Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чему научат?. Где работать?. Кем работать?



Чему научат?

- разрабатывать и реализовывать системы мероприятий по внешнему благоустройству и озеленению территорий;
- участвовать в работах по сохранению зеленых насаждений высокой природоохранной ценности;
- проводить работы по урбомониторингу и инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры, по составлению кадастра зеленых насаждений;
- сохранять и увеличивать биологическое разнообразие на объектах ландшафтной архитектуры, повышать их экологический потенциал;
- разрабатывать и реализовывать современные технологии выращивания посадочного материала;
- контролировать правильную эксплуатацию оборудования, механизмов, инженерных сетей и сооружений на объектах ландшафтной архитектуры;
- разрабатывать проектную и рабочую документацию на различных стадиях проектирования, оформлять законченные проектные работы;
- разрабатывать схемы планировочной организации земельного участка;
- проектировать объекты для производства посадочного материала: декоративных питомников, оранжерейных и тепличных комплексов.

 

 

Где работать?

Специалисты трудятся в современных ландшафтных бюро, в государственных органах, осуществляющих надзорные функции за качеством и рациональностью эксплуатации природных ландшафтов, архитектурные комитеты и садово-парковые департаменты.

 

Кем работать?

Выпускники могут стать гринкиперами, ландшафтными архитекторами или дизайнерами, дендрологами, озеленителями.

 

ЛЕКЦИЯ: ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРУ

Поступив на архитектурный факультет, вы тем самым сделали выбор своего жизненного пути из множества дорог, которые открываются перед каждым молодым человеком, гражданином нашей страны. Для этого есть, по видимому, достаточные основания: вы имеете определенные навыки в рисовании – выдержали вступительные экзамены; вы неравнодушны к искусству; вы, возможно, любите и хорошо знаете город, в котором выросли, и на вас, может быть, произвели впечатление те или иные здания, которые вы видели в натуре или на фотографии. А может быть, вас привело сюда расхожее представление об архитекторе и его работе, как об увлеченном человеке, самозабвенно занятом черчением на больших планшетах красивых зданий или проектирующем «голубые города». Довольно часто именно такое романтически приподнятое представление о профессии, затрагивающее только внешний ее слой и обнаруживающее лишь поверхностное знакомство с будущей работой, приводит молодых людей на архитектурный факультет. Истинное же содержание профессии архитектора раскрывается лишь в процессе ее постижения и зачастую не совпадает с обыденным представлением о ней. Это приводит студента либо к ощущению правильности выбранного пути и удовлетворению этим, либо, наоборот, к глубокому разочарованию. Понять это как можно раньше, утвердиться в правильности принятого жизненного решения, мобилизоваться на самый серьезный труд, с которым связано освоение профессии архитектора, – вот те задачи, которые ставит перед вами жизнь с самых первых шагов на архитектурном факультете. Этой же цели служит и настоящая лекция, которая потому и названо «Введение в профессию «Архитектура». Она должна помочь вам сориентироваться в профессии, увидеть ее масштабы и перспективы. Выбранная вами профессия – одна из самых древних и благородных, которая во все времена была ценима и уважаема людьми. Сегодня она по-прежнему остается привлекательной и престижной. И в этом следует видеть насущную потребность общества в подобной профессиональной деятельности. Глубинное ее содержание совпадает с самыми главными целями общественного развития.

 

 

АРХИТЕКТУРА КАК СРЕДА

Когда говорят о среде, то обычно имеют в виду нечто сплошное, непрерывное, находящееся «вокруг». Действительно, прочитав, например, «воздушная среда» или «водная среда», можно легко представить себе эти среды и даже их обитателей. Но когда средой называют архитектуру, это, на первый взгляд, кажется несколько странным. Ведь каждый знает, что архитектура складывается из отдельно стоящих зданий; между ними достаточно ясно просматриваются «разрывы» – улицы, дворы, переулки, проезды, площади, пустыри. Правда, иногда можно встретить примеры «сплошной застройки», что чаще всего находят в старинных «исторических» районах многих городов, когда дома стоят физически вплотную друг к другу. Надо сказать, что именно такого рода застройка вызвала к жизни понятие «архитектурная среда», однако сегодня оно охватывает более широкий круг архитектурных объектов. Нынешнее понимание архитектурной среды не ограничивается понятиями физической сплошности и непрерывности каменных или кирпичных строений. Создать «архитектурную среду» – это не значит построить некое «суперздание», в котором можно разместить все население, скажем, поселка или города (хотя в некоторых случаях это кажется вполне целесообразным. Достаточно упомянуть некоторые проекты городов Севера, решенные как раз в виде единого «супер дома»). Архитектурная среда – это не физический, а социальный феномен, ибо ее образуют не столько материальные сооружения сами по себе, а сооружения, в которых живут люди. Именно этот человеческий фактор, непрерывный процесс жизни людей, заставляет нас видеть в архитектуре то, чего не дает никакая сплошная застройка, – человеческую среду обитания, поэтому архитектура существует, живет только постольку, поскольку в ней кипит жизнь. Если же по каким либо причинам из дома, поселка, города, уходят люди, то отсутствие людей превращает их в разрозненные безжизненные деревянные, каменные, бетонные предметы. Казалось бы, что изменилось? Ведь все признаки архитектурной среды налицо, а самой среды – нет. Люди – это кровь архитектуры; только они несут ей жизнь, превращая ее в некую целостность – архитектурный организм. Таким образом, создавать архитектуру – это значит проектировать и строить жизнь во всем многообразии и индивидуальности ее проявления. Подобный подход к архитектурной деятельности требует понимания архитектуры как вместилища всех жизненных процессов, главным феноменом которых выступает человек со всеми его 31 материальными и духовными потребностями, причем не человек вообще, а сегодняшний конкретный человек, современник архитектора, который есть продукт сегодняшних сложнейших общественных отношений. «Человек – мера вещей». Эта старая формула архитектуры по-своему отражает ее социальное содержание. С другой стороны, следует иметь в виду, что любой объект архитектуры возводится из прочных и долговечных материалов и имеет жесткую неизменяемую геометрическую форму. Благодаря этому архитектура создает определенные «рамки» для человеческого бытия, организуя собой протекание жизненных процессов, предопределяя определенный порядок их прохождения. Тем самым архитектура организует и пространство прохождения социальных процессов, и всей жизни человека. В этом состоит одна из главнейших профессиональных целей – создавать пространство человеческой жизнедеятельности. Тогда формы организации взаимодействия людей между собой, индивидуума и коллектива, характер социальных и культурных ценностей и многое другое могут быть определены как социальные предпосылки проектирования жилища, общественных зданий, промышленных и производственных сооружений, городских и сельских поселений. Понятие «архитектурная среда» имеет множество проявлений в виде конкретных классов архитектурных объектов. Наиболее распространено в этом плане употребление термина «среда» применительно к населенным местам различного типа. В зависимости от величины и социального содержания наиболее характерными из них являются городские и сельские поселения. Пространственная структура человеческих поселений, т.е. закономерности размещения их элементов на определенной конкретной территории в зависимости от той или иной формы социальной организации, изучаются в разделе «Градостроительство», а проектированием населенных мест, в частности городов и городских образований, занимаются градостроители. Говоря об архитектурной среде, уместно обратить внимание на возможное ее «дробление» на составные части. Если рассмотреть, например, город, то можно обнаружить следующую цепочку его элементов: город – жилой район – микрорайон – жилая группа – жилой дом – квартира – комната. И на каждом уровне этой структуры можно говорить о своем характере проявления архитектурной среды. Проходя по этой цепочке, как раз и можно проследить дробление архитектурной среды до некоторого минимального пространства обитания человека, своеобразного «атома» этой среды. Причем величина этого минимума 32 человеческого пространства обитания человека зависит не только от физических размеров человека; она связана с необходимостью обеспечения определенного физиологического комфорта (температуры, влажности, освещенности и т.д.) и зависит от исторически сложившихся традиций и социокультурных норм. Так, весьма показательным в этом отношении являются четко соблюдаемые расстояния между разговаривающими людьми, стихийно сложившиеся у различных европейских народов. Например, скандинавы считают идеальным расстояние до собеседника при разговоре – 1,2 метра, на Британских островах и Средней Европе – 1 метр, а итальянцы чувствуют идеальной дистанцию в 30-40 см. При этом установлено, что, если расстояние между говорящими больше обычного, то появляется чувство потери контакта, если же меньше, то возникает неприятное ощущение стесненности. Здесь упоминается лишь один параметр «личного пространства», которое, несмотря на эфемерность, – вещь вполне реальная. Таким образом, понятие «архитектурная среда» может трактоваться в довольно широком диапазоне от городской среды до личной «микросреды». Все это может составлять, как говорят архитекторы, «архитектурное пространство», насыщенное материальными сооружениями и предметами. И в таком понимании среды кроется глубокий смысл, ибо организация архитектурного пространства различной «мощности» есть собственно предмет деятельности архитектора, поскольку именно в архитектурных пространствах протекает человеческая жизнь. В соответствии с различным социальным содержанием различают в свою очередь «городское пространство», пространство площади или улицы, «ландшафтное пространство», «дворовое пространство», внутреннее или «интерьерное пространство». Или же можно встретить такое словосочетание – «урбанизированное пространство» (от латинского «урбан» – город), которое относится к современному городскому пространству, предельно насыщенному сегодняшними техническими сооружениями – транспортными эстакадами, лестницами и эскалаторами, рекламными устройствами и рекламой, – по которому перемещаются буквально толпы людей. Даже писатели фантасты, когда пытаются изобразить общество будущего, вынуждены описывать и «устройство» города будущего, а это значит, что они обязаны нарисовать его пространственно организованную среду. Наиболее интересно это получается у архитекторов, когда они фантазируют будущую архитектуру. Есть даже особая отрасль архитектурного творчества – создание архитектурных утопий, 33 т.е. своеобразный проектный прорыв в будущее. И здесь мы сталкиваемся с особого рода изобретением возможной архитектурной среды, которая сегодня рисуется зодчим чаще всего как некое сверх урбанизированное пространство. Если говорить строго, архитектурное пространство в виде автономно существующей реальности, как дырка от бублика, – вещь невозможная. Оно может быть образовано и существовать только благодаря материальным формам. Поэтому в архитектуре пространство плюс материальная масса, его образующая, подразумеваются как неразрывное единство. И когда проектируют архитектурное пространство, то одновременно решают и материальную архитектурную «массу». Процесс создания архитектурной формы – архитектурное формообразование – есть основное творческое содержание труда архитектора. Именно в процессе формообразования архитектор может решать и социальные, и художественные задачи. При этом архитектурное формообразование, будь то архитектурная среда в целом или отдельные ее элементы, реализуется на основе архитектурно-композиционных закономерностей. Здесь как раз и спрятано то таинственное, благодаря чему мертвая материя превращается в живое тело искусства.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – это искусство открытых пространств. В отличие от других видов искусства, основой композиции произведений ландшафтной архитектуры является природа: разнообразная растительность, рельеф как геопластический элемент, земля как среда для развития растительности, камень и деревья как материал для архитектурных элементов, вода в спокойном состоянии и в движении, воздух как элемент пространства и глубины перспективы. Современное ландшафтное проектирование соединяет красоту природы и удобную инфраструктуру сооружений, позволяет формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Название этого направления деятельности архитектора прямо указывает на ее содержание – строительство городов, точнее, не строительство городов, а их проектирование. Градостроительством называют теорию и практику планировки и застройки населенных мест, прежде всего городов. Градостроительство – наиболее масштабная из всех проектных задач, которые обычно встают перед архитектором. Градостроительное  проектирование охватывает крупные территориальные комплексы и предполагает серьезные социальные и исторические последствия. Здесь, как ни в одной другой проектной задаче, архитектор вплотную сталкивается с необходимостью решать очень серьезные проблемы человеческого бытия, так как градостроительное проектирование, а затем и реализация градостроительных замыслов в натуре затрагивают жизненные интересы десятков, а то и сотен тысяч людей. Градостроитель, создавая проекты новых городов или новых городских районов, не просто вмешивается в сложившееся естество (если говорить о новых городах на новом месте) и не просто вмешивается в существующую архитектурную среду (если говорить о реконструируемых городских районах). Он, проектируя город, закладывает, планирует тем самым мощные сдвиги в социальных процессах: перемещения больших масс людей, изменение их бытового уклада, очень часто смену места работы и многое другое. Здесь перед архитектором градостроителем встают по крайней мере две очень крупные профессиональные задачи. Во-первых, проектирование города или фрагмента города (жилого района) связано с жесткой необходимостью возможно более полного учета множества, порой противоречивых, факторов (природно-климатических, экономических, демографических и т.д.). Ему необходимо возможно точно «попасть» в те тенденции развития города, которые сегодня достоверно неизвестны (от проекта города до его полной реализации проходит в среднем около 30 лет). С другой стороны, особенности градостроительного проектирования не дают достоверного представления о той среде будущего города, которая должна быть осуществлена и которая, собственно, и является одной из целей проектирования. Как эта, несуществующая сегодня среда, будет восприниматься людьми, тем более через 10, 20, 30 лет? Масштаб работы градостроителя и ее диапазон можно зримо ощутить, если представить себе, что города бывают населением и в 50 тысяч, и в 5 миллионов, а в будущем не исключена возможность появления городов супергигантов населением в 50 миллионов жителей. Каждый живущий в городе знает, что город – это не только множество людей, домов, улиц, машин и т.д., но и особый городской образ жизни, причем «мера» этого образа жизни является прямой функцией величины города. Чем крупнее город, тем насыщеннее и полнокровнее живет его население. В профессиональном смысле подобное утверждение означает, что наибольшие возможности для всестороннего развития личности представляет среда именно крупных городов. Она развивает в человеке потребности и новые средства их удовлетворения. На первом плане среди них стоит практически неограниченная широта возможностей, громадный выбор в любом отношении, коснись это учебного заведения, профессии, места работы, стиля жизни, спутника жизни и т.д. Большой город избавляет человека от жесткого социального контроля, которому обычно подвержен он в селе или малом городе; здесь он несравненно более свободен. Если попытаться дать определенные понятия «городской образ жизни», то в его основную характеристику следует включить динамику (изменчивость, подвижность) социально профессионального состава трудящихся, типы культуры общества, структуру потребностей людей в сфере труда и быта, образования и досуга, психологического склада и другие характеристики личности. Динамичности городского образа жизни соответствует физическая подвижность городского населения, которая реализуется с помощью разнообразных городских транспортных средств. В этом смысле транспортная сеть города или, как часто говорят, его транспортная структура, оказывается более значимой, чем просто как средство перемещения людей в пространстве города. Через транспортные перемещения людей наиболее полно реализуется сама суть городской жизни, которая сегодня может быть определена кратко: социальные связи или коммуникации. Это могут быть поездки из дома на работу (к «местам приложения труда») и обратно; поездки, связанные с культурно-бытовыми потребностями (за покупками, в гости, в театр, за город и т.д.). Поэтому транспортная структура города оказывается на столько важной его составляющей, что ее часто определяют как «социальную конструкцию» города, его планировочный (пространственный) «каркас». О городском каркасе как о воображаемом его скелете можно говорить только в тех случаях, когда при этом одновременно подразумевается и его заполнение, та его «плоть», которая сегодня трактуется в виде «городской ткани». Понятие городская ткань, пронизанная сетью транспортных улиц и дорог, появилось сначала как образ, который возникал как бы при виде города из космической выси. Потом она обрела конкретное профессиональное истолкование и в графической форме – особом изображении города на чертеже, называемом «генеральным планом города». Здесь городская ткань образована множеством зданий и сооружений, в которых происходят те или иные виды жизнедеятельности людей. Для профессионального сознания архитектора градостроителя, проектирующего город, городская ткань обычно выступает своеобразной плоской моделью той пространственно развитой городской среды, которая собственно и является содержанием города. Решению задач градостроительства служит сумма профессиональных знаний, приемов и навыков, которые вам предстоит освоить в будущем. Однако уже сегодняшний уровень созидательной деятельности, обусловленный требованиями научно-технической революции, заставляет архитектора градостроителя демонстрировать еще и специфическое умение делать научно обоснованные прогнозы. А это возможно лишь при координации усилий различных специалистов, среди которых ведущее место занимает архитектор. Именно архитектор, и только он, отвечая за творческое согласование часто противоречивых социальных, экономических, технических и других требований, способен создать гармонически организованное пространство, функционально удобную и высокоэстетическую жизненную среду. Поэтому архитектор, помимо передового мировоззрения и творческого потенциала, должен обладать и стратегическим научным мышлением, панорамностью видения и умением объективно оценить связь прошлого с настоящим и будущим. Кроме того, сегодняшний уровень требований к профессиональной деятельности диктует, чтобы проектирование любых объектов архитектуры начиналось с градостроительного уровня. Это значит, что создание даже единичных объектов архитектуры – отдельных зданий – сегодня задача несравненно более широкая, поскольку требует учета всех связей со сложившейся средой, т.е. грамотного их включения в контекст существующей архитектурной среды. А это сделать обычно невозможно без серьезного градостроительного анализа. Решая градостроительные задачи, архитектор, прежде всего, создает модель жизненного пространства. При этом он руководствуется рядом ведущих принципов. Принцип природной и социально-экономической обусловленности требует, чтобы проектируемый город максимально учитывал конкретные природно-климатические факторы и «мягко» вписывался в естественную среду, нанося ей минимум ущерба и потерь; чтобы требования народно хозяйственного развития экономики города не противоречили социально экономической политике страны. Принцип социально-демографической обусловленности требует, чтобы учитывался «человеческий фактор», т.е. создавались условия для наиболее гармоничных человеческих отношений, всестороннего 72 развития личности, исключающие неблагоприятные воздействия неумелого планирования и проектирования (например, «текстильные городки» с преимущественно женским населением). Принцип устойчивости, изменчивости и преемственности требует, чтобы город как объект градостроительного проектирования воспринимался в качестве историко-культурной человеческой ценности, как живой организм, развивающийся по своим «внутренним» законам. Принцип системности требует, чтобы город рассматривался как единое целое, где каждой его части есть свое законное место, при котором всякое изменение или потеря любой его части неизменно отразится на состоянии всего города. Таким образом, генеральная цель градостроительства определяется как оптимизация пространственных условий общественного воспроизводства и создание подлинно человеческой среды обитания.

 

ПРОФЕССИАНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗа

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» в соответствии с п. 4.2 ФГОС ВО являются:

- функционально-планировочные образования населенных мест - городов и поселков, административных округов, межселенные территории, зоны охраняемого ландшафта, территории визуально-пространственного восприятия (архитектурные ансамбли, площади, магистрали и улицы, территории жилой и промышленной застройки);

 - общественные пространства городской среды, объекты ландшафтной архитектуры - зоны отдыха и лесопарки, парки, скверы и бульвары, набережные, сады на искусственных основаниях (в том числе сады на крышах), интерьеры офисных и жилых зданий, зимние сады;

территории объектов культурного наследия, памятники садово-паркового искусства, особо охраняемые природные территории, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства, несущие экосистемные функции и играющие социально значимую роль;

предприятия для производства посадочного материала: декоративные питомники, оранжерейные и тепличные комплексы;

- техногенные территории и нарушенные ландшафты (транспортные, промышленные, береговые и намывные), их реабилитация; научно-обоснованные методы и технологические процессы создания (восстановления) объектов ландшафтной архитектуры, обеспечивающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных условий среды и повышающих их эстетическую выразительность, с учетом социальных, экономических, эстетических, природоохранных факторов;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно сказать, что первое введение в основы специальности состоялось. Но впереди еще длинная и трудная дорога, ведущая к знаниям и умениям. Она предстает перед вами в виде системы учебных дисциплин и предметов – своеобразной маршрутной карты этой дороги. Эта система – учебный план специальности «Ландшафтная архитектура», в соответствии с которым происходит учеба студентов на нашем факультете. Он предусматривает множество различных учебных дисциплин, условно подразделенных на ряд циклов: общественно-политический и общеобразовательный, архитектурно-художественная и инженерно-техническая подготовка. Каждая из них вносит свою лепту в дело превращения молодого человека в архитектора, и нельзя сказать, какой из предметов более важный, а какой – менее. Вы должны знать, что архитектор – это не просто профессионал, он – гражданин нашей страны, личность. Пребывая в стенах вуза и работая профессионально он должен, учиться у людей, ради которых работаешь, у коллег мастеров, у жизни. Здесь – залог всех успехов в постижении профессии.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.