прикосновении рассыпалось.  

 

Фрагменты рыболовной сети из Антреа, 8 400-8 100 лет до н.э.

Сеть исследовал археолог Сакари Пяльси

, определив, что она была изготовлена около 7 300 лет до нашей эры, т.е. на сегодняшний день её возраст составляет более 9 400 лет. Более поздние исследования радиоуглеродным методом показали, что поплавки из коры значительно старше – 8400-8100 лет до н.э. Сеть из Антреа, хранящаяся сейчас в Национальном музее в Хельсинки, утонула, предположительно, в бывшем  Анциловом озере, пресноводном водоёме, в котором обитали окунь, щука, лещ, краснопёрка, налим, сом, судак, линь и плотва.

Александр Иванович Сакса, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук, сообщает, что по долине реки Вуоксы под четвертичными отложениями, сформированными 2,588 миллиона лет назад, находятся породы кристаллического фундамента, возраст которых более 2 миллиардов лет.

Первые следы обитания человека на Карельском перешейке и к северу от Ладожского озера относятся ко времени около 10 400 лет назад, когда Ладога была не самостоятельным водоемом, а лишь заливом Анцилового озера, и соединялась с ним через Хейн-йокский пролив (у современного Вещево) в северной части Карельского перешейка.Анциловое озеро – пресноводный водоём, существовавший во впадине Балтийского моря в период 10 700-9800 лет назад.

Как считает А.И. Сакса, именно с Хейн-йокским проливом и связаны обнаруженные при добыче торфа около Антреа в начале XX века артефакты эпохи мезолита (8 000-5 000 лет до н.э.). Когда произошёл спуск вод озерной системы Большой Саймы в Ладогу, то возникла река Вуокса более 5 000 лет назад (3 700 лет до н.э.). Поселения располагались по берегам древних водоемов на отметках выше 20 м над уровнем моря.

Вышеизложенное подтверждает, что в районе нынешнего Каменногорска издревле жили люди.  

 

   
       

 

Не случайно на гербе города Антреа был изображён Андреевский крест. Название Антреа город получил в честь апостола Андрея  Первозванного, который стал первым  из призванных учеников Христа. Рыбак и родной брат апостола Петра, Андрей родился в 7 г. от Рождества Христова в Вифсаиде

, городе на северном берегу Галилейского озера . Имя Андрей греческое и в переводе означает «мужественный».

 

Герб Антреа

 

Апостол Андрей Первозванный (7-102/103 гг. от Р.Х.)

Греческий журналист-международник, писатель, политический обозреватель Георгий Александру,  исследуя первоисточники, предания и сведения из самых разных культур, посвященных апостольскому служению святого Андрея, пришёл к выводу, что апостол был умучен в 102 или 103 году при императоре Траяне. В Румынии, например, до сих пор поют народные песни о встрече императора Траяна с Андреем.

Андрей – младший брат Петра,  однако по иконописной традиции он выглядит намного старше своего брата. На иконах Самого Господа Иисуса Христа и всех апостолов, кроме Иоанна Богослова, всегда изображают в том возрасте, когда их застала смерть. У Леонардо да Винчи в «Тайной вечере» Андрей также предстает в преклонных годах. Художник брал за образец более ранние иконы. Самые древние, дошедшие до нас, иконы хранятся в монастыре святой мученицы Екатерины на горе Синай. На них апостол Андрей тоже изображен в пожилом возрасте.  

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи (1495-1498). 

Апостол Андрей изображен третьим слева, а рядом с ним в голубом одеянии сидит

апостол Петр

 

 

Римский церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263-340), ссылаясь на сочинение греческого христианского теолога Оригена (ок. 185 – ок. 254),  сообщает, что согласно брошенному жребию  среди двенадцати апостолов именно Андрею выпала миссионерская деятельность во Фракии на востоке Балкан, на территории которой находится ныне крупнейший мегаполис Константинополь, и в Скифии, стране, из которой впоследствии образовалась Россия.

       «Повесть временных лет», наиболее ранний из древнерусских летописных сводов начала XII века, рассказывает  об апостольской миссии Андрея Первозванного и о его путешествии из Крыма через Ладогу в Рим. У апостола была привычка ставить по пути следования большие каменные и железные кресты. 

«…Днепр впадает устьем в Понтийское море, это море слывёт Русским, – по берегам его учил … святой Андрей, брат Петра.» Из Корсуня (ныне Херсонес) апостол «отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал, и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возникнет Киев, и пошел вверх по Днепру».

В Киеве на месте проповеди апостола в 1212 году была построена деревянная     Крестовоздвиженская церковь. Ныне здесь возвышается величественный каменный храм во имя апостола Андрея, сооружённый в 1744 г. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли.

Киевский Собор 1621 года засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

 

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. Художник Николай Ломтев (1848) «И пришел [апостол] к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им». Позже в Риме апостол рассказывал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это творят в омовенье себе, а не в мученье». Из рукописи XVI в., хранившейся в библиотеке Иосифо-Волоколамскаго монастыря, известно, что апостол Андрей от «сего Великого Новграда отходит вниз по Волхову…и там жезл свой погрузи … в землю и оттоле место это прозвася Грузино». Позже на этом месте был поставлен храм святого Андрея, и в нём ещё в 1537 г. хранился чудотворный жезл апостола. Сейчас на холме, где апостол воздвиг крест, установлен его современный аналог, рядом с ним – мемориальный камень и построенная в 2001-2004 гг. деревянная церковь Андрея Первозванного.  

В том месте, где предположительно стоял крест, установлен его современный аналог, рядом – мемориальный камень и построенная в 2001-2004 гг. церковь Андрея Первозванного.

Село Грузино Чудовского района Новгородской области

Далее святой Андрей продолжил свой путь к Ладожскому озеру, добрался до острова Валаам, где, истребив капища богов Велеса и Перуна и обратив в христианство языческих жрецов и жителей острова, он установил каменный крест и оставил здесь некоторых из сопутствующих ему русских учеников.  В том месте, где, согласно Валаамскому преданию, святой апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест, на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, на горе издревле стояла Андреевская часовня, возобновлённая в 1846 г. На этом месте был устроен скит во имя святого Андрея с пещерным храмом в 1896 г. на средства благотворителя, иркутского купца 1-й гильдии Иннокентия МихайловичаСибирякова (1860-1901), принявшего в конце жизни монашество и почившего в Андреевском скиту на Святой горе Афон. К началу 1910-х годов число монахов в Андреевском скиту на Валааме возросло до полусотни. В 1931 г. здесь открыли школу-приют для сирот, а после вынужденного прекращения иноческой жизни в скиту находилась туристическая база.

Первые насельники возрождаемого Валаама прибыли на остров 30 ноября/13 декабря 1989 г. – в день памяти святого апостола Андрея. В 2003 г. в монастырь из Греции были принесены мощи апостола Андрея. Памятник Андрею Первозванному недалеко от Святых врат монастыря освятил в 2014 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860-1901) — русский благотворитель и меценат,

иркутский купец I гильдии

Схимонах Иннокентий (Сибиряков)

 

Памятник апостолу Андрею Первозванному на Валааме

В рукописи «Оповодь» (от глагола «оповедати» – возвестить, сказать, объявить) сборнике старинных «древнеславянских проречений на пергаменте V века», которая хранилась у титулярного советника Александра Ивановича Сулакадзева (1771-1829), коллекционера рукописей и исторических документов, историка и археографа-любителя, есть такие строки:

Ондреиотерслима пребреде голиди К соуги родени скефи скифи И словени и рели соумнежни. Бреде на емленее паки скофи Словекски влики адлгу вланде. Боури хринславе окроужинево И наваламо измьичли сюду и Союду иже и први хрсти пстави Камении моужакамени содела Андрей от Иерусалима прошёл голядь, Kacoгов – родом скифов, и скифов, И словен, и корелу, и сумь южную. Бредя опять по земле, [где] скифы И словене Великой Ладогой владели, Будил Христову славу в округе [озера] Нево И на Валааме, и сумь учил и здесь и Повсюду, который и первый крест поставил Каменный, и мужа твёрдого в вере рукоположил.  

Александр Иванович Сулакадзев (1771-1829) –

 коллекционер рукописей и исторических документов, историк и археограф-любитель  

Голядь племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII веков, в верховьях реки Протвы, левого притока Оки, на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей, между землями вятичей и кривичей.

Касоги (или косоги, или кашаги) – этноним адыгов, часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках средних веков. В настоящее время потомками древних касогов должны считаться адыгские племена и, главным образом, кабардинцы. Осетины (ясы русских летописей), давнишние соседи кабардинцев, издревле и до сих пор называют Кабарду Касажской степью.

Озеро Нево –  это Ладожское озеро, откуда апостол отправился к варягам, которые жили на южных берегах Варяжского (с XVIII в. Балтийского) моря, затем в Рим и Царьград (совр. Константинополь, который появится лишь через три столетия после кончины апостола). В I веке от Р.Х. из Ладожского озера можно было попасть в Варяжское море по реке Вуоксе, восточное русло которой впадало в Ладогу в районе нынешнего Приозерска, а западное до XVI-XVII вв. в Финский залив возле современного Выборга. Постепенное поднятие в течение веков северо-западной части Карельского перешейка вызвало пересыхание западного русла, и, в конце концов, оно превратилось в цепочку не связанных между собой озёр. Не случайно расположенный на Вуоксе нынешний город Каменногорск до 1948 г. носил финское название Антреа, то есть по-русски Андрей – в честь апостола. Город Антреа находился как раз на полпути между Ладожским озером и Варяжским морем, у разделения Вуоксы на восточный и западный рукава. То, что такой топоним Антреа сохранился как путевой знак на переходе апостола Андрея от Валаама по тогдашней Вуоксе к Финскому заливу, даёт основание утверждать, что апостол Андрей останавливался и учил христианской вере людей, живших здесь исстари, поэтому его имя и продолжается сохраняться спустя две тысячи лет.

В погребениях XI-XII веков на землях племён сумь, ямь, корелы археологи обнаружили нательные кресты, энколпионы (складные кресты для хранения мощей), миниатюрные иконки. Эти предметы христианского культа имеют многочисленные аналоги русских памятников того же времени, и большинство их, очевидно, было изготовлено на Руси. На территории современной Финляндии найдены захоронения  XI – 1-й половины XII веков, в которых умершие были положены головами на запад, как христиане, а не на юг или север, что типично для языческого погребального обряда суми, ями и корелы.

По мнению финского профессора истории и доктора философии Хейкки Киркинена (1927-2018), после официального крещения карел в 1227 г. князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского, на Карельском перешейке в Приладожской Карелии были основаны православные приходы, которые одновременно являлись древнейшими погостами: Корела (совр. Приозерск), Саккола (совр. Соколинское), Рауту (совр. Сосново), Куркиёки (бывш. Кирьяж), Сортавала, а также Ауряпя (совр. Барышево), Яски (совр. Лесогорский) и Саволакс (Савилахти, или Саво). При этом погосты Ауряпя, Саволакс и Яски, на территории которого был расположен Антреа, образовались не позднее XIII века. По Ореховскому мирному договору 1323 г. между Новгородской республикой и Шведским королевством новгородцы уступили шведам три карельских погоста – Саволакс (Севилакшю), Яски (Яскы), Ауряпя (Агребу).  

Погост (от слов «погостить», «гостить», «гостиница») ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока, т.е. оброка, подати. Впервые административно-территориальное деление установила правившая в Древнерусском государстве с 945 до 960 гг. княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы на Руси, состоящие из нескольких населённых пунктов, а также и сами населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, то со временем слово стало обозначать село – деревню с приходской церковью и кладбищем при ней. Когда власть Великого Новгорода распространилась в IX в. на Карелию, погосты стали административно-территориальными единицами управления и сбора налогов. Антреа был расположен на территории погоста Яски. И то, что погосты сохранялись затем в Швеции и Латвии, свидетельствует о том, что изначально эти земли находились под властью Новгорода.  

 

   
       

Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и военно-морского флота.  При закладке Санкт-Петербурга Петр I поместил золотой ковчежец с частицей мощей апостола в основание Петропавловской крепости. Учреждая русский военно-морской флот, император выбрал для его знамени изображение голубого косого Андреевского креста: апостол был казнен на кресте в виде буквы Х. Лично разрабатывая проект флага, Петр, заснув ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, преломившиеся через слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия Святое крещение».

В 1718 г. в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевских флагов, которые стали развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел». Со времен Петра I под сенью Андреевского стяга русский флот одержал много выдающихся побед. 

Орден святого апостола Андрея Первозванного – это старейший и самый знаменитый из русских орденов, он не только был главным орденом Российской империи, но и сейчас является высшей государственной наградой России. На концах креста ордена – четыре золотые латинские буквы SAPR: Sanctus Andreas Patronus Russiae – святой Андрей, покровитель России. 

 

На современном ордене апостола Андрея Первозванного надпись «За веру и верность»

О миссионерской деятельности апостола напоминает уникальный храм, построенный в 2000 г. на реке Вуоксе, рядом с поселком Мельниково. Это одна из многих церквей, возведенных на острове, однако единственная в мире, которая стоит на монолитной скале посреди воды, и этот факт позволил внести ее в Книгу рекордов Гиннеса.  

 

 

Храм апостола Андрея Первозванного на реке Вуоксе

 

Для восстановления исторической правды на кладбище Каменногорска можно было бы установить часовню в честь апостола Андрея Первозванного и подумать о переименовании названия в Андреевск, ведь города с таким названием пока еще не существует на территории России. Апостолу Андрею молятся с просьбой о помощи в обращении в Святую Христову веру, он покровительствует морякам, рыбакам, переводчикам и учителям иностранного языка. Также святому Андрею молятся о дочерях, об их целомудренной жизни и, конечно, о хороших для них женихах. Апостол Андрей, входящий в Собор карельских святых, изображен в центре иконы, находящейся в Нововалаамском монастыре в Финляндии.

Иоанн Кронштадтский писал: «Апостол Андрей по преимуществу наш, российский апостол, и ему посвящены храмы в Киеве, Санкт-Петербурге, во многих местах России, в честь его установлен высший орден нашего Отечества, жалуемый самым заслуженным лицам».

Светлана Николаевна Кудряшова, филолог-германист, гид-переводчик

(Газета «Реквизит», г. Выборг, 2018 г., № 31 (79), с. 5; № 32 (80), с. 13)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.