|
|||
ОглавлениеОглавление Введение. 3 Глава 1. Финансовая устойчивость страховой организации как условие стабильного развития страховой отрасли. 9 1.1. Специфика анализа деятельности страховых организаций. 9 1.2. Понятие финансовой устойчивости страховой организации. 10 1.3. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций 12 1.4. РСА и его участники как ключевые субъекты, заинтересованные в финансовой устойчивости и транспарентности страховщиков ОСАГО.. 14 1.5. Потенциал РСА в регулировании финансовой устойчивости страховщиков ОСАГО 17 Выводы по главе 1. 18 Глава 2. Анализ достаточности собственных средств СО.. 20 2.1. Регулирование финансовой устойчивости страховщиков, осуществляемое ФССН 20 2.1.1. Правовые основы регулирования финансового состояния страховщика 20 2.1.2. Порядок рассмотрения отчетности страховщиков. 22 2.1.3. Анализ платежеспособности страховщика. 23 2.1.5. Страховые резервы и их размещение. 29 2.1.6. Оценка рентабельности деятельности страховщика. 31 2.1.7. Анализ страховой и прочей деятельности страховщика. 34 2.2. Новые критерии оценки финансовой устойчивости страховщиков, предложенные ФАС: проблемы применения. 39 Выводы по главе 2. 50 Глава 3. Меры повышения транспарентности и финансовой устойчивости страховщиков 53 3.1. Рекомендации страховщикам для сохранения финансовой устойчивости в условиях экономического кризиса. 53 3.2. Предложения по методическому совершенствованию анализа убыточности страховых операций. 54 3.3. Предложения по совершенствованию регулирования финансовой устойчивости страховщиков и повышению их транспарентности. 56 Выводы по главе 3. 58 Заключение. 60 Библиографический список. 66 Приложения. 71 Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке, и Ваши дела пойдут в гору. Дж. Д. Рокфеллер-старший Введение Развитая система страхования является необходимым условием стабильного функционирования национальной экономики. Она должна быть представлена финансово устойчивыми, платежеспособными и эффективными страховыми организациями (СО), что в период экономического кризиса особенно актуально. Это определяет необходимость объективного и оперативного анализа деятельности СО. В этом заинтересован целый ряд ключевых субъектов: -страхователи и выгодоприобретатели, т.к. только финансово устойчивая СО в состоянии своевременно и в полном объеме осуществлять страховые выплаты; -государство, т.к. только полноценная компенсация экономических потерь, вызванных реализацией различных рисков, способна снизить вызванные кризисом падение темпов макроэкономического развития и рост социальной напряженности; -в части ОСАГО – профессиональное объединение осуществляющих его страховщиков (т.е. Российский Союз Автостраховщиков, РСА), т.к. его члены несут субсидиарную ответственность по осуществлению компенсационных выплат пострадавшим при ДТП (осуществляются, если страховая выплата не может быть произведена вследствие применения к СО процедуры банкротства либо отзыва у нее лицензии на осуществление страховой деятельности, в части вреда жизни и здоровья также в случае неизвестности причинившего вред лица либо отсутствия у него договора ОСАГО). -руководители и собственники СО, т.к. их доходы непосредственно зависят от финансовой устойчивости и эффективности страхового бизнеса. Однако в настоящее время не существует общепринятой методики анализа СО. Эта проблематика изучается в незначительном количестве научных работ, причем большинство их них фактически являются переложением методик анализа производственных организаций и не учитывают специфику СО. Немногие авторы предлагают количественные показатели оценки финансового состояния СО, при этом крайне редко указывается, проводилась ли их апробация на практике. Зачастую факторы, используемых в моделях, достаточно неопределенно сформулированы, и/или не могут быть однозначно аттрибутированы к тем или иным показателям бухгалтерского учета и отчетности, что также снижает практическую ценность предлагаемых моделей. Проблема финансовой устойчивости страховщиков имеет большое практическое значение, т.к. в условиях экономического кризиса увеличивается вероятность дестабилизации и ухода страховщиков с рынка. Причем далеко не всегда их уход инициируется Федеральной службой страхового надзора (ФССН), основным органом государственной власти, регулирующим страховую деятельность – иногда и ФССН оказывается перед свершившимся фактом ухода страховщика «по-английски», когда руководство СО исчезает, уничтожая при этом все документы, в результате чего страхователи и выгодоприобретатели обычно оказываются не в состоянии получить причитающиеся им страховые выплаты. Однако у выгодоприобретателей по ОСАГО есть одно важное преимущество перед выгодоприобретателями по другим видам страхования: в случае банкротства или отзыва лицензии у страховщика ОСАГО они имеют возможность обратиться за компенсационными выплатами в РСА. Его фонд формируется за счет взносов страховщиков – участников РСА, соответственно, нагрузку по ушедшим с рынка страховщикам вынуждены принимать на себя оставшиеся страховщики, и это негативно влияет на их финансовую устойчивость, особенно с учетом кризисного состояния экономики страны в настоящее время. Сложилась негативная практика ухода страховщиков ОСАГО с рынка «по-английски», в результате чего, как отметил президент РСА А.С. Кигим, «недобросовестность однихприводит к финансовой неустойчивости других»[1]. В итоге финансовые проблемы отдельных страховщиков могут привести к финансовой дестабилизации всей системы ОСАГО. А это совершенно недопустимо, поскольку приведет к значительному росту социальной напряженности в обществе и катастрофической потере доверия к институту страхования как таковому. Также существует проблема оперативности информирования общественности о финансовом состоянии СО ввиду их недостаточной транспарентности и значительных временных лагов при осуществлении государственного страхового надзора. Необходимость совершенствования страхового надзора и надзора над финансовыми институтами в целом во всем мире стала особенно явной после таких показательных событий как крах «AIG» и «Lehman Brothers». Рейтинговые же агентства и их рейтинги как индикаторы финансовой устойчивости оказались полностью дискредитированными и показали свою необъективность. Отсутствие доступных широкой общественности отчетов о финансовой устойчивости страховщиков, основанных на прозрачных научно обоснованных методиках, использующих методологически корректные и апробированных на практике показатели, способствует нетранспарентности страхового рынка в целом. Проблема исследования– несовершенство методик анализа финансовой устойчивости страховщиков и контроля ее показателей со стороны органов государственной власти, которая приводит к кумуляции рисков дестабилизации страховой отрасли, ее недостаточной транспарентности и, как следствие, к снижению стабильности экономики России. Цель исследования – анализ методик оценки финансовой устойчивости страховщиков и их уточнение, а также выработка рекомендаций по укреплению финансовой устойчивости страховщиков в условиях экономического кризиса и совершенствованию государственного контроля над ней, а также по повышению транспарентности страхового рынка в целом. Гипотеза исследования:при современном состоянии методик анализа финансовой устойчивости страховщиков и государственного контроля ее показателей экономическая стабильность и транспарентность страховой отрасли не обеспечивается в полном объеме. Задачи исследования: - выявить специфику анализа финансово-хозяйственной деятельности СО; - определить понятие финансовой устойчивости СО; - показать необходимость государственного регулирования деятельности страховщиков, в т.ч. их финансовой устойчивости; - доказать прямую экономическую заинтересованность РСА и его членов в финансовой устойчивости и транспарентности страховщиков ОСАГО; - раскрыть потенциал РСА в регулировании финансовой устойчивости страховщиков ОСАГО; - выявить проблемы методического обеспечения государственного регулирования финансовой устойчивости страховщиков посредством анализа: o практики контроля финансовой устойчивости страховщиков со стороны ФССН; o критериев оценки финансового состояния страховщиков, предложенных ФАС. - разработать рекомендации: o страховщикам для укрепления финансовой устойчивости в условиях экономического кризиса; o по совершенствованию методик анализа финансовой устойчивости СО; o по совершенствованию регулирования финансовой устойчивости СО и повышению их транспарентности. Объект исследования – крупнейшие страховые организации Северо-Западного федерального округа, имеющие различную степень финансовой устойчивости. Предмет исследования – методики анализа финансовой устойчивости страховщиков, применяемые различными органами государственной власти. Методы исследования: метод агрегирования, метод научной абстракции, метод сравнительного анализа, методы экономико-математического анализа. Структура исследования.Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список (43 источника), и 18 приложений. Объем – 70 страниц (без учета приложений). В первой главе выявлена специфика анализа деятельности СО, определено понятие финансовой устойчивости СО, показана необходимость государственного регулирования финансовой устойчивости страховщиков. Кроме того, обоснована экономическая заинтересованность РСА и его участников в финансовой устойчивости и транспарентности страховщиков ОСАГО и раскрыт потенциал РСА в регулировании финансовой устойчивости своих членов. Во второй главе проведен анализ методики анализа финансовой устойчивости СО, используемой ФССН, показавший ее адекватность; проанализированы критерии оценки финансового состояния СО, предложенные ФАС, и выявлена недостаточность их методологической обоснованности и адекватности оценки финансовой устойчивости СО. В третьей главе сформулированы рекомендации страховщикамдля сохранения финансовой устойчивости в период экономического кризиса, предложения по совершенствованию регулирования финансовой устойчивости СО и повышению транспарентности их деятельности и финансового состояния, а также предложен разработанный автором показатель расчета влияния отдельных видов страхования на общий уровень убыточности страховых операций и доказана его практическая ценность. Теоретическая значимость.Выявлена специфика деятельности СО, состоящая в вероятностном характере размеров и сроков обязательств СО. Проведен подробный анализ методик анализа финансовой устойчивости ФССН и ФАС с использованием реальной отчетности страховщиков. Раскрыты методологические недостатки предложенных ФАС показателей, предложены их возможные коррекции с целью повышения адекватности оценки финансового состояния СО. Предложен разработанный автором показатель расчета влияния отдельных видов страхования на общий уровень убыточности страховых операций, целесообразный в аналитической практике, особенно при анализе портфеля крупных СО. Практическая значимость.Доказано, что методика ФССН более адекватно отражает финансовое состояние СО по сравнению с методикой ФАС. Сформулированы рекомендации страховщикамдля поддержания финансовой устойчивости в период экономического кризиса (в частности диверсификация страхового портфеля), предложения по совершенствованию регулирования показателей финансовой устойчивости страховщиков (например, исключение из расчета фактического размера маржи платежеспособности размера недоразмещения собственных средств в случае нарушения СО требований к их размещению) и доказано положительное влияние предложенных мероприятий по повышению контроля за финансовой устойчивостью страховщиков на обеспечение полноценного осуществления ими страховых выплат.
[1] Нехайчук Ю. Отдай портфель и смени работу // // РБК daily. – 2008. – 11 февраля. http://www.rbcdaily.ru/2009/04/07/finance/409307
|
|||
|