|
||||
Теоретический материал
ТЕМАМышление.
Теоретический материал
Развитое мышление даёт возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Качество мышления определяется следующими характеристиками: · быстрота мышления — это способность находить правильные решения в условиях недостатка времени; · гибкость мышления характеризует умение изменить намеченный порядок действий при смене обстоятельств; · глубина мышления — это степень проникновения в суть ситуации или явления и способность уловить и выявить логические связи между объектами задачи. Эти качества в разной степени присутствуют у всех людей. Некоторые из них более значимы для решения теоретических задач, другие – для решения практических вопросов. В процессе роста человека, при вхождении его в социальную жизнь развитие мышления происходит последовательно в несколько стадий: 1. предметно-действенное мышление, характерное для возраста от 1 до 3 лет - это мышление в виде практических действий. Дети в этом возрасте познают окружающий мир, пробуя предметы на вкус и запах, трогая руками, разбирая их и ломая. 2. наглядно-образное мышление более развито в возрасте от 4 до 7 лет, но присутствует и у взрослых людей в виде наглядных образов и представлений: зрительных, слуховых, тактильных. Наиболее развит такой тип мышления у людей творческих профессий (художников, музыкантов и т. п.). 3. абстрактно-логическое или отвлеченное мышление представлено в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. К примеру, математические термины «интеграл» и «производная» - это абстрактные понятия, которые не могут восприниматься органами чувств человека Логическое мышление позволяет на основе полученной информации делать правильные выводы, отделять важное от второстепенного, обнаруживать взаимосвязи, приводить доказательства и опровержения, быть убедительным. Процесс логического мышления при решении задач включает несколько мыслительных операций: 1. Анализ – мысленное разложение целого на части. Выделение в нем отдельных признаков и свойств 2. Синтез - мысленное соединение частей предметов или явлений, мысленное сочетание их признаков, свойств или сторон. 3. Обобщение – мысленное выделение общего в предметах или явлениях действительности, а затем на базе этого объединение их друг с другом. 4. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений в целях определения сходства или различия между ними. 5. Конкретизация– мысленное дополнение существенных признаков или свойств предметов теми, которые им присущи, но в рассматриваемый момент отсутствуют. 6.Абстрагирование – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов при одновременном отвлечении от несущественных признаков свойств. 7. Классификация – мысленное распределение объектов по группам или подгруппам в зависимости от сходства или различия между ними
Развитое мышление - это способность думать творчески, не пользоваться шаблонными знаниями, а изобретать и выдумывать что-то новое. Ни одна деятельность человека не обходится без мышления. Мышление помогает нам решить и теоретические вопросы, и практические задачи. Очень важно развивать логическое мышление. Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос сначала постараемся ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это наука о рассуждении, искусство рассуждения. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Нужно ли нам в повседневной жизни логическое мышление? Конечно! Например, герой романа Артура Конана Дойля — Шерлок Холмс, использовал дедуктивный метод, а ведь дедуктивный метод основан на логическом мышлении и логических выводах! Секрет многих удачливых людей ни в образовании, ни в обширных связях. К высокому успеху их привело умение мыслить логически, анализировать свои действия. Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество и будет создавать. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности. Например, однажды у Эйнштейна спросили: «Чем гениальный человек отличается от обычного?». И Эйнштейн ответил: «Если обычный человек будет искать иголку в стогу сена, то он, найдя ее, прекратит все поиски, а гениальный человек будет продолжать искать и вторую иголку, и третью, и даже четвертую и пятую». Логично говорил Эйнштейн? - конечно логично. И мыслил также — логично. Почему большинство людей мыслят стандартно и шаблонно? А ответ на этот вопрос очень прост. У них не развито логическое мышление и логика. Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. У всякого события есть причина – то, что ему предшествовало, и есть следствие – то, к чему оно приведет. Понимание этих зависимостей и есть логика. Умение правильно и логично размышлять высоко ценится. Развивая логическое мышление, вы учитесь анализировать факты, последовательно обрабатывать информацию, успешно преодолевать любые трудности. Для человека с развитым логическим мышлением жизнь – это не набор бессмысленных случайностей, а ясная и понятная взаимосвязь событий. Поэтому логическое мышление дает конкурентное преимущество в самых разных областях жизни. Логическое мышление необходимо для достижения жизненного успеха. Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Как стандартные логические задачи головоломки, так и нестандартные. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение, фантазию. Как развивать мышление: 1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. 2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний. 3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: колледж, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке. 4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них. 5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном. 6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления. 7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач, головоломок. 8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Перечислите основные виды мыслительных процессов человека. 2. Запишите в тетрадь основные виды мыслительных процессов человека. 3. Какое мышление называется логическим?
|
||||
|