Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика планирования работы в ДОЛ



Методика планирования работы в ДОЛ

 

Начинаем готовиться к смене? Обратите внимание,что эффективность отдыха ребят зависит прежде всего от их пребывания в отряде. Несколько ключевых тезисов, на которые в работе обращаем внимание.

— Важным аспектом успешности смены является отрядная работа, которую простраивает именно вожатый. Прежде всего мы работаем с временным детским коллективом. Главные герои лета — не руководитель смены и веселые аниматоры, а ребята в отряде и сами отряды как форма объединения ребят.

— «Прокачать» ребят навыками и умениями, полезной информацией гораздо удобнее в формате отдельного отряда, да и настраивать на получение эмоций в формате обще лагерного события мы начинаем внутри нашего детского коллектива.

— Всю отрядную работу простраивает вожатый. Слабый вожатый — пробоина в огромном корабле. И рано или поздно он создаст проблему всей смене, плывущей по океану оздоровительный кампании. Поэтому важно обращать внимание в первую очередь на каждого участника команды, кто 24/7 работает с ребятами лицом к лицу.

— Когда в центре внимания только общелагерная план-сетка и ребенок только часть общелагерной красивой картинки,что он получает от этого? Понимание, что делает что-то большое и прекрасное? Для кого?

Работа вожатого - процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, - от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка, от ведущего концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Хороший план - добрая половина успеха задуманного. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.

Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.

Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.

План - стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.

План - документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

· ознакомьтесь с программой данного лагеря;

· определите цели и задачи предстоящей смены;

· изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;

· изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

· отберите средства, формы и методы, которыми владеете;

· составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;

· продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;

· учитывайте интересы детей.

Исходными данными для планирования могут служить следующие:

· государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

· календарь летних праздников;

· текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;

· личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;

· традиции лагеря;

· информация о детях;

· ожидания детей;

· задачи оздоровительного периода;

· модель смены.

Рекомендации при составлении план-сетки:

1. Любой день.

o Каждый день 3 больших дырки.

o Спортивные мероприятия скорее утром или днём.

o Интеллектуальные творческие скорей день, вечер.

o Разноплановая деятельность в течении дня это хорошо.

2. Тематический день (Выделим 4 уровня).

o Единая тематика.

o Единая тематика + атмосфера

o Единая тематика + атмосфера + логика

o Единая тематика + атмосфера + логика + единые правила

Тематический день в лагере требует много сил, зато может стать очень ярким событием для детей.

План-сетка. Заполнить "дырки" во всех днях. Не забывать, что есть кризисные дни смены. Также если вы пишите мероприятие бешеные ежи, будьте любезны на отдельном листочке объяснить что это такое. Да и понятно, что план-сетка имеет смысл если выбрать какой-то конкретный возраст детей.

Оргпериод, середина смены (кризис всё приелось), конец смены. Где-то ближе к концу должна быть кульминация смены.

Требования к плану работы вожатого:

· направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;

· соответствие целям и задачам программы лагеря;

· полезная направленность планируемых дел;

· учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;

· разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

· систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;

· реальность планов (по видам деятельности, по срокам);

· согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно план не перегружать.

Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.

Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день - вечер).

Такие планы разрабатывают заместитель директора лагеря по воспитательной работе, педагогический коллектив лагеря, отряды.

Позиция заместителя директора по воспитательной работе обязывает его смотреть вперед, проектировать завтрашний день всех отрядов, кружков, мероприятий, определять стратегию и тактику развития временного детского коллектива.

План на смену - это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.

Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.

Календарный план конкретизирует и дополняет перспективный план. Календарный план разрабатывают вожатые совместно с детьми на смену.

Лучший план работы - план, одобренный и подсказанный детьми. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в выборе форм отдыха, начинать на их территории, постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность.

Специфика жизни детского оздоровительного лагеря диктует необходимость учитывать при планировании три основные периода смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы.

Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами). Подробнее о планировании деятельности отряда совместно с детьми будет рассмотрено в следующей главе. Также смотри тему - План-сетка

Планирование в течение дня включает работу после завтрака, полдника и ужина с учетом рационального распределения времени на воспитание, оздоровление, отдых и спорт.

Таким образом, каждый член педагогического коллектива лагеря имеет свой личный план работы на день. Вожатые, руководители кружков, физорги предусматривают в нем формы и методы проведении того или иного дела, конечный результат и последовательность работы с отрядом, с группой детей или отдельным ребенком.

Вожатым: зачем нужно составлять план на день? ⚡

· Чтобы точно знать где? и когда? находится отряд. И кто из вожатых ответственный за то или иное дело.

· План на день обеспечивает юридическую защиту для педагога.

· Это образец грамотного распределения видов деятельности в течение дня.

Как его составить?

· План пишется после планерки или до подъема детей.

· В план на день записываются все режимные моменты, дела конкретного временного объединения и всего лагеря.

· Необходимо прописывать время и деятельность, в отдельном столбце указывается кто ответственный за то или иное дело, снизу обязательно указывается кто из напарников был на планерке!

· Ниже указывается индивидуальная занятость детей в дне.

· План на день пишется на основании общего плана лагеря и соотносится с план-сеткой отрядной деятельности.

В заключении, хотелось бы сразу предостеречь от избыточного планирования и заорганизованности. Смысл досконально подробно планировать? Если самый сок - во внеплановом... Хм.

Иногда бывает, что-то планируешь и организуешь. Особенно это касается каких-то мероприятий, где кто-то передает другому навык и ответственность. Так вот, в каждом из этих мероприятий есть некий качественный скачок, хотя бы один. И он происходит если не внутри, то по крайней мере изнутри. В этом есть что-то дикое и стихийное. Его нельзя гарантировать, его невозможно организовать или спланировать. Многие скачки происходят даже не по теме планов и в самый неожиданный момент. Иногда такие случаются как раз посередине реализации неких планов, и на поверхность реальности ты выныриваешь, как из телепорта в другой мир. С новыми целями, с перекроенными ценностями, с устремлениями, которые могут иметь мало общего с теми, которые были в начале реализации тех планов, в процессе осуществления которых был совершен скачок.

Мало того, непонятно, как кто-то кого-то вообще может чему-то обучить, если в итоге и вожатый и его подопечные должны в некотором смысле стать не такими, как в начале. Если в процессе обучения некий элемент остается прежним, то качественный скачок совершается не полностью (опять же, "в некотором смысле", потому что все это очень интуитивно). Получается, что и предмет приложения планирования в успешном случае должен видоизмениться, и системы координат, в которых все начиналось.

Встает вопрос. Смысл – избыточно планировать и организовывать? Если суть ощущается все больше в момент смены системы координат или благодаря ей..

Пока же напрашиваются три предположения:

1. Возможно имеет смысл придавать планам и организации чего-то вдохновляющего меньше значимости, чем это на первый взгляд стоит делать. (И как показывает практика - ничего не теряется даже, кстати.)

2. Возможно планирование и организация как раз и нужны для того, чтобы случайно происходили качественные скачки. А если ничего не планировать и не организовывать, то в принципе мало что будет иметь возможность произойти. В том числе и качественные скачки.

3. Возможно на людей имеет смысл смотреть не в терминах, кто кого чему обучает, кто кому передает ответственность, кто кого воспитывает. (Потому что эти термины предполагают, что кто-то знает что-то о чем-то круче кого-то, а в реальности в процессе, который участники не сочтут значимым для них, до неузнаваемости меняются и оба "кто-то" и само "что-то", так что слова "знает" и "круче" теряют всякий смысл) Возможно мы все просто путешествуем из одного мира в другой (даже если это происходит в рамках актового зала или спортивного поля) и имеем возможность что-то делать вместе, пока живем. Только и всего. И то, некоторые бывает, что застревают надолго в каком-то одном мире.

Примерный план работы отряда

Обязательно в первый день проводится сбор мнений о том, как каждый ребенок хочет провести свой досуг в лагере. Все записи собираются и группируются по интересам, предложенным делам.

Основные моменты, на которые следует обратить вожатому при составлении плана работы:

1. безопасность всех мероприятий;

2. учет возрастных особенностей детей;

3. учет географического положения и климатических условии (погода солнечная или дождливая, время года: лето, осень, зима, весна);

4. не более одного большого дела в день

При составлении отрядного плана отрядный вожатый выделяет три этапа.

Первый этап соответствует времени организационного периода. Обычно это первая неделя смены. Проанали­зировав предложенные ребятами на общем сборе дела, вожатый отбирает именно те, которые максимально по­зволят обнаружить и проявить знания, умения, навыки, интересы и увлечения каждого воспитанника. Обычно это:

· вечерние «свечки» - знакомства;

· конкурсы эрудитов, кто во что горазд - «квчг»;

· веселые старты;

· отрядные тематические костры;

· эстафеты творчества;

· эстафета «Веселый поезд»;

· презентация комнат, отрядов, корпусов;

· открытие спартакиады и т.д.

Второй этап в составлении плана соответствует мероприятиям основного периода. Обычно это дела, помогающие объединению в коллективе. К таким делам относятся:

· спортивные соревнования между отрядами (футбол, пионербол, баскетбол, вышибалы, лапта, настольный теннис и т.д.);

· интеллектуальные коллективно-творческие дела (КТД) («Брейн-ринг», «Слабое звено», «Встреча эрудитов»);

· творческие КТД («День песни», «День Нептуна» и т.д.);

· спортивно-туристская эстафета с элементами обучения;

· тематические беседы по возрастам (проблемы наркомании, алкоголизма, полового созревания, взаимоотношения между мальчиками и девочками и т.д.).

Третий этап в составлении плана входит в рамки заключительного периода смены, и отрядные вожатые включают дела, которые помогают им объединить весь лагерь в единое целое, дать почувствовать всем общие возможности и способность сделать вместе много полезного для окружающих людей. Третий этап включает:

· проведение туристского слета совместно с соседним лагерем;

· участие в конкурсе красоты совместно с соседним лагерем;

· межлагерная карнавальная дискотека;

· день именинника;

· прощальный концерт;

· лагерный костер;

· встречи рассвета и солнца и т.д.

Такой подбор дел предполагает конечный результат, который помогает осмыслить все, что происходило в лагере, возможно, пожалеть о скоротечности времени и близком расставании и вызвать жгучую потребность обязательно встретиться, не разрывать возникших новых связей, поддерживать и укреплять старые знакомства.

Такое деление достаточно условно и в процессе работы каждый отрядный вожатый может включить в свой план любые дела предложенные ребятам.

Всё идёт по плану…

Взглянув на список дел вожатого на день, можно ужаснуться от того, сколько всего необходимо успеть, а если на смену… Так, спокойно, не паникуем, существует очень полезная вещь как планирование! Каждый вожатый сталкивался с планом на день, режимом дня и план-сеткой, о чём сейчас и будет повествование.

План-сетка

Один из важнейших документов в лагере. На каждую смену составляется своя план-сетка, в зависимости от тематики, целей и задач смены. В план-сетке обычно 7 столбцов и 3 строки. Каждый день опять же делят на 3 части — мероприятия после завтрака, полдника и ужина. Таким образом удобно контролировать загруженность, где и какие мероприятия поставить или убрать.

Что присутствует в каждой план-сетке:

· Банные дни. По санитарным нормам должны проходить раз в неделю. Их организация в каждом лагере проходит по своему, но они точно есть.

· Родительский день. Бывает раз за смену, где-то в середине и на выходных.

· Общелагерные мероприятия. Это те мероприятия, на которых присутствуют все отряды. Проводятся каждый или через день. Бывают разные: дискотеки, концерты, линейки, спорт, интеллектуалки, станционки и т.д. По план-сетке распределяются равномерно. Типовые не должны идти друг за другом (т.е. всю неделю концерты, а потом ничего)

· Отрядные мероприятия. Проводят вожатые для своих отрядов. Сюда входят ролёвки, свечки, игры.

· «Пустые клетки». Либо свободное время, посещение кружков, мяч на поле погонять, либо подготовка к мероприятиям.

Ещё в план-сетке могут быть традиционные мероприятия лагеря, если таковые имеются. Возможно, несколько мероприятий будут связаны с праздниками государственного масштаба, например: 12 июня — День России. Итак, разобрали планирование всей смены, теперь переходим к не менее важному.

Режим дня

Самое основное — его обязательно нужно соблюдать! В режим дня входит то, что вы с детьми делаете абсолютно каждый день и в одно и то же время, то есть — подъём/тихий час/отбой, зарядка и приёмы пищи.

План на день

Отличается от режима дня тем, что каждый день меняется и согласовывается с план- сеткой. Вы прописываете туда всё, мероприятия за день, где это будет проходить, во сколько.

Лайфхак: Если вас раздражает, что дети постоянно к вам подбегают и спрашивают что/где/когда, то потратьте перед сном минут 20, чтобы красиво оформить план на день и повесить его в холле. Именно красивый, яркий, чтобы все заметили. Обычный лист не привлечёт внимание детей. Так что запасайтесь маркерами, вырезками из журналов и наклейками!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.