Психологические особенности профессиональных кризисов
Кризис
| Факторы возникновения
| Способы преодоления
| Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет)
| Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям.
| Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста
| Кризис профессионального обучения
| Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических условий.
| Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности, удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома.
| Кризис профессиональной адаптации
| Трудности взаимоотношений в разновозрастном коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности.
| Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей, поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.
| Кризис профессионального роста
| Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей
| Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности.
| Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
| Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда.
| Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации.
| Кризис социально- профессиональной самоактуализации
| Неудовлетворенность возможностью реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации.
| Переход на инновационный уровень выполнения работы, творчество , изобретательство, инноваторство, переход на новую должность, смена профессиональной позиции.
| Кризис угасания профессиональной деятельности
| Ожидание ухода на пенсию и смены социальной роли, сужение социально-профессионального поля, психофизиологические изменении я, ухудшение здоровья.
| Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности.
| Кризис социально-психологической адекватности
| Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности
| Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности
|
Психологические особенности профессиональных кризисов
В своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.
Факторы профессиональных кризисов:
- неудовлетворенность своим положением, статусом.
- неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд).
- психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»).
- чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм.
- изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман).
|