Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».



Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».

Биология. 8 класс.

Цель: найти особенности во внешнем строении птицы, которые характеризуют ее образ жизни.

Ход работы:

1. Рассмотрите изображение птицы (рис.1). Подпишите основные отделы тела.

Рассмотреть туловище птицы. Определить его форму. Определить месторасположение крыльев и ног.


1 – ___________

2 – ___________

3 – _________

4 - ___________

5- ___________

6 - __________


Форма тела птицы ___________

2. Рассмотреть голову птицы. Обратить внимание на её форму, размеры. Найти клюв, рассмотреть его строение. Найти глаза, обратить внимание на их расположение. Найти слуховое углубление.

Форма головы птицы __________.

На голове птицы находятся: 7 -_____________ и 8 - ______________.

Челюсти птиц лишились зубов, вытянулись и превратились в клюв. Клюв одет в роговой чехол, который придает прочности. В клюве можно выделить 9 - __________ и 10- _____________, 11 -_____ и 12 - ______________. Клюв для птиц является и носом, и ртом, и «руками», потому что верхние конечности у птиц превратились в крылья, и они не могут ими строить гнезда или добывать пищу. Птицы все делают с помощью лап и клюва.

 

рис.1

3. В наибольшей степени форма клюва обусловлена характером пищевой специализации. Рассмотрите примеры клювов разных птиц (рис.2). Найдите связь между формой клюва и пищей, которую ест птица. Заполните таблицу, подобрав по форме клюва пищу. В таблицу запишите только цифры.

клювы
пища                                    

Пища:


1. летающие насекомые

2. рыба

3. сочные плоды

4. мелкие млекопитающие

5. молодые побеги

6. мелкими земноводными

7. семена

8. насекомые и их личинки

 


 

Рис.2

Пояснение: Птицы, питающиеся рыбой и земноводными, имеют длинную шею и длинный клюв, который, как копьё, ударяет точно в добычу.

У птиц, питающихся зерном, клюв короткий и толстый, что дает им возможность раскусывать кожуру семян.

Долотообразная форма клюва позволяет птице откалывать крупные щепки и легко долбить древесный ствол.

Заостренный, изогнутый вниз клюв, помогает хватать достаточно крупную добычу и разрывать на части.

4. Обратить внимание на внешнее строение конечностей.

Чем покрыты цевка и пальцы ног? ­­­­­_________________________________________________

Вспомнить, у каких животных такой покров._______________________________________

 Для удержания птицы на ветвях деревьев пальцы птиц расположены особым образом: три пальца вперёд, а один — назад.

5. Рассмотреть хвост птицы. Записать названия перьев, расположенных на хвосте и крыле.

6. Найти контурное перо, изучить его строение, назвать основные части. Зарисовать строение контурного пера, подписать названия его основных частей.

7. Рассмотреть пуховое перо. Найти очин и опахала. Зарисовать это перо и подписать названия его основных частей.

8. На основании внешнего строения отметить приспособления птиц к полёту. (используем учебник стр.147-148 или презентацию по птицам)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.