|
|||
Тема: «ЕВРАЗИЙСТВО»Тема: «ЕВРАЗИЙСТВО» Актуальность исследования.Проблема роли России в мировой истории и её отношений с Западом, вылившаяся в поиск национальной идентичности, была поднята в начале XIX века Петром Яковлевичем Чаадаевым после издания его «Философических писем». Сформировавшиеся позднее движения западников и славянофилов выдвигали собственные концепции исторического пути русского народа, претендуя на роль той самой национальной идее, которая определила бы роль России в мире. Но за XIX век ни одна идеология в полной мере так и не заняла место государственной, из-за чего русские мыслители продолжали поиски той самой идеи, того самого пути, который подойдёт России и определит дальнейший вектор развития страны. В 20-е годы XX века зародилось новое философско-политическое течение, одним из основных положений которого было сближение России не с Западом, но с Азией и населявшими её народами. Это направление получило название «Евразийство» и, просуществовав в качестве концепции на протяжении всего XX века, данное течение не забыто до сих пор. Евразийцы, как и славянофилы, настаивали на особенности русского народа и его пути развития, стараясь как бы выделить Россию на фоне всего остального мира и Запада, в частности. Они не просто считали западными ценности чуждыми России, но открыто противопоставляли евразийскую цивилизацию западной, возведя на первое место идею уникальности пути русского народа. Можно смело утверждать, что поиски уникального пути для русского общества, которыми занимались славянофилы, евразийцы и многие другие, продолжаются и сегодня. Евразийство зародилось в эмиграции как возможная альтернатива развития России, когда сама её государственность стояла под вопросом. А после развала СССР в сознании русского человека вновь образовался идеологический вакуум, который можно или даже нужно заполнить новыми идеями, что соответствовали бы специфике русского народа. И именно во время становления Российской Федерации евразийство обрело второе дыхание на фоне либеральных реформ, проводимых российским правительством. Как верно отметил А. С. Панарин, перед Россией уже в очередной раз встала проблема политического выбора, которая может разрешиться присоединением к семье европейских народов, или «антизападному» Востоку, либо же избрать третий нейтральный путь, что не будет подразумевать под собой противопоставление России какой-либо цивилизации [26, с. 36]. Что примечательно, заинтересованность в евразийских идеях можно наблюдать даже в среде высшей государственной власти. Так, выступая в университете Л. Н. Гумилёва 10 октября 2000 г. в Астане, президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул: «Заряд, который несут в себе евразийские идеи, особенно важен сегодня, когда мы выстраиваем подлинно равноправные отношения между странами Содружества Независимых Государств. И на этом пути нам важно сохранить всё лучшее, что накоплено за многовековую историю цивилизации Востока и Запада» [14, с. 5]. Также стоит упомянуть о важной роли Н. А. Назарбаева в стимулировании становления неоевразийства как идейного течения, призванного продолжить научный поиск классического евразийства. Помимо его государственной деятельности и инициатив по созданию и деятельности СНГ, Назарбаеву принадлежит заслуга разработки ряда теоретических проблем евразийского пространства и его интеграционного потенциала. Назарбаев обосновал идею более интенсивной интеграции евразийских стран: тесное экономическое сотрудничество, совместное решение оборонных, экологических проблем, создание общего культурного, информационного пространства. При этом он подчеркивал, что в интеграции этих стран стержнем может стать именно Россия [19, с. 31]. Суммируя высказывания приведённых выше политиков можно смело утверждать, что евразийская мысль чётко прослеживается среди политической элиты стран СНГ, что в свою очередь представляет первостепенную важность для современной России. Даже в наши дни страна всё ещё стоит на распутье и дальнейшее развитие кажется неопределённым. В нынешний век глобализации и перемен поиск пути, по которому следует развиваться русскому обществу, не просто остаётся актуальным, но приобретает одно из центральных значений в дальнейшем векторе развития российского государства. А потому идеи евразийцев о самобытности России и её исторической и географической уникальности востребованы и по сей день. Состояние изученности проблемы.Рассмотрением воззрений евразийцев занимались учёные и исследователи разнообразных научных направлений – политологи, философы, историки и др. Критическая оценка евразийского учения была дана в работах Развитие евразийства в ретроспективе и влияние исторических феноменов на данную идеологию представлены в трудах таких авторов, как М. Г. Вандалковской [7], М. А, Колерова [18], М. И. Одинцова [22]. Философские концепты классиков евразийства, что в дальнейшем легли в основу данной политической мысли, представлены в исследованиях К. Б. Ермишиной [16], И. Сиземской [21], Л. Новиковой [21], И. Б. Орловой, [23], А. В. Панибратцева [27], С. М. Половинскина [28], А. В. Соболева [33], В. С. Соловьёва [34]. Особенности понимания евразийцами русского национального самосознания рассмотрены в исследованиях публицистов В. В. Кожинова [17] и Н. В. Назарова [20]. Изучение наследия евразийских идей и их влияния на современную Россию представлено в трудах советского и российского философа, политолога, публициста и общественного деятеля А. С. Панарина [24, 25, 26], а также в работах политического деятеля Казахстана Н. А. Назарбаева [19]. Нормативно-правовая база евразийского учения раскрыта в работах Т. Н. Радько [29]. Цель исследования – изучение специфики и содержания идеологии евразийства. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретико-методологические основы изучения идеологии евразийства. 2. Рассмотреть роль церкви и государства в работах П. Н. Савицкого. 3. Охарактеризовать идеократию в трактовке Н.С.Трубецкого. 4. Изучить принцип демотии на примере учения Н. Н. Алексеева. Объектом исследованиякурсовой работы является евразийство как философско-политическое направление в России. Предметом исследованияявляетсяобраз государства в работах евразийцев. Методология исследования. При написании данной курсовой работы были использованы такие общелогические методы исследования, как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также систематизация и обобщение полученной в ходе изучения работ идеологов классического евразийства информации и для дальнейшего построения выводов. В качестве специальных методов использовались историко-генетический метод для определения истоков появления и развития идеи евразийства и его роли в разные хронологические периоды. Сравнительный подход был применен для рассмотрения сходств и различий евразийского учения и предшествовавших ему концепций. Аксиологический подход позволил рассмотреть воззрения евразийцев с нормативно-ценностной точки зрения. Также был использован институциональный метод, позволивший изучить специфику российского государственного устройства, исходя из концепции «Россия-Евразия». Источниковая база исследования.В работе использован широкий спектр опубликованных источников, которые можно условно разделить на несколько групп: – во-первых, монографии, сборники научных статей, посвященные вопросам евразийской идеологии и теории государства и права [1, 2, 3 и др.]; – во-вторых, статьи из периодических изданий научного характера, конкретизирующие основные моменты истории и содержания евразийской идеологии [18, 36, 38]; – в-третьих, учебники, учебные пособия [12, 14]; – в-четвертых, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвященные рассматриваемой проблематике [20, 26, 35]. Научная новизна.В данной курсовой работе были рассмотрены и проанализированы концепции представителей идеологии евразийства о государстве и праве. Практическая значимость.Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной тематике, а также в образовательной практике при чтении дисциплин «История политических учений», «История политики» и др. студентам направлений подготовки «Политология», «История», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление». Структура работы.Курсовая работа включает в себя 2 главы, 43 страницы, 44 использованных источника.
|
|||
|