|
|||
Ход занятия
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма «Пространственные предлоги» Цель: совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность учащихся. Коррекционно-образовательные задачи: · познакомить с пространственными предлогами: на, над, под, за, у, к, около, с их грамматическим определением; · дифференцировать предлоги с противоположным значением: «над» и «под»; · учить соотносить предлог с его схематическим изображением; · упражнять в правильном употреблении предлога с существительным; · закреплять умение использовать предлоги в устной и письменной речи;
Коррекционно-развивающие задачи: · развивать пространственные представления, пространственное мышление; · развивать зрительную память; · развивать звуковую культуру речи; · способствовать развитию диалогической и монологической речи; · совершенствовать выразительность чтения; · развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи: · воспитывать умение самостоятельно выполнять задания; · воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе.
Оборудование: магнитная доска или фланелеграф ( для демонстрации сказки), дерево с предлогами (на, над, под, за, у, к, около), карточки со словами для составления предложений (игра «Живые слова»), схемы изучаемых предлогов, игра «Лото», ромашка с предлогами на лепестках, облако для рефлексии и солнышки по количеству учеников, мяч, конверты с заданиями, коробочки со спичками, ручки и тетради. Ход занятия 1. Организационный момент. Загадка. Кто на себе иголки носит, а шить не умеет? (Ёжик). 2. Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 2-3 раза). Ёжик свернулся в клубочек. (Голову наклонить, подбородок и руки прижать к груди, глаза зажмурить). Ёжик греется на солнышке. (Шея расслаблена, голова откинута назад, глаза открыты, губы принимают положение улыбки, руки широко разведены в стороны) выполнить 2-3 раза. 3. Отработка скороговорки. Лежит ёжик у ёлки, у ежа - иголки. Алгоритм работы: · Чтение хором. · Чтение хором с поочерёдным интонационным выделением каждого из слов. · Индивидуальное проговаривание с ускорением темпа. · Индивидуальные ответы детей с отстукиванием мячом каждого слова.
4. Сообщение темы занятия. - Как называется короткое слово У? (обращаю внимание детей на скороговорку). 5. Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или магнитной доске. (Детям даётся инструкция запомнить как можно больше предложений из сказки с изучаемыми предлогами). Как ёжик и хомяк расставили предлоги. Жил - был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу, а утром ложился спать. Днём солнышко будило его яркими лучами, а мама- ежиха звала его завтракать. Цветы на полянке и листья на деревьях радовались ему. Но однажды… Проснулся ёжик и видит - всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет и листьев на деревьях тоже нет. И решил ёжик пойти поискать их. Стал он собираться в дорогу. Нацепил на иголки разных грибов, ягод и задумался… Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не пойти ли мне к белке?- подумал ёжик. У дороги рос старый дуб, в нём жила белочка. - Эй, белка, где ты? Может под деревом? Ёжик стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Тогда ёжик заглянул за дерево. За деревом он увидел муравья. Ёжик посмотрел вверх и увидел белку на дереве. Но она была очень занята, так как собирала жёлуди и не смогла пойти с ёжиком. Потом ёжик встретил крота и предложил ему пойти поискать солнце, листья и цветы. Но тот ответил, что ему больше нравится ходить под землёй. Затем ёжик подошёл к полю и увидел там хомячка. Они подружились и вместе пошли искать маму ёжика. Шли они шли и попали в дремучий лес. И когда они вошли в него, то сразу поняли, что лес был заколдован. Всё в нем было не так: грибы и цветы росли над деревьями, птицы летали под деревьями. Листья росли под ветками. Ёжик и хомячок расставили всё на свои места: грибы посадили под деревья, птицам помогли подняться в небо, чтобы летать высоко над деревьями. /Дифференциация предлогов над и под/. Листья они повесили на ветви, а цветы посадили на полянке. /Дети выполняют действия с картинками на магнитной доске и на фланелеграфе/. Около полянки они увидели избушку. /Ученику даётся задание расположить избушку около полянки/. А в ней что-то светило из окошка. Это было солнышко. Они выпустили его на небо. И ёжик увидел, что в домике сидит мама- ежиха. Она очень обрадовалась и сказала: - Хорошо, что вы пришли сюда в тёмный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. А вы с хомячком все предлоги поставили на свои места и теперь у нас всё правильно. - Вопросы к детям по сказке: 1. Что произошло с ёжиком? 2. Кто и как ему помогал? 3. Что нового узнал ёжик? 4. Какие слова помогли ему найти маму? 6. Работа в тетрадях. Детям предлагается карточка в конверте №1. Вставьте вместо пропусков один из данных предлогов: на, у, к, над, под, за, около. 7. Динамическая пауза. Дети становятся на носочки и тянутся вверх за яблочком. Затем приседают на корточки и собирают грибы под деревьями. Прыгают на лужайке сначала 3 раза на правой ножке, затем 3 раза на левой. ( Можно повторить несколько раз эти упражнения). 8. Игра «Живые слова». (В конвертах находятся разрезанные карточки со словами. Дети выходят в круг и «превращаются» каждый в какое-нибудь слово, затем из данных слов составляют предложение и становятся по порядку . Потом каждый ученик называет своё слово и получается предложение. Дети наглядно убеждаются в том, что предлог - это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов Уточняется какой по счёту предлог в каждом из предложений). Игра проводится 2-3 раза. Примерные варианты предложений для игры в конверте: 1. Бабочка порхает над красивым цветком. 2. Щенок спрятался под старым диваном. 3. Около луга течёт глубокая река. 4. На небе ярко светит солнышко.
9. Составление фигур из спичек. Вскрывается конверт № 2 с образцами. Образец № 1 солнце над домом, образец № 2 ель у дороги, образец № 3 гриб под деревом, образец № 4 ваза на столе, образец № 5 дерево за забором, образец № 6 цветок на клумбе. Дети работают в парах и договариваются между собой кто будет делать домик, а кто солнышко над ним и т. д. 10. Схематическое изображение предлогов. Знакомство со схематическим изображением изучаемых предлогов. 11. Игра «Лото» Цель: учить составлять предложение по картинке, находить в нём предлог и соотносить значение предлога с его схемой. На доске схемы предлогов: на, над, под, к, за, около/у и картинки с изображением сюжетов: 1. Солнце спряталось за тучей. 2. Под берёзой растёт гриб. 3. Девочка подбегает к бабушке. 4. Картина висит над диваном. 5. Около дома растёт дерево. 6. На окне стоит ваза. Инструкция: надо составить предложение по картинке, назвать предлог и найти соответствующую схему, расположить картинку рядом со схемой. 12. Задание «Расшифруй-ка» (в конверте № 3) Вместо графической схемы необходимо вставить соответствующий предлог.
13. Игровое упражнение с ромашкой «Оторви лепесток». На каждом из лепестков с обратной стороны написан один из изучаемых предлогов (по количеству детей). Надо составить и записать предложение с данным предлогом. 14. Подведение итогов занятия. Смысловая рефлексия. С какими маленькими словами мы сегодня познакомились? Как они называются? Как пишутся предлоги в предложении? Эмоциональная рефлексия. На доске большое белое облако. У каждого ребёнка в конверте есть солнышко. Предлагается каждому ученику разместить своё солнышко в определённом месте в зависимости от того, на сколько ему понравилось занятие: · за облаком, если занятие не понравилось · над облаком, если занятие очень понравилось · под облаком, если занятие не очень понравилось
Пароль на выход. Назови один любой предлог. Домашнее задание. Предложить детям сделать рисунок к сказке с любым из предлогов.
|
|||
|