Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыкальная литература 5 класс



Музыкальная литература 5 класс

06.05.20

 Тема урока:Классический сонатно- симфонический цикл.

Сонатно-симфонический цикл сложился к концу XVIII века. Особенно ярко он представлен в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена.

Классический сонатно-симфонический цикл – это многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме.

Произведения, которые пишутся в этой самой сложной музыкальной форме, отличаются различным составов исполнителей и количеством частей:

Симфония пишется для симфонического оркестра (4 части);

Соната – для одного или двух инструментов (3 части);

Камерный ансамбль – для трех или более инструментов

(названия этих произведений заимствуют обозначения самого ансамбля: например, Трио – это и ансамбль из трех исполнителей,

и произведение для него; так же Квартет и т. д.) (4 части);

Концерт – для солирующего инструмента с оркестром (3 части).

Изучая формы музыкальных произведений, мы не раз сравнивали их с литературными формами: период – с абзацем, сонатную форму с драмой. Сонатно-симфонический цикл по сложности содержания и количеству ярких тем-образов можно сравнить с многотомным романом. Конечно, подобное сравнение условно. Ведь в каждом новом томе романа развивается действие, и описываются герои предыдущего тома. Четыречасти сонатно-симфонического цикла воплощают четыре «точки зрения» композитора на отображаемое явление. Иногда их сравнивают с четырьмя философскими определениями существования человека.

1 часть– определяет характер всего цикла. Здесь заключена основная драматургическая линия произведения – столкновение главных контрастных образов. Пишется она чаще всего в сонатной форме и быстром темпе. Эта часть самая важная – она представляет «человека действующего».

2 частьпереключает слушателя в мир лирических, созерцательных настроений. Обычно она звучит в медленном темпе, а ее форма может быть любой из известных нам. Во второй части перед нами раскрывают образ «человека размышляющего»

3 часть- вносит в яркое танцевальное или игровое начало. Сначала это был менуэт(самый популярный танец XVIII века). Бетховен заменил его скерцо. А в XIX веке французский композитор Г. Берлиоз ввел в сонатно-симфонический цикл танец своего времени – вальс. Но, как правило, эту часть писали в трехчастной форме (простой или сложной). «Человек играющий»- образ, который представляет эта часть.

4 часть– стремительный финал. Часто он возвращает слушателей к образам первой части, подводя итог их развитию. Формы последней части цикла: сонатная, рондо или рондо-сонатная. Финал воплощает образ «человека общественного».

Как правило, первая, третья и четвертая, а иногда только первая и последняя части цикла пишутся в одной тональности.

Опираясь на общую идею передачи слушателю через музыку сложного, глубокого содержания, композиторы каждый раз создавали различные разновидности сонатно-симфонического цикла. Вторую и третью часть часто меняли местами или вообще пропускали. Количество частей свободно варьировали, сжимая или расширяя цикл. В музыке XX века смысловой центр произведения часто смещали из первой части в финал.

Но на протяжении всего своего более чем двухвекового существования сонатно-симфонический цикл неизменно оставался самой важной музыкальной формой для выражения мыслей, чувств, образов всех без исключения композиторов.

Домашнее задание:Эпоха классицизма. Композиторы эпохи классицизма. Строение сонатно-симфонического цикла. Ответить на вопросы теста.

 

1. Композиторы, которых называют венскими классиками:

а. Бах, Гендель, Гайдн

б. Глюк, Бетховен, Шуберт

в. Вивальди, Корелли, Скарлатти

г. Гайдн, Моцарт, Бетховен

 

2. Жанры, относящиеся к сонатно-симфоническому циклу:

а. песня

б. соната

в. квартет

г. ария

д. концерт

е. симфония

ж. каватина

з. ноктюрн

и. трио

3. Основоположник классического типа сонаты и симфонии:

а. Бетховен

б. Скарлатти

в. Гайдн

г. Бах

 

5. Сколько групп инструментов в классическом симфоническом оркестре:

а. 2

б. 3

в. 4

г. 5

 

6. Группа деревянных духовых инструментов в составе классического симфонического оркестра:

а. свирель, гобой, кларнет, валторна

б. флейта, труба, гобой, фагот

в. флейта, гобой, кларнет, фагот

г. гобой, кларнет, фагот, туба

 

7. Медные духовые инструментов в составе классического симфонического оркестра:

а. труба, валторна, тромбон, туба

б. саксофон, труба, валторна

в. гобой, труба,

г. валторна, труба

 

8. Основоположник классического симфонического оркестра:

а. Вивальди

б. Глюк

в. Гайдн

г. Моцарт



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.