Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕРАМИ В ТАБЛИЦАХ



КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕРАМИ В ТАБЛИЦАХ

  1. Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся
    (Голант Е.Я.)
№ п/п Методы обучения Действия обучающихся Примеры
Пассивные Обучающиеся слушают и смотрят Рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение
Активные Обучающиеся работают самостоятельно Лабораторный метод, практический метод, работа с книгой

Примечание: эта классификация одна из ранних классификаций методов обучения.

  1. Классификация методов обучения по источнику получения знаний
    (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.)
№ п/п Методы обучения Источник знаний Примеры
Словесные Устное слово Печатное слово Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой
Наглядные: - метод демонстраций - метод иллюстраций Наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия Применяемые наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, приборы, технические средства
Практические Знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий Упражнения, практические и лабораторные работы

Примечание:классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с её простотой.

 

  1. Классификация методов обучения по дидактической цели
    (Данилов М.А., Есипов Б.П.)
№ п/п Методы обучения Критерии подразделения методов на группы Примеры
Методы приобретения новых знаний

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения

Если ставится цель познакомить обучающихся с чем-либо, то для ее достижения будут использоваться словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления – устные или письменные задания

Методы формирования умений и навыков
Методы применения знаний
Методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков

Примечание: при такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.

 

  1. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности обучающихся
    (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)
№ п/п Методы обучения Действия преподавателя Действия обучающихся Примеры
Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) Сообщает готовую информацию Воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. (Познавательная деятельность обучающихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным. Здесь имеет место).

- С помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция)

- С помощью печатного слова (учебник, дополнительные пособия).

- С помощью наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы)

- С помощью практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способ решения задачи и т.п.).

Репродуктивные Сообщает, объясняет знания в готовом виде. Обучающиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. (Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция знаний).

Примечание:оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.

Проблемного изложения Ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучающиеся следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. Но они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя обучающиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Доказательство теоремы. Опровержение или подтверждение гипотезы Просмотр проблемного видеоролика
Частично-поисковые (эвристические) Часть знаний сообщает преподаватель. Привлекает обучающихся к выполнению отдельных шагов поиска. Обучающиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Отвечают на поставленные вопросы или разрешают проблемные задания. Проблемная задача. Эвристическая беседа.

Примечание:учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель – обучающиеся – преподаватель – обучающиеся и т.д. Сущность данного метода сводится к тому, что: не все знания обучающимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно. Деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.

Исследовательские Совместно с обучающимися формулирует проблему. Оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы. Обучающиеся самостоятельно разрешают проблему. Решение проблемы

Примечание: Исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы студент научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.

Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя.

 

  1. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
    (Бабанский Ю.К.)
№ п/п Методы обучения Примеры
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  
- перцептивные Передача и восприятие учебной информации посредством чувств.
- словесные; Лекция, рассказ, беседа и др.
- наглядные; Демонстрация, иллюстрация.
- практические; Опыты, упражнения, выполнение заданий.
- логические, т.е. организация и осуществление логических операций; Индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.
- гностические; Исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные.
- самоуправление учебными действиями. Самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:  
- методы формирования интереса к учению; Познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.
- методы формирования долга и ответственности в учении; Поощрение, одобрение, порицание и др.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:  
- методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков; Устный опрос. Контрольная работа. Диктант. Тестирование и др.
- методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности. Самопроверка. Взаимопроверка.

 


6. Бинарная классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и обучающихся
(Махмутов М.И.)

№ п/п Методы обучения
Методы преподавания:
- информационно-сообщающие;
- объяснительные;
- инструктивно-практические;
- объяснительно-побуждающие.
Методы учения:
- исполнительные;
- репродуктивные;
- продуктивно-практические;
- частично-поисковые;
- поисковые.

  1. Классификация, основанная на четырех признаках

(Шаповаленко С.Г.)

№ п/п Признаки
Логико-содержательный
Источниковый
Процессуальный
Организационно-управленческий

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.