Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диагностика и коррекция познавательного развития слабовидящего ребенка»



«Диагностика и коррекция познавательного развития слабовидящего ребенка»

 

Направления познавательного развития слабовидящего ребенка (согласно разделу АООП ДО для слабовидящих детей 2.2.2.2. «Познавательное развитие») Основные программные задачи, решаемые педагогом в данном направлении Задачи диагностики познавательного развития (постарайтесь связать с направлением разделов программы «Познавательное развитие») Диагностический инструментарий, используемый при оценке познавательного развития слабовидящего ребенка Требования к проведению диагностики слабовидящего ребенка
Обогащение чувственного опыта c повышением способности к тонкой дифференциации зрительных ощущений, развитием осмысленности зрительного восприятия Расширение чувственного отражения и практического взаимодействия с предметами и объектами действительности, наполняющими предметную среду мест жизнедеятельности и познавательной активности.   Способствовать формированию слабовидящими дошкольниками сенсорных эталонов «форма», «цвет», «величина», «пространство».   Развивать зрительно-двигательные обследовательские действия. Развивать умения и обогащать опыт решения перцептивно-познавательных задач, востребованных в продуктивной и исследовательской деятельности. Создавать ситуации и побуждать детей к точному словесному обозначению зрительных образов восприятий, использованию словесных определений свойств предметов (круглый, синий и т. п.). Развивать у ребенка умение в ситуациях рассматривания предметов или изображений c подключением осязания формировать полные, точные, детализированные и дифференцированные образы восприятия, учить устанавливать связи «целое – часть», развивать способность к аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия, обогащать опыт зрительного опознания.   Обогащение слуховых, тактильных ощущений, слухового восприятия и осязания как способов чувственного познания окружающего. Обогащение опыта взаимодействия с предметами из разных материалов, разной фактуры, разных форм, величин.   Развитие пространственного восприятия, умений отражения и воспроизведения пространственных отношений, формирование умений и навыков пространственной ориентировки как операционального компонента познавательной деятельности.   Развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на восприятие, речевые игры; игры-упражнения на развитие моторики рук, повышение тактильных ощущений, развитие осязания. Стимуляция зрительных функций: повышение способности к форморазличению, цветоразличению, контрастной чувствительности, подвижности глаз, устойчивости взора и фиксации. Изучить сформированность представлений о цвете, форме. величине, свойствах предмета.    Изучить сформированность осмысленного восприятия Методика «Коробка форм»   Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.   Методики «Пирамидка» и «Мисочки»   Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформированность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в секреционном ряду.   Стандартизированное наблюдение   Беседа   Анализ продуктов деятельности К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие: - соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка—400-50 0 лк); - ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5—10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15— 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;  - смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением; - особые требования к наглядности. Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения.   Требования и условия предъявления методик: - учитывая доминантность слухового восприятия предъявляемая инструкция должна быть четкой и краткой. Самостоятельные действия ребенка нужно постоянно контролировать и корригировать, используя точные словесные установки (к примеру: «Возьми яблоко в обе руки», «Ощупай предмет», «Проведи обеими руками сверху вниз»); -задание дается частями и предлагается выполнить его поэтапно; -обследование и анализ предметов проводится по схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета, какой на ощупь, из чего сделан, какого веса, какой запах, какого вкуса;  
Предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания Развитие широких интересов к предметному миру, формирование понимания того, что мир наполнен различными предметами, нужными для жизни человека, важными для человека. Развитие осмысленности восприятия.   Развитие умений познавать предмет как объект действительности, ориентироваться в разнообразии предметного мира:   - знать название предмета, его частей и деталей;   - уметь обследовать предмет с построением структурно-целостного образа, определением его формы, величины, цвета, материала;   - уметь узнавать предмет по частям и деталям, с изменением пространственных характеристик;   - уметь отвечать на вопросы, связанные с предметом.   Развитие потребности, интереса к рассматриванию предметных, сюжетных, иллюстративных изображений. Формирование рациональных и эффективных способов зрительного рассматривания изображений: обведение взором контура, организованное скольжение взором по всей плоскости изображения, остановка и фиксация взором деталей, частей, актуализация воспринимаемых признаков.   Формирование представлений о предметах и объектах действительности с формированием целостных, детализированных, осмысленных образов, развитие способности устанавливать родовые, причинно-следственные связи. Развитие опыта актуализации представлений в познавательной деятельности. Совместного с взрослым обогащение опыта обсуждения, какой предмет на ощупь, по форме, звучанию, величине, по твердости, цвету, на что похож.   Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: формирование действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности; развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации «рабочего поля»: умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный) и др. Развитие моторики рук, кистей, пальцев: формы движений и действий, силы, ловкости, выносливости. Развитие зрительно-моторной координации, как операционального компонента познавательной деятельности.   Повышение способности действовать по подражанию.   Расширение знаний о предметном мире в его многообразии, обогащение опыта предметных игр, знакомство с предметами действительности, малодоступными детям для повседневного использования, слушание и разучивание детских стихов о предметах и объектах действительности: «Первая книжка» В. Калинкина, «Птенчик» В. Мелковской, «Зайчик», «Зима прошла» М. Клоковой, «Пес» А. Барто, «Кабачок» И. Белякова.   Обогащение опыта организации и создания предметных сред: опыт предметно-пространственной организации игрового поля, мест самообслуживания, рабочего места познавательной деятельности; создания новых предметных сред: конструирование, аппликация. Опредить сформированность представлений об окружающем   Определить уровни развития познавательной активности и интереса Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)   Выявляется уровень сформированости представлений об окружающем. Уровень владения техникой рисования и развитие моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая),простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге ( красный, синий, зелёный, чёрный, коричневый) Слепые используют прибор Н.ВКлушиной Данная методика представляет собой рисунок - сообщение.   Методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер)   Направленная на выявление познавательного интереса, изучение Особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности   Наблюдение   Беседа - первично обследование предмета проводится на тактильном уровне за экраном, далее - на тактильно– зрительном. - использование специального набора игрушек, дидактического материала, рельефных картинок; - показ и демонстрация объектов выполняется на более выгодном для детей расстоянии с учетом остроты зрения и особенностей структуры зрительной патологии; - целенаправленный учет величины предъявляемых предметов (для слабовидящих картины и объекты должны быть увеличены в полтора раза в сравнении с общепринятыми нормами, для страдающих амблиопией -предъявляемые предметы должны быть небольшими по величине); - соблюдение правил предъявления материала в пространстве (при сходящемся косоглазии - на подставке, взор направлен вдаль, при расходящемся -на столе, взор направлен вниз); - время экспозиции наглядности увеличивается по сравнению с нормально видящими детьми; -учет насыщенности окраски пособий (цвета должны быть яркими, контрастными, с четким изображением норм); - предметы с блестящей поверхностью не используются, так как при этом снижается видимость. Бумага должна иметь матовую поверхность; - отсутствие лишних, деталей в предметных и сюжетных картинах - при обследовании слепых детей ведущим является углубленное и детальное изучение особенностей осязательного восприятия, индивидуализированный учет его возможностей, что является важным параметром при обучении по системе Брайля; - соблюдение зрительного режима, предупреждение зрительного утомления (при необходимости провести специфические упражнения для глаз, к примеру, при сходящемся косоглазии посмотреть вдаль, при расходящемся -на близко расположенный предмет, поморгать); - обязательная фиксация возможностей зрительной работоспособности; - возрастание информативной роли вербальных методик, обусловленное спецификой патологии; - учет имеющегося жизненного опыта, навыков общения и наличия депривации в семье, отсутствия или наличия своевременного и целенаправленного воздействия на ребенка.
Формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей Формирование целостных представлений об объектно-предметных, предметно-пространственных ситуациях быта (умывание, обед и др.), игры (предметная игра, ролевая игра и др.), познавательных занятий, продуктивной деятельности с развитием способности к аналитико-синтетической оценке происходящего, его предметной организации, осмысления своего места, своих возможностей. Определить уровень сформированности представлений об окружающем   Изучить ориентировки в пространстве, собственном теле, на листе бумаге Методика «Конструирование по образцу» (автор Т.В. Лаврентьева) Методика «Конструирование по образцу» направлена на определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.   Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)   Выявляется уровень сформированости представлений об окружающем. Уровень владения техникой рисования и развитие моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая),простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге ( красный, синий, зелёный, чёрный, коричневый) Слепые используют прибор Н.ВКлушиной Данная методика представляет собой рисунок - сообщение.    
Формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности Развитие интереса к рассматриванию книг и картинок (предметные, сюжетные изображения).   Обогащение опыта конструирования (разные виды).   Расширение опыта дидактических игр, развивающих предметность восприятия.   Развитие умений и обогащение опыта создания новых предметных сред типа:   - действия по назначению с раскрасками, трафаретами;   - игры и действия с природным материалом (выкладывание, сортировка, заполнение емкостей и др.);   - создание отпечатков и др. Выявить уровень целеполагание   Определить уровень сформированности  понимания и выполнения действий по инструкции   Выявить уровень контроля и оценки собственной деятельности ребенка Наблюдение   Методика «Изучение уровня самосознания» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)   Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан и З. Василяускайте).   Методика «Лесенка»  
Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций Развитие чувства нового, развитие познавательных интересов: побуждение к результативному поиску в знакомой среде интересующих предметов, расширение опыта действий с полузнакомыми предметами, поддержание интереса к таким ситуациям.   Развитие устойчивого интереса к слушанию литературных произведений, музыки, созданию новых предметных сред, к играм в сенсорной комнате, выполнению физических упражнений.   Повышение осмысленности в отражении окружающего, расширение кругозора, побуждение к проявлению интеллектуальных чувств.   Развитие интереса к пространству и движению в нем. Побуждение и поддержание заинтересованности к чему-либо, к происходящим. Обогащение опыта проявления удивления как переживания от чего-либо необычного, неожиданного, нового, побуждающего к познанию.   Обогащение опыта использования и привитие интереса к игрушкам и действиям с ними, их разнообразию, к книгам, к цветным предметам, объектам разной фактуры, величины, слушанию аудиоматериалов c проявлением радостного, положительного отношения к воспринимаемому.   Формирование предметно-практических умений и c развитием практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, чтобы достичь результата.   Развитие интеллектуальных чувств. Развитие желания научиться чему-либо и потребности лично участвовать в чем-то, обогащение опыта взаимодействия с окружающими в процессе познания, в совместном решении познавательных задач. Расширение опыта познания окружающей действительности: расширение ряда знаний о предметах и объектах окружающего мира, опыта решения проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. Изучить познавательный интерес ребенка в различных видах деятельности Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.Юркевич в модификации Э.А.Барановой)  
Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности Совершенствование коммуникативных умений в получении информации о предметах и объектах окружения, происходящих событиях, возникших ситуациях. Обогащение опыта диалогической (разговорной) речи в форме беседы в ситуациях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».   Развитие умений и навыков выполнения познавательных действий по инструкции взрослого и самоинструкции, придерживаясь освоенного плана-алгоритма деятельности Развитие умений и обогащение опыта рассказывания об освоенных видах деятельности, описания основных правил вида деятельности, требований к ее организации.   Формирование навыков зрительного, практического контроля своих действий в процессе деятельности и в оценке их результата. Развитие организованных движений рук с элементами прослеживания поверхности предмета(ов) деятельности, тактильно-осязательной локализацией деталей с концентрацией зрительного внимания и др.   Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений «схема тела», обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировке «от себя»: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре и т. п.; при ориентировке «от предмета»: на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда и т. п., развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа. Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля, самостоятельно пространственной ориентировки в местах бытовой, игровой, познавательной, продуктивной деятельности.   Повышение общей и зрительной работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах, активности в жизнедеятельности, обогащение опыта самовыражения в творческой деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности, других видах деятельности. Формирование умений и обогащение опыта выполнения упражнений на согласование слов с движением, на чередование движений пальцев и кистей рук, умение выполнять заданные движения пальцами, развитие общей скоординированности, обогащение опыта одновременного выполнения разноименными руками своей программы действий, развитие чувства ритма. Изучить сформированность коммуникативных умений   Определить уровень общей моторики рук   Изучить сформированность пространственных представлений Беседа   Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук Методика обследования мелкой моторики руки      
Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе Развитие наглядно-действенного мышления, повышение способности к анализу и синтезу, формирование умений детального и последовательного сравнения предметов восприятия. Развитие понимания причинно-следственных связей. Развитие основ словесно-логического мышления.   Развитие умений и обогащение опыта описания, пересказывания, рассказывания.   Развитие конструктивных умений и навыков, способность к моделированию, копированию, освоение стратегии движения по пространству листа.   Развитие умений и обогащение опыта действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетрадью, орудийные действия.   Развитие «схемы тела»: детализация представлений о руке, кисти, пальцах, их предназначении и возможностях с развитием произвольных движений и формированием умений выполнять обследовательские действия осязания как способа получения информации. Формирование внутреннего контроля над своими действиями.   Формирование образов букв, развитие устойчивой способности к пространственной дифференциации «зеркальных» букв, формирование умений печатания. Развитие умений выполнять графические задания на клеточном и линейных полях.   Развитие культуры зрительного труда: умение соблюдать гигиену очков, использование подставки под книгу; кратковременное приближение объекта восприятия к глазам для рассматривания мелких деталей без задержки дыхания; умение выполнять упражнения для глаз (на снятие утомления, на расслабление), после продолжительной зрительной работы на близком расстоянии, произвольный перевод взора вдаль; регуляция осанки в процессе выполнения графических заданий. Изучить развитие наглядно-действенного и словесно-логического мышления   Определить уровень развития связной речи   Изучить сформированность пространственных представлений   Исключение предметов  (Е. А. Стребелева) Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырех картинок, знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию, оставшийся четвертый –лишний, его нужно исключить.   Методика «Разрезные картинки» Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.