Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы манипулирования общественным



Методы манипулирования общественным

сознанием

Манипуляция общественным сознанием - один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами и так далее) путём создания иллюзий и условий для управления их поведением. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Манипуляция общественным сознанием это крайне сложный и обширный процесс. Наиболее успешная манипуляция возможна лишь в том случае, когда объект манипулирования обладает определенной степенью готовности подвергнуться манипуляции. Формирование подобной готовности у объекта манипулирования также является задачей манипулятора, если речь идет о таком масштабном процессе, как государственное манипулирование общественным сознанием. В связи с этим, некоторые авторы выделяют два основных вида манипуляции: стратегическая и тактическая (оперативная).

Как указано в монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д. Манипуляция - это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».

Методов манипуляции общественным сознанием различают довольно много. Среди них есть как грубые, примитивные формы манипуляций, так и тонкие, основанные на хорошем знании индивидуальной человеческой психологии и социальных механизмов. Наиболее распространенные и очевидные:

  1. Использование вербального внушения. Продвигая нужную идею, инициатор манипуляций организуют масштабное «обсуждение» этой проблемы в СМИ, выступления «аналитиков», высказывания «авторитетных мнений» и т. д. Иными словами, зрителя (слушателя, читателя) в прямом смысле «убеждают» принять ту или иную точку зрения (на самом деле, подобного рода информационные кампании являются не более, чем методом «вдалбливания в головы», но в более мягкой, нежели традиционная пропаганда, форме).
  2. Намеренное искажение отражения действительности в СМИ, подача намеренно противоречивой, недостоверной и заведомо предвзятой информации. Может производится как в грубой форме, так и в завуалированной
  3. Перенос частного факта в сферу общего, возведение единичного случая в ранг системы. Обратная методика - искусственное дробление единой цепочки событий на отдельные факты
  4. Использование слухов, домыслов, предвзятых толкований вместо достоверных фактов и мнений, основанных на анализе имеющейся информации.
  5. Манипулятивные технологии софистического типа, то есть основанные на приемах подмены понятий, нарушения принципа силлогизма в аргументации, построение дедуктивных и индуктивных цепочек на заведомо неправильных предпосылках (утверждение связи между фактами/ событиями там, где ее в действительности нет). Сюда же относится подмена событий их словесной декларацией
  6. Внедрение в аудиторию «синдрома приобретенной беспомощности», то есть политика нарочитого выпячивания в информационном поле негативных новостей и событий (катастрофы, бедствия, войны, эпидемии, разгул преступности), выделение негативной информационной повестке незаслуженно большого количества информационного поля (часов эфира, первых полос в газетах). Подобная информационная обработка постепенно вырабатывает у индивидуума ощущение, что он живет в «мире зла», вокруг него только болезни, страдания, действуют многочисленные преступники. Это придает ему пассивность и послушание на поведенческом уровне, лишает воли к переменам.
  7. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  8. Метод фрагментации - подача информации кусками, порционно, стремление помешать индивидууму видеть картину в целом
  9. Методы, применяемые в классической пропаганде - многократные повторы, метод «абсолютной лжи» или т. н. «метод Геббельса» («Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят»), создание эффекта массовости нужной точки зрения, противоположная точка зрения представляется отсталой, непрогрессивной, ее представители незаметно дескредитируются
  10. Создание ложных авторитетов и экспертов. Персоналии, транслирующие выгодную манипуляторам точку зрения, незаслуженно возвеличиваются, активно продвигается их образ как экспертов, признанных авторитетов в данном вопросе,
  11. Создание лжесобытий, мистификация. Инициирование заказных инфоповодов.
  12. Подмена фактов и идей красивыми, но бессодержательными лозунгами, призывами, целями.
  13. Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих механизмы трансляции исторической памяти, общие символы и ценности целевой группы (концепция молекулярной революции А. Грамши).

 

                    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.