|
|||
Технико –экономические показатели, методика их расчетаТехнико –экономические показатели, методика их расчета Эффективность использования торгового оборудования обычно определяется путем сопоставления фактических данных по использованию торговой площади. Под эффективностьюобычно понимается отдача определенных затрат во времени или достижение определенного экономического эффекта, измеряемого путем сопоставления результатов с затратами. При прочих равных условиях можно считать более эффективными такие затраты, которые обеспечивают больший результат или данный результат получается с меньшими затратами. Обычно эффективность определяется в денежном выражении. Внедрение более совершенных видов оборудования не поддается какой-либо денежной оценке. Даже после окончательного подсчета прибылей, связанных с применением новых видов оборудования, невозможно установить, какая часть этой прибыли приходится на долю наиболее совершенного вида. Поэтому в практике в качестве показателей эффективности используются размер товарооборота на 1 кв. м торгового зала, коэффициенты установочной площади, площади выкладки товаров и емкости оборудования. Установочная площадь—это площадь торгового зала, занятая основаниями торгово-технологического оборудования (для каждой единицы оборудования она определяется как площадь, занятая основанием данной единицы). Ее общая величина подсчитывается как сумма установочных площадей всего торгово-технологического оборудования. Сюда включается площадь, занимаемая образцами крупногабаритных товаров (пианино, велосипедов, мотоциклов), размещенных в торговом зале, и установочная площадь поддонов для рабочего запаса товаров. Отношение установочной площади и площади торгового зала определяет степень рациональности использования торговой площади под оборудование и называется коэффициентом установочной площади. Он исчисляется по следующей формуле: Ку=Sу:Sт.згде Ку—коэффициент использования площади; S у — установочная площадь; SТ.3.— площадь торгового зала. Следует учитывать, что величина коэффициента установочной площади зависит не только от рациональности технологических решений, но и от типа торгово-технологического оборудования, используемого для оснащения предприятия. Оптимальная величина коэффициента для магазинов самообслуживания равна 0,29— 0,32, т. е. оборудование должно занимать не менее 29—32% площади торгового зала Площадь выкладки товаров определяется как сумма площадей всех плоскостей и емкостей оборудования, установленного в зале (полок, кассет, корзин, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Площадь выкладки подсчитывается как сумма площадей всех плоскостных элементов и емкостей, на которых помещаются товары. В общую площадь выкладки включается и величина площади, занимаемой основаниями крупногабаритных товаров, устанавливаемых в зале. Величины установочной площади и площади выкладки крупногабаритных товаров, размещаемых непосредственно на подиумах в торговом зале, как правило, равнозначны. Коэффициент площади выкладки определяется следующим образом: где К выкл. — коэффициент площади выкладки товаров; S выкл. — площадь выкладки товаров; S торг — площадь торгового зала Например, площадь выкладки товаров составляет 150 кв. м, а площадь торгового зала— 200 кв. м, тогда: Квыкл=150:200=0,75 Однако этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения пострадает рациональная организация технологических процессов, ухудшится обозримость товаров и снизится возможность создания единого ансамбля торгового зала. Для магазинов самообслуживания оптимальным является коэффициент, равный 0,75—0,82. При одной и той же величине установочной площади площадь выкладки может быть различной. Это зависит от типа пользуемого оборудования (высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, определяющих емкость оборудования). Коэффициент (кратности) емкости торгового оборудования показывает степень возможности использования оборудования под выкладку товаров. Для каждого изделия он определяется как отношение величины площади или объема фактически выложенного на оборудовании товара к площади или объему данной единицы оборудования. Ккрат =Sвыкл:Sуст Нормативы: 2,5-3,0 Кемк =Vтов:Vобор, где Vтов –объем фактически выложенных товаров на оборудовании, а Vобор –объем данной единицы оборудования м3. Кемк = запас товара (тыс.грн.):Sуст
|
|||
|