|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни». Биология. 8 класс. Цель: найти особенности во внешнем строении птицы, которые характеризуют ее образ жизни. Ход работы: 1. Рассмотрите изображение птицы (рис.1). Подпишите основные отделы тела. Рассмотреть туловище птицы. Определить его форму. Определить месторасположение крыльев и ног. 1 – ___________ 2 – ___________ 3 – _________ 4 - ___________ 5- ___________ 6 - __________ Форма тела птицы ___________ 2. Рассмотреть голову птицы. Обратить внимание на её форму, размеры. Найти клюв, рассмотреть его строение. Найти глаза, обратить внимание на их расположение. Найти слуховое углубление. Форма головы птицы __________. На голове птицы находятся: 7 -_____________ и 8 - ______________. Челюсти птиц лишились зубов, вытянулись и превратились в клюв. Клюв одет в роговой чехол, который придает прочности. В клюве можно выделить 9 - __________ и 10- _____________, 11 -_____ и 12 - ______________. Клюв для птиц является и носом, и ртом, и «руками», потому что верхние конечности у птиц превратились в крылья, и они не могут ими строить гнезда или добывать пищу. Птицы все делают с помощью лап и клюва.
рис.1 3. В наибольшей степени форма клюва обусловлена характером пищевой специализации. Рассмотрите примеры клювов разных птиц (рис.2). Найдите связь между формой клюва и пищей, которую ест птица. Заполните таблицу, подобрав по форме клюва пищу. В таблицу запишите только цифры.
Пища: 1. летающие насекомые 2. рыба 3. сочные плоды 4. мелкие млекопитающие 5. молодые побеги 6. мелкими земноводными 7. семена 8. насекомые и их личинки
Рис.2 Пояснение: Птицы, питающиеся рыбой и земноводными, имеют длинную шею и длинный клюв, который, как копьё, ударяет точно в добычу. У птиц, питающихся зерном, клюв короткий и толстый, что дает им возможность раскусывать кожуру семян. Долотообразная форма клюва позволяет птице откалывать крупные щепки и легко долбить древесный ствол. Заостренный, изогнутый вниз клюв, помогает хватать достаточно крупную добычу и разрывать на части. 4. Обратить внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? _________________________________________________ Вспомнить, у каких животных такой покров._______________________________________ Для удержания птицы на ветвях деревьев пальцы птиц расположены особым образом: три пальца вперёд, а один — назад. 5. Рассмотреть хвост птицы. Записать названия перьев, расположенных на хвосте и крыле.
6. Найти контурное перо, изучить его строение, назвать основные части. Зарисовать строение контурного пера, подписать названия его основных частей. 7. Рассмотреть пуховое перо. Найти очин и опахала. Зарисовать это перо и подписать названия его основных частей. 8. На основании внешнего строения отметить приспособления птиц к полёту. (используем учебник стр.147-148 или презентацию по птицам)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|