|
|||
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень». Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. МАТЕРИАЛ: Мнемотаблицы по теме «осень», игрушка – Незнайка, листья. Ход занятия. ---Дети стоят полукругом--- Воспитатель читает загадку: Уж пахнет в воздухе дождем, Все холоднее с каждым днем. Деревья свой наряд меняют, Листочки потихонечку теряют. Понятно всем, как дважды два — Пришла Ответ: осенняя пора Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное) Воспитатель: ребята, а теперь послушайте стихотворение З. Федоровской: Осень на опушке Краски разводила, По листве тихонько Кистью проводила. Пожелтел орешник, И зарделись клены, В пурпуре осинки, Только дуб зеленый. Утешает осень: - Не жалейте лета! Посмотрите – роща Золотом одета. Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное) А какая осень, какие определения ей можно подобрать? (Золотая, красивая, печальная, дождливая) В: Вот, как много красивого мы сказали об осени. Давайте поиграем в игру. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова». ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА» солнце - солнышко, Лист - листочек, Дождь - дождичек, Ручей - ручеек, Лужа - лужица, Цветок - цветочек, Ветер - ветерок, Туча - тучка, Зонт – зонтик, Дерево – деревце. - Молодцы. Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ» На смену лету пришла… (золотая осень). Солнце все реже выглядывает… (из—за туч). Деревья надели… (разноцветный наряд). Листья. (красные, желтые) горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром. Дождик… (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться… (по домам). Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права. Физкультминутка «Листья» Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны.) Листья нам под ноги плавно ложатся (приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.) Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.) ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (На ширме появляется кукла – Незнайка) НЕЗНАЙКА: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался. ВОСПИТАТЕЛЬ: Не переживай, Незнайка, наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года? (использую мнемотаблицы) Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени. Воспитатель: Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например: стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная. Незнайка, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы об осени * Весна красна цветами, а осень снопами. * Осень - время собирать урожай. * В осеннее ненастье семь погод на дворе. *Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. * Осень — запасиха, зима — подбериха. * Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. * Батюшка-сентябрь не любит баловать. Воспитатель. Незнайка, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и егоприметы. Поиграй с нами в интересную игру. Подвижная игра «Найди пару» Ход игры: дети стоят по кругу, в центре- листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» Незнайка. Спасибо, ребята. ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Незнайки придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью». Например:«Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают». ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.) НЕЗНАЙКА: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени. Воспитатель: А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года. (дети делают зарисовки). НЕЗНАЙКА: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.
|
|||
|