|
|||
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!Стр 1 из 2Следующая ⇒
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Самостоятельная работа при заочной форме обучения является основным видом учебной деятельности. Ваша самостоятельная работа по дисциплине предполагает следующее: - самостоятельное изучение теоретического материала; - выполнение практической работы (подготовка и участие в семинарском занятии); - выполнение контрольной работы. Содержание дисциплины «Основы социологии и политологии» разбито на смысловые блоки (разделы), которые изучаются по темам. Структура каждой темы представлена следующим образом: основные вопросы по теме; практическая работа (при наличии); контрольная работа (домашняя); основные и дополнительные источники по теме. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. Для того чтобы Вы смогли успешно пройти итоговую форму контроля, Вам необходимо, помимо освоения теоретического материала и участия в семинарском занятии, выполнить контрольную работу, предусмотренную учебным планом. Для того, чтобы получить свой вариант контрольной работы, Вам необходимо обратиться в учебную часть техникума. Получив свой вариант контрольной работы, Вы должны: - внимательно ознакомиться с вопросами своего варианта; - подобрать соответствующую литературу; - ознакомиться с подобранной информацией; - выполнить задания по теоретическим вопросам; - оформить работу в соответствии с требованиями. Если Вами не освоен теоретический материал, необходимо обратиться за помощью к преподавателю или попытаться ещё раз самостоятельно с помощью данного УМК пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу. С графиком консультаций, проводимых преподавателем, можно ознакомиться в учебной части техникума. Распределение времени на выполнение самостоятельной работы студентами осуществляется согласно программе дисциплины равномерно по занятия В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов. Преподаватель помогает студентам в выработке навыков самостоятельного подбора необходимой литературы. При изучении гуманитарных дисциплин у студентов должен вырабатываться рационально-критический подход к изучаемым книгам и статьям. Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр книги позволит решить вопрос, стоит ли ее читать (предварительный просмотр включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением). Прекрасным профессиональным качеством является умение читать оглавление. Совет здесь прост: оглавление продумывается как задание по воссозданию текста, при этом свои мысли необходимо фиксировать на бумаге. Развивается концептуальное мышление, умение мыслить образно и свободно. Следующий этап работы с книгой — прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее типе или жанре, сведения об ответственности (редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания, и т.д.), выходные данные, аннотация. Эти сведения, расположенные обычно на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарии, списки литературы. Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, не следует пренебрегать и этими элементами аппарата. Отдельный этап изучения книги — ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей — план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект. План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком. Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы — сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии. Аннотация — краткое изложение содержания — дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения. Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Экономию времени при конспектировании дает использование различного рода сокращений, аббревиатуры и т.п. В самостоятельной работе студентам приходится использовать источники разных видов. Ориентироваться в потоке литературы по гуманитарным наукам помогают различные библиографические пособия. Практически исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания государственной библиографии: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий», «Летопись изоизданий» и др. Поиск новых изданий по отдельным отраслям знания обеспечивают отраслевые текущие указатели типа «Новая литература по...» Самостоятельная работа по изучению гуманитарных дисциплин все более приобретает характер исследовательской деятельности. Разумеется, индивидуальная работа с литературой не отделена от лекций, семинаров, консультаций. Однако вдумчивое чтение, составление тезисов, конспекта, подготовка реферата и т.п. способствуют гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. К тому же организация самостоятельной работы студентов ставит задачу не только решения уже сформулированных преподавателем проблем, но и выработки у студентов проблемного видения. А для этого прежде всего необходимы глубокие, постоянно обновляющиеся знания, умение самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации. 1.2. Курс дисциплины «Основы социологии и политологии» должен дать студентам необходимые представления о современных политических и социальных процессах, происходящих в нашей стране и в мире в целом помочь увидеть общество в целом, понять его устройство и механизм функционирования. Её цель – научить студентов самостоятельно анализировать социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном мире, придать их мировоззрению практически-гуманистическую направленность. Студент должен научиться делать правильные выводы о происходящих в стране социальных и политических событиях. Студенты-заочники изучают курс «Основы социологии и политологии» самостоятельно, используя учебную и другую рекомендованную литературу. После того, как будет усвоено содержание курса, необходимо приступить к написанию контрольной работы. Заочнику предстоит выполнить одну контрольную работу по «Основам социологии и политологии». Варианты тем контрольных работ определяются данным учебным заведением. В контрольной работе студенту необходимо показать глубокие знания и понимание изучаемых вопросов, умение излагать свои мысли, связывать рассматриваемые вопросы с современными проблемами жизни общества. При выполнении контрольной работы необходимо использовать различные справочные материалы, статьи в журналах «Социально-гуманитарные знания», «Политика и право», «Вопросы истории», «Отечественная история» и др. Важно также обращаться к публикациям газет «Аргументы и факты», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Сургутская трибуна» и др. Варианты Контрольных работ Вариант 1. Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии. Методы социологических исследований. Политические режимы: сущность и типология. Демократия и диктатура. Политическая структура современного мира. Политическое многообразие мирового сообщества: его тенденции и противоречия. Практическое задание. Составьте анкету (7 – 10 вопросов) на любую, интересующую вас тему. В анкете укажите, с какой целью проводится социологическое исследование. Вариант 2. Социальная структура общества. Социальное неравенство и социальная стратификация. Государство в политической системе общества. Происхождение и типы государства. Проблемы становления правового государства. Международные конфликты, механизмы их регулирования. Международные организации. Вариант 3. Социальные конфликты, типология социальных конфликтов и методы их разрешения. Политическая система общества: её структура, типология, и функции. Национальные интересы и национальная безопасность. Геополитические факторы формирования внешней политики. Принципы и направления внешней политики России на современном этапе. Практическое задание. Заполните предложенную таблицу и выделите признаки правового государства.
Признаки правового Реализованы в Отсутствуют в государства Российской федерации Российской федерации Вариант 4. Социальные институты: их сущность, функции, виды и роль в обществе. Семья как основной социальный институт. Политические элиты. Политический лидер как субъект политики. Научно – техническая революция и политическая жизнь общества. Практическое задание. Заполните схему. Впишите в прямоугольники наиболее острые глобальные проблемы. Группы проблем: Вариант 5. Социальное поведение личности. Социализация личности. Социальные роли и статусы личности. Общественно-политические организации и движения, их роль в обществе. Глобальные проблемы современности. Практическое задание. Ответить на вопросы. Семья в обществе выполняет различные функции. Какие из функций относятся к биологическим, какие к социальным? Какие из них являются для общества наиболее важными? Свой ответ обоснуйте. Как вы считаете, оказывают ли перемены, происходящие в нашем обществе влияние на семью? Если «да», то какие? Вариант 6. Национальные отношения. Проблемы межнациональных отношений в современной России. Политическая культура, проблемы её формирования. Взаимосвязь политической и общей культуры. Социальное прогнозирование. Современные социальные и политические концепции будущего. Практическое задание. Известно, что власть может основываться на: Авторитете. Принуждении. Прямом насилии. Дайте характеристику этим понятиям. Можете ли вы дополнить этот перечень? Вариант 7. Национализм и его формы. Основные проявления воинствующего национализма. Понятие и сущность демократии. Исторические формы и виды демократии. Социальные нормы и социальные санкции. Функции и виды социальных норм. Практическое задание. Составьте сравнительную таблицу признаков тоталитаризма в гитлеровской Германии и сталинском союзе ССР. Вариант 8. Семья как социальный институт. Политические партии: сущность, функции и типы. Проблемы формирования многопартийности в современной России. Формы национально-государственного устройства. 4. Практическое задание. Заполните следующую схему. Объясните структуру государственной власти в РФ. Механизм государственной власти в РФ Вариант 9. Развитие общества: его типология и эволюция. Социальный прогресс. Проблема прав человека. Права и свободы граждан. Политическая идеология, её функции, типы, тенденции развития. Практическое задание. Сравните две позиции о соотношении цели и средства в политике: А) «Цель оправдывает средства» (Н. Макиавелли) Б) «Цель уходит в отвлечённую даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают. Цель имеет смысл лишь в том случае, если её начать осуществлять сейчас же, тут» (Бердяев Н.) Вариант 10. Девиантное поведение: сущность и виды. Основные проявления аномии в современной России. Политика как общественное явление. Структура и роль политики в обществе. Власть как ядро политики. Гражданское общество: содержание и структура. Формирование гражданского общества в России. Практическое задание. Представьте, что вы разговаривает с товарищем, который утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы бы задали ему, чтобы убедиться в его правоте? Тематика рефератов по дисциплине «Основы социологии и политологии» Методы социологического исследования. Возникновение социологии как науки. Социология в России. Социальное действие и взаимодействие. Конкуренция и конфликт. Личность и культура. Социальные роли личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Основные факторы развития личности. Социальная изоляция и феральные люди. Социализация личности, ее этапы и стадии. Культура и цивилизация. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Социальные институты. Проблемы развития социальных институтов современного общества. Социальные общности и группы. Этнические конфликты и проблема их преодоления. Социальные группы и их влияние на развитие современного российского общества. Семья как социальный институт. Семья и демографическая политика в современной России и других государствах мира. Общество как социальная система. Стратификация и эволюция классов в России. Социальная мобильность, причины и каналы. Миграция, ее виды и социальные последствия. Политика как социальное явление. Современные зарубежные политические школы и доктрины. Политика и экономика: проблемы взаимодействия. Основные направления политики включения России в мировое хозяйство. Программы модернизации экономики в России и в других странах мира. Политические интересы социальных групп общества. Этнические группы в политике. Конфессиональные группы в политике. Человек в политике Молодежь и политика. Политическая жизнь общества. Политическая власть, источники власти. Политические режимы и их типы. Демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти. Государство: природа, сущность, типы, функции. Монархия и республика. Правовое государство: история развития и основные признаки. Гражданское общество. Президент и парламент в структуре политической власти. Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения. Борьба с международным терроризмом. Изменение облика мира на рубеже XX - XXI веков. Место и роль России в современной геополитической картине мира. Вопросы для зачёта по дисциплине «Основы социологии и политологии» Социология как наука: объект и предмет её исследования. Структура и функции социологии. Методы социологических исследований. Становление и основные этапы развития социологии. О.Конт – родоначальник социологии. Понятие общества, его признаки. Типология общества. Эволюция общества и социальный прогресс. Модернизация и глобализация общества. Социальная структура общества. Социальные группы и социальные общности. Социальная стратификация. Особенности стратификации в России. Этнические общности. Проблемы межнациональных отношений. Причины национальных конфликтов в современной России. Национализм и его формы. Социальные институты, типология и функции. Роль социальных институтов в жизнедеятельности общества. Понятие личности. Личность и индивид. Социализация личности, её агенты и институты. Процесс социализации личности. Социальные нормы и девиантное поведение. Социальные статусы и социальные роли. Социальная мобильность, её причины и формы. Понятие политологии. Предмет и функции политологии. Политика и политическая власть. Легитимность власти. Возникновение и развитие политической науки. Политическая мысль России. Политическая система общества: сущность, структура и функции. Возникновение и сущность государства. Типы и функции государства. Структура органов государственной власти в России. Правовое государство и гражданское общество. Формирование правового государства в РФ. Формы национально- государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Сущность и типология политических режимов. Политический режим в России. Сущность, возникновение и функции политических партий. Типология партий. Партийные системы, типология и характеристика. Проблемы формирования многопартийности в современной России. Избирательные системы, их значение и типология. Избирательные системы в России. Общественно-политические организации и движения, их воздействие на общество и политику. Понятие демократии. Исторические формы и виды демократии. Политическое лидерство и политические элиты, проблемы их формирования. Понятие мировой политики. Мировое сообщество и его структура. Международные организации. Глобальные проблемы социально- политического характера Тестовые задания по социологии и политологии. Вопрос 1. Объектом социологии является: социальное пространство политическая система общества производственные отношения между людьми общество Вопрос 2. Уровень социологии, изучающий проблемы глобального характера: прикладная социология макросоциология фундаментальная социология микросоциология Вопрос 3. Теорию «трёх стадий» создал: О.Конт К.Маркс Аристотель Д.Белл Вопрос 4. Доиндустриальное общество – это: общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами общество, в котором производительной основной силой выступают знания и информация общество с развитием, прежде всего, обрабатывающей промышленности общество, в котором определяющей отраслью является сфера услуг Вопрос 5. Под социальными институтами понимается: совокупность статусов и ролей взаимодействие людей устойчивые формы организации совместной деятельности формы управления Вопрос 6. Социальный прогресс: знаменует попятное движение общества указывает на то, что разные народы движутся со временем с различной скоростью представляет собой процесс вытеснения ручных орудий труда машинами глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении исторического времени Вопрос 7. К какому понятию относится это определение: «Коренные качественные преобразования производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу»? к понятию «переход от капитализма к социализму» к понятию «переход от демократии к тоталитаризму» к понятию «научно-техническая революция» к понятию «переход военно-промышленного комплекса на выпуск мирной продукции» Вопрос 8. Что составляет основу социальной структуры общества? социальные институты социальные статусы социальные отношения социальная стратификация Вопрос 9. Предписываемый статус – это: совокупность прав и обязанностей человека профессиональное положение человека положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля статус, в котором человек рождён или который назначается ему по происшествии времени Вопрос 10. Что означает понятие социализации? усвоение элементарных правил человеческого общежития обучение жизни воспитание нравственно ответственной личности процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм Вопрос 11. Социальная мобильность – это: совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение своего статуса процесс объединения социальных явлений единое целое расслоение людей на классы неодинаковый доступ больших социальных групп людей к экономическим ресурсам Вопрос 12. По мнению социологов, одним из условий стабильности общества является: укрепление позиций среднего класса укрепление позиций низшего класса укрепление позиций высшего класса укрепление позиций властвующей элиты Вопрос 13. Понятие «каста» означает: большая социальная группа, владеющая, либо не владеющая средствами производства категория вынужденных мигрантов господствующая верхушка, правящие круги социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением Вопрос 14. В какую эпоху наступает эра индустриальных обществ? в эпоху средневековья в эпоху Возрождения в эпоху буржуазных революций в современную эпоху Вопрос 15. Дискриминация – это: ненависть к евреям истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам ограничение или лишение прав определённой категории граждан по половому, религиозному, национальному или расовому признаку превосходство одной нации перед другой, преследование только своих собственных интересов Вопрос 16. Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности? антисемитизм патриотизм расизм национализм Вопрос 17. Социальный статус личности – это: имущественное положение человека совокупность юридических прав и обязанностей общепризнанное влияние какого-либо лица положение человека в системе общественных отношений Вопрос 18. Политология – это наука, изучающая: политическую власть функции социологии. политическую жизнь общества. социальные отношения в обществе. Вопрос 19. Деятельность государственных органов, политических партий относится к: духовной сфере общественной жизни социальной сфере общественной жизни правовой сфере общественной жизни политической сфере общественной жизни Вопрос 20. Укажите тип государственного устройства, характеризующийся сильной, централизованной властью с единым центром, характерным для стран с единой национальностью: унитаризм федерация конфедерация монархия Вопрос 21. Назовите основной принцип правового государства: многопартийность верховенства закона защита государственных интересов высокое качества закона Вопрос 22. Какая форма правления характеризуется широким участием народа в управлении делами государства? унитарное государство федерация монархия республика Вопрос 23. Что означает понятие «политический режим»? форма правления государства форма административно-государственного устройства способы и методы осуществления власти политические отношения Вопрос 24. Какое из перечисленных государств является по форме правления монархией? США Япония Германия Россия Вопрос 25. Как называется комплекс общечеловеческих проблем, от решения которых зависит выживание человечества, судьбы цивилизации? научно-техническая революция глобальные проблемы современности интеграционные мировые процессы предотвращение угрозы новой мировой войны Вопрос 26. Наиболее распространённый метод социологического исследования: интервьюирование анализ документов социологический опрос наблюдение Вопрос 27. Кто из учёных ввёл в научный оборот термин «социология»? О.Конт Платон К.Маркс М.Вебер Вопрос 28. Кто явился создателем теории «постиндустриального общества»? Н.Макиавелли К.Маркс Д.Белл М. Вебер Вопрос 29. Какая идея является общей для всех социалистических учений? идея диктатуры пролетариата идея социалистической революции идея равенства идея построения коммунизма в отдельно взятой стране Вопрос 30. Общество – это: часть света или территория политическая организация данной страны системная организация социального взаимодействия и социальных связей совокупность социальных статусов и ролей Вопрос 31. Что характеризует человека как личность? тип темперамента черты внешнего облика принадлежность к определённой расе умение общаться с другими людьми Вопрос 32. Основным социальным институтом является: государство семья деньги культура Вопрос 33. Объединение нескольких родов составляет: нацию клан народность племя Вопрос 34 . Какое из перечисленных государств по форме правления является республикой? Швеция Франция Япония Великобритания Вопрос 35. Какой признак не принадлежит федеративной форме государственного устройства? действие единой Конституции на всей территории страны относительная самостоятельность государственных образований свои правовые и судебные системы субъектов двойное гражданство Вопрос 36. Что относится к форме правления? демократия монархия тоталитаризм федерация Вопрос 37. К какому понятию относится следующее определение: «Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением»? к понятию «престиж» к понятию «социальный статус» к понятию «авторитет» к понятию «социализация» Вопрос 38. Стратификация – это: регулярное перемещение населения из деревни в город и в обратном направлении принадлежность к определённой касте, сословию, классу расположение социальных слоёв сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровню образования, объёме власти и т.д. переход индивида из одного класса в другой Вопрос 39. Социализация – это: процесс постоянного взаимодействия индивидов систематическое умаление прав этнической группы по её национальности или расы состояние общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей Вопрос 40. К каналам вертикальной мобильности не относится: армия демонстрация церковь управление Вопрос 41. Социальная структура – общества – это: совокупность всех социальных групп экономический базис общества политическая надстройка общества совокупность всех социальных отношений Вопрос 42. Как называется положение, которое занимает человек в первичной социальной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа? личный статус достигаемый статус престиж главный статус Вопрос 43. Сепаратизм – это: объединение в целое, каких – либо частей слияние одного народа с другим с утратой одним их них своего языка, культуры, и национального самосознания стремление к отделению, обособлению истребление отдельных групп населения Вопрос 44 Как называется крайняя агрессивная форма национализма? апартеид фашизм расизм патриотизм Вопрос 82. Понятие социального прогресса означает: постепенное, но неуклонное движение к лучшему, высшему, более сильному (во всех сферах жизни человека и общества). идеал, к которому постоянно приближаются, но никогда не достигают. возрастающую солидарность всех членов общества. рост материального благосостояния людей и их социальную защищённость. Вопрос 83. Назовите разновидности республиканской формы правления. тоталитаризм. парламентская демократия. унитарное государство. федерация Вопрос 84. Глобализация – это: полное или комплексное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего социального строя. исторический процесс сближения наций и народов. революционный переход от доиндустриального общества к индустриальному. частичное усовершенствование в какой-либо сфере общества. Вопрос 85. Что входит в понятие социальной структуры общества? классы профессиональные группы демографические группы верно всё вышеперечисленное Вопрос 86. Стратификация – это: взаимодействие между двумя и более индивидами. изменение индивидуумом или группой своего статуса, переход в другую группу. социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как престиж, профессия, доход, образование, участие во властных структурах. состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое. Гармонизация отношений между различными социальными группами. Вопрос 87. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется: социальным взаимодействием. социальной стратификацией. социальным прогрессом. социальной мобильностью. Вопрос 88. К слагаемым социальной стратификации относятся: место проживания. доход. возраст национальность. Вопрос 89. Горизонтальная мобильность подразумевает: переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизительно эквивалентными. изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий. перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.
|
|||
|