Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ



 

 

О МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

(ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ) <*>

Н.В. БУТУСОВА

 

--------------------------------

<*> Butusova N.V. On modernization of the Russian constitution (purposes, tasks and ways of effectuation).

 

Бутусова Наталья Владимировна, профессор Воронежского государственного университета, доктор юридических наук.

 

В статье во избежание "конституционного романтизма" определяются объективные и субъективные условия (предпосылки) для успешного проведения конституционной реформы в России, обосновывается вывод о том, что модернизация Конституции необходима для создания правовой основы глубоких преобразований всех сфер жизни российского общества и государства в соответствии с научно обоснованной стратегией устойчивого развития страны.

 

Ключевые слова: модернизация Конституции; конституционное реформирование; пересмотр Конституции; конституционные поправки; конституционный романтизм; ценностный потенциал Конституции; субъективные и объективные условия (факторы) успеха конституционной реформы; стратегия устойчивого развития России.

 

The article in order to avoid "constitutional romantics" determines the objective and subjective conditions (prerequisites) for successful conducting of the constitutional reform in Russia, substantiates the conclusion that modernization of the Constitution is necessary for creation of legal ground for deep transformations of all spheres of life of the Russian society and state in accordance with a scientifically substantiated strategy of stable development of the country.

 

Key words: modernization of the Constitution; constitutional reforming; reconsideration of the Constitution; constitutional amendments; constitutional romantics; axiological potential of the Constitution; subjective and objective conditions (factors) of success of the constitutional reform; strategy of stable development of Russia.

 

Проблема модернизации Конституции фактически всегда была в центре научных дискуссий. Накануне последних парламентских выборов (декабрь 2011 г.) Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН в форме научной монографии подготовлен "научный макет" (т.е. проект) новой Конституции России. Авторы проекта, выявив особенности Конституции Российской Федерации, которые, по их мнению, системно ответственны за проблемы, тормозящие развитие России, предложили логико-математизированный алгоритм успешности, применимый для каждой страны, на основе которого и попытались построить проект новой Конституции России <1>. Проблема модернизации Конституции активно обсуждалась и в ходе предвыборных политических баталий 2011 - 2012 гг. И, наконец, инициатива экс-Президента РФ Д.А. Медведева в последний год его президентства о разработке проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном собрании" была истолкована российской общественностью и многими экспертами как свидетельство того, что руководство страны уже не раздражает "реформаторский зуд" <2> по поводу Конституции ученых-правоведов и политологов. Действительно, еще недавно были основания предположить, что работа над новой Конституцией на официальном уровне может начаться уже в ближайшее время. И хотя вновь избранный Президент Российской Федерации В.В. Путин официально не обозначил своего отношения к вышеназванной инициативе своего предшественника и тема возможного реформирования Конституции Российской Федерации перестала быть популярной в СМИ и в научных дискуссиях, это вовсе не означает, что теоретическая проблема модернизации российской Конституции не может в ближайшем обозримом будущем приобрести вполне реальные практические очертания.

--------------------------------

<1> См.: Научный макет новой Конституции России. М.: Научный эксперт, 2011.

<2> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года // Российская газета. 2008. 6 ноября.

 

Объективная потребность в модернизации российской Конституции, а следовательно, и в конституционной реформе действительно существует. Однако, хотя недостатки действующей Конституции очевидны и хорошо известны специалистам, во избежание правового идеализма и конституционного романтизма следует иметь в виду, что модернизация Конституции способна привести к позитивным изменениям только при соблюдении ряда условий субъективного и объективного характера. Прежде чем остановиться на характеристике условий <3> успешности конституционного реформирования, необходимо, так сказать, договориться о терминах.

--------------------------------

<3> URL: https://vslovare.ru/slovo/модернизация.

 

С учетом значения слова "модернизация" (от греч. moderne - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, нормами, условиями, показателями качества - модернизация Конституции возможна лишь в результате ее реформирования. Поскольку само понятие "реформа Конституции" трактуется по-разному и политиками, и специалистами в области конституционного права, напомним, что французское слово reforme (от лат. reformo - преобразовываю, изменяю) означает "преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений) и др." <4>. В науке конституционного (государственного) права различных стран и в мировой политической практике понятия "реформирование конституции" и "изменение(я) конституции" часто рассматриваются как тождественные. То есть в соответствии с семантическим значением этого слова "конституционная реформа" в широком смысле слова - это изменение текста конституции двумя возможными способами: либо путем внесения в него тех или иных поправок, либо путем разработки и принятия новой конституции. Известный по первому Посланию Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Д.А. Медведева термин "корректировка" как противопоставление понятию "конституционная реформа" <5> едва ли обоснован с теоретической и практической точки зрения.

--------------------------------

<4> URL: https://vslovare.ru/slovo/reforma.

<5> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.

 

В главе 9 Конституции Российской Федерации "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", как известно, закрепляются 4 способами изменения ее текста (здесь имеется в виду широкое значение слова "изменения", наиболее близкими синонимами которого являются "поправки", "перемены"). Законодатель использовал синонимичные понятия для закрепления четырех видов изменений, которым соответствуют и разные по степени сложности процедуры: "пересмотр" - т.е. разработка и принятие новой Конституции; внесение "поправок"; "изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, в связи с изменением в составе субъектов Российской Федерации"; "изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации".

Учитывая различный по степени важности характер преобразований текста Основного Закона с точки зрения их последствий для развития российского общества и государства, а также разную степень сложности процедур, соответствующих упомянутым четырем способам его изменения, есть основания для вывода, что понятие "конституционное реформирование" в полной мере применимо лишь к пересмотру действующей Конституции и внесению в нее поправок (ст. 134 - 136 Конституции Российской Федерации). Неоднократно имевшие место изменения в ст. 65 Конституции не приводили (и не могли привести) к серьезным преобразованиям, изменению, переустройству какой-либо из сторон жизни российского общества и государства, поэтому не могут быть определены как конституционное реформирование.

Характеризуя существующую правовую основу конституционного реформирования, нужно обратить внимание на ее незавершенность. Как неуважение к российской Конституции следует рассматривать, к примеру, то, что по истечении почти двадцати лет со времени ее введения в действия все еще не приняты Федеральные конституционные законы о Конституционном собрании и об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, принятие которых непосредственно предусмотрено самой Конституцией. С точки зрения принципа правового государства принятие указанных Законов - обязанность государства, хотя само по себе их принятие не означает непременного начала конституционного реформирования.

При определении условий, необходимых для того, чтобы конституционная реформа была способна привести к позитивным изменениям, постараемся учесть доводы как сторонников, так и противников конституционного реформирования.

Противниками конституционного реформирования, в частности, предлагается способ "преобразования Конституции Российской Федерации без внедрения в ее текст" <6>, т.е. на основе принятия федеральных законов и в результате толкований Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Разумеется, возможности подобного "преобразования" Конституции далеко не безграничны: когда в результате толкования нарушается логика конституционного правила, делается вывод, противоположный его смыслу: "Умаляются достоинства Основного Закона, какими бы юридическими ухищрениями его тут ни пытались поддержать" <7>. Подобные "преобразования Конституции" с трудом согласуются с принципами конституционной законности и правового государства: "Вложить в конституционную норму другое содержание, чем то, которое оно в себе несет, можно только одним легитимным путем - изменением текста этой нормы" <8>.

--------------------------------

<6> Митюков М.А. Об оптимальном варианте развития Конституции Российской Федерации. В кн.: Законодательство России в XXI веке. М., 2002. С. 29.

<7> Васильев В.И. О динамике и стабильности Конституции // Конституция и законодательство: По материалам Международной научно-практической конференции. Москва, 29 октября 2003 г. / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2003. С. 92 - 93.

<8> Васильев В.И. Указ. соч. С. 93.

 

Безусловно, Конституция как правовой и идеологический документ полностью способна реализовать свой ценностный потенциал лишь тогда, когда обеспечивает регулирование общественных отношений адекватно потребностям общественного развития, и Конституция Российской Федерации с множеством ее изъянов и пробелов уже с трудом справляется с этой задачей <9>. Иными словами, вывод о том, что действующая Конституция "не исчерпала своего потенциала" <10>, в качестве аргумента против целесообразности проведения конституционной реформы едва ли можно признать убедительным: в современных условиях по большому счету потенциал российской Конституции не может быть реализован именно в силу ее существенных недостатков, а также ввиду того, что она уже не в полной мере отражает запросы времени. В связи с этим надолго затягивать с конституционной реформой едва ли целесообразно.

--------------------------------

<9> См.: Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы Международной научной конференции. Юридический факультет МГУ. Москва, 28 - 31 марта 2007 г. М., 2008.

<10> См., напр.: Шахрай С.М. Потенциал Основного Закона далеко не исчерпан // Конституция и законодательство: Материалы Международной научно-методической конференции. Москва, 29 октября 2003 г. М., 2003. С. 45 - 54.

 

Однако следует признать, что небезосновательно учеными, многие годы поддерживающими отношение официальных властей к Конституции как к "священной корове", которую нельзя трогать, в качестве главного аргумента против конституционного реформирования выдвигается тезис об опасности в ходе его проведения нарушить политическую стабильность в обществе, гарантом которой и является действующая Конституция. Действительно, такая опасность реально существует в случае превращения Конституции в инструмент и средство политики. Ведь конституция является безусловной ценностью только тогда, когда именно ей подчинена политика государства во всех сферах жизни, а политическая конъюнктура и целесообразность никогда не могут быть поставлены выше требований конституционной законности и конституционной стабильности. В результате приспособления Основного Закона к политической конъюнктуре Конституция дискредитируется, утрачивает ценность документа, содержащего важные доктринальные положения, являющиеся правовой и идеологической основой развития общества и государства. И при подготовке новой Конституции России подобные подходы должны быть исключены как абсолютно неприемлемые.

К сожалению, право вообще и Конституция, в частности, не рассматривались и не рассматриваются российской властвующей элитой как безусловные, основополагающие ценности, поэтому и вопрос о соотношении политики и права далеко не всегда решался и решается в пользу последнего. Так, очевидна утрата ценностного значения Конституции в России и в бывшем Советском Союзе в последнее десятилетие двадцатого века, когда политические интересы, идущие вразрез с Конституцией, одерживали верх. Достаточно вспомнить Декларацию о государственном суверенитете РСФСР - акт политический, весьма спорный с точки зрения своей юридической природы, породивший не только парад суверенитетов, но и "войну законов": ст. 5 Декларации о государственном суверенитете РСФСР, закрепившая принцип верховенства российской Конституции и законов, противоречившая и союзной, и республиканской (РСФСР) Конституциям, создала юридическую основу для разрушения Советского Союза. Это произошло в результате того, что политическая целесообразность, политика оказывались выше права, выше Конституции.

Именно в этом основная причина бесславного "ухода" последних советских Конституций, а также весьма сомнительной легитимности завершающих этапов процедуры разработки и принятия действующей Конституции Российской Федерации в условиях ожесточенной борьбы между законодательной и исполнительной властью.

Характеризуя реалии сегодняшнего дня, нельзя не признать политически конъюнктурный характер внесения поправок в Конституцию Российской Федерации на основе Закона РФ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации в декабре 2008 г. (которые к тому же были внесены с нарушением процедуры, названным Законом предусмотренной). Не только "ускоренная" процедура внесения поправок в действующую российскую Конституцию, но и иные политические решения (например, о переводе Конституционного Суда Российской Федерации в Санкт-Петербург), принятые в угоду весьма спорной политической целесообразности, противоречащие Конституции Российской Федерации и российским законам <11>, демонстрируют весьма опасные, деструктивные проявления деконституционализации <12>. Кроме того, в условиях нерешенности проблемы конституционной защиты личности, ее жизни, безопасности, а также собственности от бандитизма и коррупции, по справедливому утверждению В.Д. Зорькина, не может быть социально-экономической устойчивости общества и нормального государства <13>, а это создает серьезные препятствия для проведения конституционной реформы.

--------------------------------

<11> См., напр.: Авакьян С.А. Конституционная нелегитимность. Опус первый: исход Конституционного Суда РФ из столицы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 1. С. 2 - 7.

<12> См.: Добрынин Н.М. Деконституционализация - ожидаемое или норма жизни? // Государство и право. 2010. N 5. С. 5 - 14.

<13> См.: Зорькин В. Конституция против криминала // Российская газета. 2010. 10 декабря.

 

Говоря о духовно-нравственных условиях, определяющих успех конституционного реформирования, следует подчеркнуть необходимость нравственного оздоровления российского общества и государства <14>, ибо, как утверждали еще римские юристы, "бессмысленны законы в безнравственной стране", а "свобода без нравственной основы - превращается в произвол" <15>.

--------------------------------

<14> См.: Нравственное государство как императив государственной эволюции: Материалы Всероссийской научной конференции. 27 мая 2011 г. М., 2011. 504 с.

<15> Путин В.В. Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

 

Таким образом, в современной России с учетом ее политических традиций, менталитета народа и правящей элиты, высокого уровня коррумпированности власти <16> и нравственно-духовного кризиса общества существует реальная угроза превращения Конституции в ходе ее реформирования в орудие политических манипуляций, что создает опасность нарушения политической стабильности и дискредитации Конституции как безусловной ценности демократического общества и правового государства. То есть современные политические и правовые реалии создают далеко не благоприятные условия для конституционного реформирования.

--------------------------------

<16> Национальная безопасность России глазами экспертов: Аналитический доклад Института социологии РАН // Полис. 2011. N 3. С. 8 - 10.

 

А конституционное реформирование может быть успешным лишь при наличии и объективных, и субъективных условий.

В частности, необходимым условием успешного проведения конституционной реформы (своего рода субъективным фактором) является такая ситуация, когда и "верхи" выражают политическую волю на ее проведение, и народ понимает, для чего это необходимо, почему такая реформа соответствует его интересам. Пока в России субъективный фактор для проведения конституционной реформы отсутствует: политическое решение о подготовке новой Конституции не принято, более того, в настоящее время проблема конституционного реформирования вообще не находится в поле зрения руководства страны.

В современных условиях субъективный фактор предполагает не только принятие официального решения о начале конституционной реформы, но и активное включение в этот процесс гражданского общества. А это означает всестороннее информирование и разъяснение народу причин и последствий разработки нового Основного Закона страны. Сам процесс разработки новой Конституции предполагает использование уже известных по прежнему опыту конституционного реформирования форм, и в первую очередь - подготовку и широкое общественное обсуждение альтернативных проектов, общественную и научную экспертизу законопроектов и др.

Для активного включения гражданского общества в процесс подготовки новой Конституции представляется необходимым в Федеральном конституционном законе о Конституционном собрании предусмотреть положение о том, что проект новой Конституции в соответствии с решением Конституционного собрания выносится на всенародное обсуждение. Это должна быть императивная норма, не позволяющая Конституционному собранию решить вопрос о форме принятия Конституции (самим Конституционным собранием или на всенародном референдуме), не проводя предварительно всенародного обсуждения проекта Конституции. Включение всенародного обсуждения проекта Конституции как необходимого элемента в процесс подготовки нового Основного Закона не противоречит ст. 135 Конституции, которая урегулировала лишь отдельные этапы этой процедуры. Всенародное обсуждение законопроекта способно обеспечить обратную связь между разработчиками проекта Конституции и гражданским обществом, каждым гражданином, российским народом в целом, который, по-видимому, в преамбуле нового Основного Закона вновь будет назван именно тем субъектом, который принимает Конституцию.

К сожалению, должная правовая основа для всенародного обсуждения законопроектов и иных важных вопросов государственной жизни отсутствует: соответствующий федеральный закон, необходимость принятия которого давно обосновывают отечественные государствоведы, до сих пор не принят, а Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов этот правовой пробел не устранил <17>. Не отрицая необходимости скорейшей разработки и принятия Закона о всенародном обсуждении, представляется целесообразным в Федеральном конституционном законе "О Конституционном собрании" непосредственно урегулировать принципиальные вопросы организации и проведения всенародного обсуждения проекта новой Конституции, использовав опыт подобных всенародных обсуждений в советский период (всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1977 г.) и современные технические возможности сбора и обработки информации, в частности возможности Интернета. Представляется необходимым создание специальной редакционной группы, обеспечивающей систематизацию поступающих предложений. Важно предусмотреть серьезные гарантии учета мнения отдельных граждан, социальных групп, общественных объединений, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. Целесообразно нормативно закрепить дополнительные гарантии учета мнений представителей научного экспертного сообщества: ни одно из научно обоснованных замечаний и предложений не должно остаться без внимания. Принципиальное значение имеют и сроки всенародного обсуждения: несмотря на современные технические возможности обработки информации, значительно ускоряющие процесс рассмотрения поступивших в ходе обсуждения замечаний и предложений, всенародное обсуждение проекта новой Конституции должно быть достаточно продолжительным (несколько месяцев).

--------------------------------

<17> См.: Российская газета. 2011. 11 февраля.

 

Таким образом, создание необходимых субъективных условий для успешного проведения конституционной реформы в решающей степени зависит от целенаправленной деятельности государства в указанных направлениях.

А объективные условия для модернизации действующей Конституции существуют уже сегодня, и весьма серьезные. И это не только и не столько изъяны и пробелы действующей Конституции. Главные причины, требующие начинать работу над проектом новой Конституцией уже сегодня, связаны с решением задач по переходу страны к устойчивому развитию - новому этапу, который может быть определен, по словам В.В. Путина, как переход "в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху" <18>.

--------------------------------

<18> Путин В.В. Россия сосредоточивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

 

Таким образом, широкомасштабная конституционная реформа необходима для создания правовой основы глубоких, системных преобразований всех сфер жизни российского общества и государства в соответствии с научно обоснованной стратегией устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

По мнению ученых, переход всех государств на новую модель устойчивого развития необходим для предотвращения реальных угроз существованию современной цивилизации. Результаты фундаментальных научных исследований, проведенных в мире в последние десятилетия прошлого века, со всей очевидностью доказали, что ресурс стихийного развития человечества и каждого отдельного государства исчерпан. Полюса бедности и богатства и иные социальные контрасты свидетельствуют о социально-экономической дисгармонии современного общества, которая усугубляется и его глубоким духовным кризисом. Человечество выживет только в том случае, если сумеет установить равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы. В частности, выдающийся мыслитель XX в. академик Н.Н. Моисеев в своей последней книге-завещании "Быть или не быть человечеству?" утверждал: "Если человек не найдет нужного ключа к своим взаимоотношениям с природой, то он обречен на гибель" <19>.

--------------------------------

<19> Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.: Молодая гвардия, 1999. С. 11.

 

Новая стратегия развития цивилизации в международных документах получила наименование "sustainable development" (англ., устойчивое, долговременное, продолжительное, прочное, поддерживающее, сбалансированное развитие), на русский язык переведено как "устойчивое развитие" <20>. Сам термин "устойчивое развитие" получил широкое распространение после публикации доклада "Наше общее будущее", подготовленного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН. В докладе этой Комиссии устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности <21>.

--------------------------------

<20> См.: Основные положения стратегии устойчивого развития России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. N 9-10. С. 17; Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. С. 29.

<21> См.: Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке.

 

Устойчивое развитие предполагает научно обоснованное, т.е. основанное на глубоких, всесторонних, системных научных исследованиях, государственное управление всеми сферами жизни общества, в котором достигнуты: 1) гармоничное взаимодействие человека и биосферы; 2) преодолена социально-экономическая и духовная дисгармония и созданы условия для гармоничного развития каждого индивида, развития сферы разума и духа, названного академиком В.И. Вернадским ноосферой.

Сам термин "устойчивое развитие", или "стратегия устойчивого развития", довольно часто используется в российских официальных документах как синоним стабильного, сбалансированного социально-экономического, политического развития, обеспечивающего непрерывный прогресс общества, однако при этом, как правило, не акцентируется внимание на главном условии устойчивости развития - "сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на земле" <22> и на его главную цель - фактическое претворение в жизнь конституционного идеала: человек, его права и свободы - высшая ценность (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

--------------------------------

<22> Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. С. 31.

 

В Обращении российских ученых к Международному научному сообществу, подписанном ведущими российскими учеными, содержится призыв "признать необходимость сохранения земной цивилизации" "в качестве фундаментальной цивилизационной цели человечества" и "ввести данную цель в качестве конституционной основы государств, входящих в ООН" <23> (выделено нами. - Н.Б).

--------------------------------

<23> Обращение российских ученых к Международному научному сообществу // Парламентская газета. 2003. 26 ноября.

 

Все это предполагает системное, комплексное реформирование всех сфер жизни российского общества в соответствии с документами, выработанными международным сообществом (с участием России) на конференциях ООН по устойчивому развитию. То есть речь идет о таких глубинных изменениях, которые в международных документах определены как переход на качественно новую цивилизационную модель развития, принципиально отличающуюся от современной технотронной модели. В соответствии с международно-правовыми документами названное понятие (устойчивое развитие) призвано отразить новую парадигму развития человечества, взаимоотношения человека, общества и природы: предстоит обеспечить переход от стихийного развития и утилитарно-ресурсного подхода к окружающей природной среде к научно обоснованному, целенаправленному биосферно-экологическому подходу, означающему управляемое, целенаправленное гармоничное развитие человечества как единого целого с природой и на основе общечеловеческих ценностей. В международных документах создание соответствующей правовой основы определяется как один из начальных шагов такого перехода, и очевидно, что эти процессы не могут не затронуть в первую очередь Конституцию России как Основной Закон государства.

В соответствии с выводами ученых основные черты устойчивого развития и направления деятельности государств в данном направлении определены международным сообществом (можно сослаться на международно-правовые документы, принятые в первую очередь конференциями ООН по окружающей среде и развитию, состоявшимися в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и участниками Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 г. в Йоханнесбурге, а также последней Конференции ООН по устойчивому развитию "Рио+20", которая состоялась в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро и была посвящена подведению итогов и определению дальнейших целей и путей устойчивого развития и, в частности, переходу всех стран к "зеленой экономике" <24>).

--------------------------------

<24> URL: http://kommersant.ru/doc/1962626.

 

В соответствии с рекомендациями конференций ООН России, как и другим государствам, до 2005 г. следовало разработать национальную стратегию устойчивого развития. И большинство стран такую работу провели. В России был принят ряд промежуточных документов, но с 2004 г. работа над Государственной стратегией устойчивого развития и проектом Федерального закона "О государственной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" была прекращена <25>.

--------------------------------

<25> См.: Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства. Москва-Воронеж, 2006. С. 104 - 105.

 

К сожалению, этот пример подтверждает вывод о том, что Российское государство не всегда реализует экономические, политические, культурные и прочие возможности России, его народа, порой действует неадекватно объективным потребностям общественного развития. Так, недопустимо откладывать на будущее переход к новой цивилизационной модели развития, что предполагает глубинные системные изменения во всех сферах жизни общества. Пока что и состоявшаяся в 2012 г. конференция ООН "Рио+20" со всей очевидностью показала, что Россия остается на "сырьевой игле", в отличие от многих государств, не сделала реальных шагов ни к переходу к "зеленой экономике", ни к иным направлениям в рамках перехода к устойчивому развитию <26>.

--------------------------------

<26> URL: http://kommersant.ru/doc/1962626.

 

В связи с этим в качестве первых шагов по созданию правовой основы для перехода к новой модели развития, принципиально меняющей роль государства, общества и каждого российского гражданина в современный период, необходимо незамедлительно возобновить и завершить работу над вышеназванными документами, которые, по мнению академика Н.Н. Моисеева, правильнее было бы назвать не "стратегией устойчивого развития", а "стратегией перехода к устойчивому развитию": "Об устойчивости развития в его банальной формулировке следует просто забыть: и человечество в целом, и каждая страна в отдельности будет встречать и преодолевать многочисленные кризисы, взлеты и падения, это будет путь непрерывных поисков, а не устойчивого развития. И к этому надо быть готовым..." <27>.

--------------------------------

<27> Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 148.

 

На каждое государство и гражданское общество ложится ответственность не только перед настоящими, но и перед будущими поколениями за то, чтобы не опоздать с практической реализаций стратегии перехода к устойчивому развитию. По общему мнению ученых, научно обосновавших различные модели и сценарии развития современной цивилизации на ближайшие десятилетия, у человечества не так уж много времени для осуществления этого перехода: первая четверть XXI века - критический момент в человеческой истории <28>. Таким образом, Стратегия развития России на период до 2020 г. (Стратегия-2020) должна быть Государственной стратегией устойчивого развития Российской Федерации (или Государственной стратегией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию).

--------------------------------

<28> См.: Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 83 - 88.

 

Концепция устойчивого развития российского общества и государства должна быть изложена в документах, являвшихся результатом глубокого научного осмысления специалистами различных отраслей знаний, государственных органов, политиков, представителей различных структур гражданского общества <29>. При условии завершения работы над Государственной стратегией устойчивого развития и проектом Федерального закона "О государственной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и их официального принятия есть все основания для признания их в качестве важного источника государственной идеологии в современный период. Неслучайно в подготовленных к Всемирной встрече в Йоханнесбурге Комиссией по проблемам устойчивого развития Государственной Думы Российской Федерации документах переход к устойчивому развитию рассматривался как общенациональная идея, призванная сплотить все слои общества во имя возрождения России.

--------------------------------

<29> См.: Новая парадигма развития России в XXI веке (Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты) / Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. М., 2000. 397 с.; Основные положения Стратегии устойчивого развития России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. N 9-10. С. 17 - 23.

 

Государственная идеология устойчивого развития России представляет собой концептуально, научно обоснованную систему взглядов и идей, определяющих стратегию качественно новой (в гармонии с природой) модели развития общества и государства, ориентированной на претворение в жизнь гуманистических ценностей и идеалов и предотвращение угроз развитию современной цивилизации при обеспечении соблюдения национальных интересов России.

Современные тенденции общественного развития ставят в практическую плоскость проблему формирования общенациональной государственной идеологии, раскрывающей содержание стоящих перед государством и обществом задач, а также проблему определения содержания и форм реализации идеологической функции государства.

Формой выражения государственной идеологии, отражающей неразрывную связь политической и правовой идеологии, выступает конституционная доктрина. Основное назначение названной доктрины в современный период прежде всего в определении новой роли государства, а также иных элементов политической системы, элементов гражданского общества, призванных активно участвовать в решении всего комплекса проблем, стоящих перед обществом и государством, и обеспечении перехода к устойчивому развитию.

Таким образом, конституционная доктрина выполняет функцию оформления и выражения государственной идеологии. И хотя государственная идеология не является обязательной, таковыми становятся главные, принципиальные положения конституционной доктрины, получившие закрепление в Конституции, но обязательные не в силу своей доктринальности, своего идеологического содержания, а в связи с обязательностью соответствующих правовых предписаний.

Следует подчеркнуть особую важность и ответственность процесса формирования конституционной доктрины, который должен осуществляться на основе научного подхода, демократизма, предполагающего широкое участие гражданского общества, принципа идеологического плюрализма и всестороннего анализа и учета существующих взглядов и идей по проблеме доктринальных исследований.

Перевод системы российского законодательства на модель устойчивого развития неизбежно придется начать с проведения конституционной реформы. Эту задачу в ближайшие годы, по-видимому, предстоит решить всем странам, т.к. ни в одном государстве мира действующие конституции в полной мере не отвечают требованиям обеспечения устойчивого развития. Реформирование принципиальных положений российской Конституции, как известно, возможно только в результате принятия новой Конституци



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.