Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова». Реферат. Определенное вли



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»

 

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной работы

Направление подготовки 39.03.02. – “Социальная работа»

 

 

Реферат

На тему: “Основные детерминанты профессионально-этических систем”

 

 

Исполнитель:

студентка 4 курса(ОФО)

Сырхаева Марина

Преподаватель:

Тайсаева Белла Максимовна                                         

 

Владикавказ 2020

Любая этическая система, в том числе профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к этической системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). В частности, профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними и внутренними по отношению к ней факторами. Например, моральные ориентиры общества могут определять не только наличие профессий и направлений деятельности, но также и их содержание; а они, в свою очередь, определяются национальным менталитетом, обычаями и традициями, наличными условиями бытия. Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание также требуют вполне конкретной этической регламентации. Профессия в известном смысле – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику. Наконец, в современном мире «замкнутое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профессиональных этических систем.

национальный менталитет, обычаи и традиции;

сущность и специфика профессиональной деятельности;

социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества;

индивидуальное и групповое этическое сознание специалистов;

● зарубежные профессионально-этические системы социальной работы.

В России в течение тысячелетий формировался специфический национальный менталитет и национальный характер, в качестве основы имеющий целостное представление о ценности коллективизма, личной свободы, социальной справедливости, социального равенства, разумной достаточности, социального оптимизма и альтруизма. Эти ценности, складывавшиеся в течение длительного периода времени, могут стать фундаментом обновленной ценностной системы в реформированной России, лечь в основу государственной идеологии и политики. Известно множество исторических примеров, когда россияне, пренебрегая собственными корыстными интересами, оказывали помощь нуждающимся, поскольку это было обычным и традиционным, что отражено в фольклоре. Ценность действий направленных на помощь человеку, оказавшемуся в беде, особенно в периоды социальных катаклизмов, делает социальную работу деятельностью, естественной для российского общества. Без учета самобытности России как государства и без учета национального характера ее населения государственная идеология не может считаться адекватной целям общественного развития, целостной и достаточной для обеспечения стабильности и нормального поступательного движения общества.

Каждый вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует еще большей конкретизации этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности. Для социальной работы как для специфического вида профессиональной деятельности приобретает огромное значение в связи с этим выполнение тех частных требований морали, которые учитывают специфику профессиональной социальной работы как особого вида социальной деятельности. Спецификой в социальной работе обладает ее основной объект – клиент, который, будучи человеком, не может утратить своей сущности, и вследствие этого выступает как объект-субъект, чаще всего испытывающий при обращении за помощью негативные эмоции. Специфичен и субъект социальной работы: будучи человеком, он не может не реагировать на информацию, полученную от клиента, вследствие чего приобретает некоторые объектные свойства. Специфична роль социального работника, отношения, которые складываются между ним и клиентом. Главная же специфика социальной работы заключается в ее смысле и сущности, которые реализуются непосредственно в деятельности и требуют соответствующей этической регламентации каждого из элементов этой деятельности.

Одним из доминантных по отношению к профессиональной этике внешних факторов являются общественные отношения, реальные условия жизни людей в данных конкретно-исторических условиях и общественная мораль, соответствующая им. Кризисные явления в России, среди которых кризис нравственности и системы ценностей занимает одно из главных мест и играет роль одного из важнейших факторов, определяющих успешность (или неуспешность) реформирования экономики и общества, развиваются вследствие того, что объективная потребность в частичной ценностной переориентации общества вследствие изменения условий жизни была гипертрофирована направленным влиянием государственных органов с помощью средств массовой информации и имеющим целью скорейшим образом обеспечить насаждение и укоренение в массовом сознании тех ценностей, которые, по замыслу реформаторов, сообщат устойчивость инновациям и сделают невозможным возврат к старым формам ведения хозяйства, государственного устройства и управления. Это влияние государства в первые годы реформ на массовое сознание вызвало «ценностный шок», последствия которого не изжиты и в настоящее время. Процесс «обесценивания ценностей» происходит также вследствие принятой государством чуждой национальному российскому характеру и менталитету идеологии, ориентированной на ценности раннего буржуазного общества и неприемлемой для общественного сознания россиян. Приоритеты общественного развития смещены: главенствующее, самодовлеющее значение имеет рынок, то время как человек рассматривается всего лишь как его элемент. Формирование «рыночной» личности, готовой адекватно реагировать на изменчивые требования экономики, не может не сказаться на гражданах, которые, с одной стороны, вынуждены «играть» по предложенным им правилам, а с другой стороны, внутренне дистанцируются от особенно эстремистских моральных эксцессов. Отсутствие стройной, целостной государственной идеологии, ощутимых для населения позитивных результатов экономического реформирования приводит к тому, что в общественном настроении преобладают апатия, нигилизм, страх за собственное будущее. В этой ситуации индивидуализация и эгоизация населения представляются неизбежными: не будучи уверенными в скорых переменах к лучшему в масштабах всего общества и государства, граждане стремятся обеспечить собственное выживание и благополучие своими силами. В условиях экономической конкуренции конкурентность постепенно проникает и в другие виды общественных отношений; каждый индивид может рассматривать других как опасных конкурентов. Естественные связи между людьми распадаются, заменяясь отчуждением человека от человека. Происходит и отчуждение человека от государства, поскольку в условиях системного кризиса государство не может в достаточной мере защитить человека и, кроме того, известная часть кризисных явлений не обусловлена объективными причинами.

Социальные работники, как члены общества, испытывают влияние этих противоречивых ценностных ориентаций, привнося их в профессиональную деятельность. Их профессиональная деятельность требует бескорыстной заботы о человеке – но ей противостоит «рыночность» общественных отношений, предусматривающих выгоду. Их деятельность направлена на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента – но их собственное положение не улучшается. Профессия требует наличия гуманизма как сущностного основания личности – но в реальной жизни гуманистические принципы декларируются и в основном не реализуются. Социальный работник должен способствовать изменению психо-эмоционального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм – но сам он далеко не всегда убежден в неизбежности перемен к лучшему. В целом социальный работник в своей профессиональной деятельности должен быть носителем высоких идеалов и принципов, в то время как реалии обыденной жизни, к сожалению, нередко доказывают, что жизненный успех чаще всего приходит к тем индивидам, кто от моральных принципов отказывается. К этому следует добавить, что большинство социальных работников не являются выходцами из благополучных социальных слоев и групп, а напротив, относятся к бедному населению, и проблему выживания им приходится ежедневно решать и в отношении самих себя и своих близких.. В связи с этим социальный работник может оказаться в довольно щекотливой ситуации: он вынужденно станет как бы носителем «двойного стандарта», и его профессиональное поведение может носить двойственный, неустойчивый, противоречивый характер.

Безусловно, нельзя охарактеризовать настроение социального работника как ощущение полной безнадежности. Большинство из них испытывает чувство глубокого удовлетворения от результативной работы, от того, что помогли клиенту преодолеть кризисное состояние, решить ранее неразрешимую проблему, улучшить его жизнедеятельность и социальное и индивидуальное функционирование. Однако явно недостаточно эффективная поддержка социальной работы (а значит, и проблемного населения) со стороны государства является фактором, негативно влияющим на профессиональное самочувствие специалистов.

Определенное влияние оказывают на содержание профессионально-этической системы этические кодексы социальных работников зарубежных стран. Такое влияние особенно остро ощущалось в первые годы становления социальной работы в России. Конституирование социальной работы как профессиональной деятельности, а главное, наличие у населения проблем, связанных со вступлением России в пору реформирования, и требующих своего немедленного разрешения, требовало скорейшей профессионализации деятельности. Поэтому, наряду с углубленным изучением отечественного опыта благотворительности, было предпринято изучение опыта социальной работы в странах с развитой рыночной экономикой. Исследовались как технологические, организационные и правовые аспекты социальной работы, так и этическое регулирование и регламентирование деятельности, в частности, на примере профессионально-этических кодексов. Безусловно, такое обращение к опыту зарубежных коллег целесообразно: оно позволяло ускорить процесс становления отечественной модели социальной работы на базе уже имеющегося мирового опыта путем заимствования его лучших образцов. Это же касается и профессионально-этического кодекса, отражающего профессионально-этическую систему. Вместе с тем использование зарубежного опыта имеет ограничения: любая модель, как уже говорилось, только тогда жизнеспособна, когда она учитывает национальные особенности условий жизни, менталитета, ожиданий населения. Поэтому заимствованы могут быть, как правило, наднациональные элементы профессиональной этики, имеющие общечеловеческое значение. А это, по сути дела, лишает заимствование смысла: наиболее общие нормы и принципы представлены в общей философской этике и общественной морали.

Профессиональная социальная работа является неотъемлемой составной частью совокупной деятельности общества. Она множеством формальных и неформальных отношений связана с общественными институтами, структурами, органами, всем населением. Социальные работники и их клиенты – члены общества. Поэтому профессионально-этическая система социальной работы не может быть ничем иным, как частью общей этики, а профессиональная мораль специалистов – составной частью общественной морали. Профессиональная мораль имеет свою специфику, обусловленную спецификой профессии и носит поэтому явно гуманистический характер, сформированный и сохраняемый в этосном ядре профессионально-этической системы. Можно сказать, с учетом нынешнего состояния российского общества и его морали, что мораль совокупной профессиональной группы социальных работников намного более гуманна, больше соответствует представлениям о добре и благе, нежели мораль общественная.

Это делает социальную работу и ее профессионально-этическую систему существенным фактором гуманизации общественных отношений. Непосредственное гуманизирующее влияние могут оказывать смысл и содержание деятельности на специалистов и их клиентов. Опосредованное гуманизирующее влияние может осуществляться через специалистов различными путями, на клиентов и их близких; на представителей органов и учреждений, с которыми социальный работник вступает в профессиональные отношения; на окружение самого социального работника:

прямое и направленное влияние социального работника на клиента с целью совершенствования его личности, ее гуманизации, и посредством этого – гуманизации общественных отношений.

непосредственное общение социального работника и клиента приводит во взаимодействие их моральные сознания. При этом клиент, для которого социальный работник является авторитетной личностью, объектом уважения, может стать образцом, который клиент осознанно или неосознанно будет копировать, тем самым воспроизводя те личностные качества, которые воплощены в социальном работнике. Самосовершенствание клиента, безусловно, отразится на отношениях, в которые он вступает, гуманизируя их.

взаимодействие социального работника и клиента может убедить последнего в ценности высоких моральных принципов, гуманного отношения к человеку. Новые, более гуманные жизненные принципы и правила клиента могут быть опредмечены в отношениях, в которые он вступает.

аналогичные механизмы гуманизации общественных отношений могут быть задействованы в случаях, когда социальный работник вступает в профессиональное общение и взаимодействие с окружением клиента, представителями различных органов и учреждений, частными лицами.

личность специалиста, безусловно, испытывает существенное влияние, оказываемое на нее смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Влияние профессии, как известно, не ограничено рамками рабочего времени, а распространяется и на обыденную жизнедеятельность, поскольку личности, как правило, свойственны целостность и гармоничность. Это значит, что влияние личности социального работника на его собственное окружение может быть аналогичным тому, которое имеется в профессиональном плане.

Ясно при этом, что гуманизирующее влияние социальной работы не ограничивается отношениями социальных работников с клиентами и их близкими, представителями органов и учреждений, своими близкими. Эти люди, в свою очередь, вступают в отношения, уже не связанные с социальной работой и социальным работником. Многократно опосредованное, гуманизирующее влияние социальной работы продолжает распространяться по всем этим цепочкам отношений, расппространяясь в социуме. Можно сделать вывод, что социальная работа действительно может стать существенным средством и условием гуманизации общественных отношений, причем это гуманизирующее влияние она оказывает как непосредственно, своим смыслом и содержанием на социальных работников и их клиентов, так и опосредованно, через представителей профессиональной группы.

Это еще один фактор, обусловливающий ценность социальной работы и ее профессионально-этической системы. Профессионально-этическая система, выполняя свои функции, не только содействует выполнению задач профессии, а значит, не только помогает людям нормализовать жизнедеятельность, но и, оказывая влияние на сознание участников процесса и их окружение, способствует гуманизации общественных отношений. Поэтому профессионально-этическая система социальной работы представляет собой ценность для личности, в первую очередь, специалиста и его клиента, поскольку обусловливает повышение эффективности их взаимодействия, гарантирует права клиента, обусловливает совершенствование их личностей. Она представляет собой большую ценность для совокупной профессиональной группы, способствуя ее формированию и профессионализации. И вместе с тем она представляет собой ценность для общества, поскольку содействует гуманизации общественных отношений.

 

 При определении тенденций в развитии этической системы социальной работы, а также ее основных ведущих структурных элементов, необходимо учитывать в первую очередь тенденции в развитии тех систем и их состояний, происходящих в них процессов и явлений, которые оказывают на ее содержание и эволюцию наибольшее влияние и изменения в которых неизбежно влекут за собой потребность изменений в этической системе. К числу таких влияющих на эволюцию этической системы профессиональной социальной работы факторов в первую очередь следует относятся:

● общие тенденции в развитии научного знания, в первую очередь, в развитии общей философской этики;

● тенденции в развитии профессиональной социальной работы;

● ценностные ориентиры государства;

● ценностные ориентации современного российского общества.

Профессиональная этическая система в социальной работе в своем развитии в известной степени повторяет основные пути и этапы развития и становления общей философской этики, в первую очередь в части осознания, осмысления и утверждения ее как относительно самостоятельной отрасли знания, оформления в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности. Осуществляются исследования, направленные на обоснование и проработку отдельных взаимосвязанных структурных элементов этической системы, в том числе ее ценностей и идеала. Одновременно происходит обоснование и детализация отдельных структурных элементов, специализация в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, обоснование системы ценностей, выдвижение и обоснование этических идеалов социальной работы. Неизбежно произойдет и специализация этики социальной работы в связи многоплановостью, многоуровневостью социальной работы, наличием в ней различных форм и видов деятельности. Очевидно, что в области исследований, управления или процесса непосредственной практической работы с клиентом приоритетность принципов будет меняться. В зависимости от форм и видов, направлений деятельности социальной службы этическая система должна быть трансформирована с учетом ее специфики.

Любая этическая система предлагает определенную систему санкций за отступление от этических норм и принципов, причем санкции могут носить как моральный, так и административный характер. Такая система санкций считается одной из важнейших функций этики. Поэтому в качестве немаловажной тенденции в развитии этики профессиональной социальной работы следует признать нарастание потребности во введении в нее системы санкций за отступления от должного поведения, нарушение норм и принципов профессиональной этики с целью повышения эффективности и авторитета социальной работы.

Социальная работа в настоящее время все более осознается обществом как необходимое условие реализации главных ценностей, достижения общественного идеала, условие и следствие социального прогресса. Но такой подход к пониманию социальной работы имеет место пока на теоретическом уровне, тогда как на практике социальная работа еще не раскрыла полностью своего созидательного потенциала. В этой связи социальной работе еще предстоит обрести ту значимость и ценность, которая потенциально присуща ей. Происходит процесс гуманизации и профессионализации социальной работы как специфической профессиональной деятельности, расширяются ее границы, увеличивается масштаб, растет вовлечение в сферу ее внимания все новых проблем и групп населения. В развитии социальной работы как науки можно заметить две важных тенденции - происходит фундаментализация и систематизация научного знания и его дифференциация по научным сферам: утверждают себя такие научные дисциплины, как теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы, этика социальной работы, экономика социальной работы и другие, ранее рассматривавшиеся в нашей стране в общем контексте социальной работы.

Формирующее воздействие на этическую систему как социальной работы, так и общества в целом в значительной мере оказывают ценностные ориентиры государства как существенная часть его идеологии. На данном этапе провозглашенные ценности во многом остаются декларациями, лишенными четкости и целостности. Декларируя свободу личности и демократию в общественных отношениях как ценность, государство в то же время не препятствует активно тому, что свобода и демократия становятся достоянием преимущественно обеспеченных слоев населения. Поэтому в качестве тенденций в развитии ценностных ориентиров государства, оказывающих влияние на этику социальной работы, выступают попытки абсолютизации формальной свободы, демократии, индивидуализма, личного материального успеха при одновременном обесценивании солидарности, коллективизма, равенства и социальной справедливости, труда и других социально значимых ценностей. Эти ценностные ориентиры, а также такие явления, как атомизация общества и аномия, распространение «рыночности» на все виды общественных отношений, «кризис идентичности», сужение социального пространства личности, примитивизация, либерализация, индивидуализация и поляризация общественной морали, ее скатывание к уровню «ситуационной морали» влияют существенным образом и на ценностные ориентиры социальной работы. Наличие данной тенденции может служить определенным доказательством дегуманизации общественных отношений. Указанные тенденции в развитии ценностей государства и общества не могут не оказать влияния на тенденции в развитии этической системы социальной работы, делая их противоречивыми.

Основные тенденции развития этики профессиональной социальной работы лежат в плоскости движения общества и человечества к социальному прогрессу и предполагают осознание, осмысление и утверждение ее как относительно самостоятельной отрасли знания, оформление в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности, обоснование и проработку отдельных структурных элементов, специализацию и детализацию в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, дальнейшее совершенствование ее в части детальной проработки структурных элементов в связи с многоплановостью, многоуровневостью и многофункциональностью социальной работы, наличием в ней различных форм и методов деятельности.

В то же время неизбежным представляется некоторое дистанцирование и автономизация этической системы социальной работы от общественной морали, стремление сохранить в целостности традиционную систему ценностей и основы гуманизма и моральности, противостоять ситуативно обусловленному тяготению к переоценке ценностей и освобождению от необходимости соблюдать основные моральные нормы. Вследствие этого объективно необходимым представляется введение в этическую систему санкций за отступления от должного поведения, нарушение норм и принципов.

Важнейшей тенденцией представляется стремление к утверждению и реализации в практической деятельности таких ценностей, как солидарность, коллективизм, равенство индивидов при соблюдении свободы личности и социальной справедливости в отношении нее, социально-экономическое и правовое равенство граждан во всех сферах их жизнедеятельности, непосредственная реализация которых в отношении социально слабых слоев населения возложена на социальную работу. Тенденции к приобретению социальной работой статуса профессиональной социальной деятельности в масштабах социума, направленной на преобразование личности, социума в интересах личности и ее разнообразных взаимосвязей, к объективному повышению ее значимости в жизнедеятельности социума и профессионализации социальной работы вызовут естественное усиление ее направленности на служение интересам общества и отказ от корпоративности.

    

       Жизнь человека в значительной степени детерминируется и регулируется обществом с помощью различных институтов социализации, способствующих соблюдению прав человека, контролирующих выполнение им обязанностей, обеспечивающих его оптимальное развитие и достижение максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях в контексте основных целей развития человеческого сообщества. Поэтому и социальная работа вне общества полностью утрачивает свой гуманистический смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще: включение в родовую культуру {социализация) в первую очередь означает включение в общественную жизнь в качестве полноправного, активного и ответственного субъекта.

Общество является не только средой жизнедеятельности человека, но и важнейшим условием, при котором становится возможным проявление его родовой человеческой сущности. Оно становится необходимым условием и средством достижения человеком его индивидуально и социально значимых целей. Одновременно с этим общество является и целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своего личного существования, жизнедеятельности и развития. Оно является важнейшим субъектом деятельности, оказывающим социализирующее воздействие на человека. Оно также выступает в качестве объекта воздействия со стороны каждой конкретной личности или социальной группы. Наконец, общество – это люди; без людей нет общества. Если человек признается высшей ценностью, то и общество имеет ценность, по крайней мере, не меньшую, чем человек

 

Заключение

Таким образом, общество объективно является ценностью высокого порядка, рядоположенной с ценностью человека, поскольку существование человека вне общества и общества без человека не представляется возможным. Постановка вопроса о том, «чья ценность выше: человека или общества?», неправомерна, поскольку общество было и остается естественной средой и формой организации жизнедеятельности человека. Но общество невозможно без человека. Поэтому система «человек–общество» представляет собой органичное, нерасторжимое ценностное единство.

 

Таким образом, иерархия важнейших этических ценностей в качестве детерминант включает в себя ценности человека и общества. Эти ценности могут быть реализованы при посредстве ценностей – инструментов и средств, среди которых важнейшее место занимают свобода и защищенность, справедливость и равенство, труд и коллективизм. Признание и, главное – реализация в обществе этих ценностей могут означать наличие цивилизованного общества и высокую степень гуманизации общественных отношений в нем.

Иерархия высших этических ценностей в полной мере соответствует коренным, сущностным интересам человека и имеет гуманистический характер. Эти гуманистические ценности могут и должны быть присвоены каждым человеком с целью осознанного включения его в деятельность, направленную на реализацию этих ценностей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.