Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспозиционные и художественные особенности



 

 

Экспозиционные и художественные особенности

новых стационарных естественно-исторических экспозиций

юга Тюменской области.

За последние годы на юге Тюменской области было открыто три крупных естественно-исторических музейных проекта: естественноисторический музей «Дом природы» в системе Ялуторовского музейного комплекса (декабрь 2000 г.), при нём - открытая экспозиция «Экологический двор» (октябрь 2002 г.), а также выставка «Окно в природу» (сентябрь 2003) в головном здании Тюменского областного краеведческого музея.

«Дом природы» открылся на правах филиала ЯМК в восстановленном особняке купеческой семьи Воробейчиковых, московские потомки которых сейчас являются неофициальными спонсорами молодого коллектива музея. Экспозиция музея повествует о древней и современной природе Ялуторовского района.

Далеко не каждый районный, да и областной музей не может похвастать скелетами ископаемых животных, хотя находки отдельных костей – не редкость, как на Севере, так и на юге области. В экспозиции было найдено оригинальное решение палеонтологической экспозиции, расположенной во входном фойе. Здесь эффективно и оригинально решается хроническая проблема нехватки площадей: создан как бы вид сверху на палеонтологический раскоп. Каждая кость мамонта лежат на своём месте, и даже неправильная поза тела животного (высота фойе небольшая) способствовала органическому восприятию идеи. Уместно смотрится на песке лопата, рулетка и старый компас. На горизонтальной части засыпанного белым песком подиума вполне органично смотрятся черепа и крупные кости конечностей других ископаемых животных (бизона, шерстистого носорога…). Многие музея в таких комплексах рядом помещают живописные полотна или мини-скульптуры внешнего облика вымерших зверей. Здесь используются скульптуры известного тюменского скульптора-карикатуриста Александра Кухтерина. Такой вариант вполне уместен для районного музея и с большой симпатией воспринимается основными посетителями – школьниками.

Другое фойе, расположенное между последним экспозиционным залом и видеозалом музея, работает как стационарная, стильно оформленная фотовыставка с местными природными сюжетами. Хороший пример для подражания.

 

 

Крупные обитатели леса находятся в соседнем зале, занимая всё пространство на по диумах вдоль стен. Передний план из подлинных растительных материалов передаёт ощущение редколесья, а зеркала по периметру потолка дают обман зрения и ощущение, будто бы стволы деревьев уходят куда-то ввысь. Потенциал зеркал в музейной практике весьма эффектно и масштабно был реализован в большой диораме “Жители леса”. Это её самый симпатичный фрагмен. Классическая проблема большинства диорам - нехватка объёма. Только при глубине в 3 м можно создать иллюзию перехода переднего, объёмного плана в живописный задник. Но и эта задача крайне трудна для выполнения, т.к. требует высочайшего мастерства макетчиков и выдающиеся способности живописца. В нашем случае вся задняя стенка диорамы состоит из расположенных под углом друг к другу зеркал, которые отражают не посетителя, стоящего напротив, а многократно - натуральный природный план, создавая ощущение большой глубины диорамы и создавая эффект лесной чащи, причём в реально-объёмном, а не плоскостном исполнении.

Удачной экспозиционной находкой, практически зарекомендовавшей себя за 3 года работы с посетителями, является комплекс «деревенская завалинка». Здесь удачно выделены, не путаясь с дикими, самые домашние животные (кошка, собака), или те, чей образ жизни часто связан с человеческим жильём (голуби, скворец, летучие мыши и др.). Деревянный забор часто служит весьма оригинальной ‘доской объявлений’, где, особо не теснясь, размещены и эффективно “работают” на посетителей афиши выставок, анонсы музейных конкурсов, итоги музейных викторин и многое другое. Более того, малые архитектурные формы этой композиции (скамейка, забор) оказались весьма практичными: на завалинке отдыхают бабушки, пришедшие в музей со внуками или с удовольствием фотографируется молодёжь [на фото слева: создатели сей экспозиции: Е.Баянов, И. Рязанцев и я].

 

Ялуторовским музейщикам долго не давал покоя большой внутренний двор музея: бывшая зав. отделом природы ЯМК И.В. Мелкова мечтала о том, что там когда-нибудь будет, например, «экологический двор». Эта мечта через 2 года осуществилась. Проект, как оказалось, не имеет в России аналогов. Если в двух словах, он представляет собой мини-полигон для юных натуралистов. Вместо строительного мусора и хлама с сорняками вся поверхность двора была устлана живым ковром лесной зелени, привезены и установлены многочисленные пни со следами жизнедеятельности различных животных, посажены живые кусты и деревья, произрастающие в районе. Согласно концепции, воспроизведена в деталях медвежья берлога, барсучий городок, лесное болото. По ходу дела появилась возможность создать «грязную лужу» с подлинными (!) следами диких животных и палеонтологический мини-раскоп с подлинными костями ископаемых животных на разной (до метра) глубине. «Головная боль» двора – огромная каменная стена в то же самое «бабье лето» превратилась в самую большую в мире карту, выполненную в стиле ремизовского атласа Сибири, с обозначенными на ней современными охраняемыми природными территориями. «Экологический двор» стал природной экспозицией под открытым небом, популярным местом отдыха гостей и сотрудников музея, а также местом проведения научно-исследовательских работ юных биологов. По объектам «двора» разработана специальная викторина, которую можно выполнить коллективным разумом, буквально засунув нос в каждый укромный уголок. Первое время «экологический двор» был, естественно, закрыт, чтобы тонкий лесной слой почвы прирос корнями свежих растений, а не был бы вынесен на подошвах многочисленных посетителей музея. Сейчас он функционирует круглый год.

После долгого капитального ремонта головного здания ТОКМ, на его втором этаже восстановлена стационарная природная экспозиция. Ранее она называлась «Музей и природа» и была посвящена разным этапам комплектования естественно-исторической коллекции. В новой версии, которая называется «Окно в природу» мы постарались представить современный уровень работы музейных биологов, показать связь музея с краеведами, школьными поисковыми отрядами, юными натуралистами, шире осветить экспедиционные находки и природоохранную работу в Тюменской области. Но главное – удалось создать принципиально другую концепцию подачи музейного материала, не учебно-академическую, а познавательно-игровую, с некоторыми интерактивными формами контакта с посетителями.

На главной вывеске не каждому удаётся прочитать полное название выставки (например, учёным - мешает академический склад ума). Здесь совсем не случайно слегка зашифрованы основные направления деятельности сектора естественной истории ТОКМ: ботаника, палеонтология, зоология и энтомология. Подиум под самым крупным экспонатом музея – скелетом мамонта имеет специальную выгнутую форму, которая в будущем позволит удобнее расположиться на полу перед экраном участникам ночного видео-шоу «Ночь с мамонтом». Большой внутренний объём подиума тоже не пропадает даром: в нём появилась подводная диорама «Дно р. Вагай на Рахимовском местонахождении ископаемой фауны», в память о серии экспедиций музея в Вагайский район. Кстати, и кости, и сам песок привезены именно оттуда, и даже рыбы в витрине там не просто так, - иногда во время сбора костей они робко "целовали" подводников-палеонтологов. На тех местах сейчас учреждён первый для юга области палеонтологический памятник природы регионального, а по сути – международного значения, с многочисленными находками редчайшего вида – широколобого лося, вымершего около 300 тыс. лет назад. По верхнему экспозиционному поясу зала проходит фото-ряд, который знакомит посетителей с экспедиционной работой палеонтологов и уникальными местами сбора ископаемой фауны. Вообще все фотоработы на выставке, включая задники биогрупп, абсолютно эксклюзивны и сняты одним и тем же фотографом (скромным автором сих строк) в многочисленных экспедициях музея по тюменскому региону. Это придаёт выставке собственный колорит.

Самая творческая работа тюменских художников (их руководитель – Б.П. Трофимов) на выставке – диорама третичного леса [24], где наряду с растениями тропического облика можно внимательным взором рассмотреть и некоторых водных животных. Растения подобраны не случайно, - все виды имеют коллекционное подтверждение в отпечатках на сланцах местного происхождения, датируемых в несколько миллионов лет.

В этом же зале можно увидеть «песочницу». Не каждый посетитель догадается, что это уникальный для музеев мира игровой момент. Если дежурный сотрудник случайно слышит, что кто-то из детей посетителей увлекается, как это сейчас нередко бывает, динозаврами, и тест на палеонтологические знания позволяют ему в этом окончательно убедиться, то таким детям разрешается порыться в песке. Ребёнок находит фрагмент ископаемой кости, вместе с научным сотрудником, осматривая скелеты, определяет вид животного, название кости и какая именно его часть. А потом забирает её себе как сувенир, совершенно бесплатно, на память о посещении музея. Глядя на осчастливленных детей и не менее удивлённых родителей, хочется надеяться, что такой супер-сувенир должен на многие годы поддержать позитивный интерес ребёнка к палеонтологии и возможно даже повлияет в будущем на его профессию.

Небольшой проходной зал, практически лишённый дневного света, идеально подходит для показа гербария и коллекции насекомых, которым вообще противопоказан солнечный свет. Только подача этого материала совершенно нестандартна. Редкие растения помещены в плоские прозрачные пластиковые блоки и слегка оторваны от стены. Это придаёт плоскому материалу некий объём в виде чётких теней на стене.

В музее хранится и активно пополняется крупнейшая региональная коллекция насекомых и, в частности, бабочек. Они впервые показаны без пресловутых коробок. Герметичные плоские витрины совершенно прозрачны, и яркие крылышки можно дотошно рассмотреть как с той, так и с другой стороны, а с торца прочитать о каждом виде всё самое интересное.

В нише напротив - инсектарий – первый подобный эксперимент в российских музеях. Чтобы посетители, привыкшие в музеях к «мертвячине» поняли, что к чему, пришлось в центре задника разместить интригующую надпись. Образец зашоренности мышления обывателей: если бабочка спокойно сидит, посетители не верят, что она на самом деле живая. Приходится каждые 15-20 минут принуждать их к полёту. Но даже после этого часть людей, не отягощённых здоровым чувством юмора, верят, что это не живая бабочка, а микро-робот, изготовленный за миллион долларов, чтобы “мочить террористов в сортирах”… В летний период в инсектарии будут летать бабочки самых разных видов.

Рядом кратко показан раздел насекомых в Красной книге Тюменской области, под которую в витрине зарезервирована отдельная полочка. А пока можно в подлиннике увидеть пятую часть редчайших насекомых нашего края, последние – в обрамлении красочных иллюстраций, которые служат своеобразными "линзами" к прилагающим насекомым, иногда не обладающих достаточно крупными размерами. Шестигранная форма коробок и иллюстраций не случайна, - её подсказала сама природа.

Самый большой зал музея традиционно отдан на откуп животному миру [30]. Крупные чучела, от памятного нескольким поколениям тюменцев медведя с рябиной до свежих чучел лебедя и пеликана. Почти весь материал «живёт» на "лесном острове" в центре зала. При этом ощущение присутствия максимально – животных от зрителя отделяет только стеклянный бортик, совершенно не мешающий обзору и фотографированию. И большая экскурсионная группа, рассредоточенная по периметру, может увидеть почти всех её обитателей, от мышей до кабанов и косул. Юные художники прекрасно видят свой объект.

Следующий же зал, напротив, рассчитан в основном на индивидуально-семейное посещение. Ряды чучел в стандартных стеклянных кубах на самом деле составляют собой огромные кроссворды. Здесь можно не только прочитать о каждом животном что-то самое интересное, но и легко разгадать забавные фото-загадки от одного из авторов выставки. Отгадка складывается из больших букв, выделенных на каждой этикетке в каждом кубике.

На стенах висят ландшафтные фотопанорамы, причём не только для украшения зала, но и для тренировки своей природной наблюдательности. На этих супер-фотографиях помещены некоторые чучела из коллекции музея, но найти их в родной среде куда сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Словом, семьёй здесь можно надолго застрять, но только себе в удовольствие.

В этом же зале можно увидеть и "самых-самых…": две стеклянные горки с отдельными представителями местной книги рекордов из мира животных. Среди них самый быстрый хищник планеты – сокол-сапсан, самый мелкий хищный зверёк – ласка и множество других. Здесь же и самый полезный зверь нашей области – северный олень, на котором держится вся жизнь северных коренных народностей. Чучело изготовлено из того самого животного, что три года назад спасло от голода музейных эстремальщиков, застрявших в поисках скелета мамонта в предгорьях Полярного Урала.

Этого оленя можно увидеть ещё живьём на большой фотопанораме в соседнем зальчике, где сейчас размещён экспозиционный комплекс по северным естественно-историческим экспедициям нашего музея. Эта закулисная работа музея не менее интересна посетителям, особенно если фото-повествование с нескучным этикетажем подкрепляется редчайшими экспонатами типа скелетов морских дельфинов (белухи и косатки). Одно время самым смелым предлагалось даже ощутить 1/1000 того запаха, что нас окружал во время разделки протухшего трупа белухи. Это единственный случай подключения обонятельных чувств посетителей. Рядом находится геологическое чудо природы - «Малыш» (камень, напоминающий голову человека).

Для будущей стационарной экспозиции тюменскими музейщиками запроектировано немало гораздо более интересных, нестандартных экспозиционных приёмов и интерактивных зон, но их реальное воплощение возможно только в новом музейном комплексе.

 

Павел Ситников,

с.н.с. ТОКМ.

2004 г.

Фото автора

(кроме панорамного над заголовком статьи).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.