КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕРАМИ В ТАБЛИЦАХ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕРАМИ В ТАБЛИЦАХ
- Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся
(Голант Е.Я.) № п/п
| Методы обучения
| Действия обучающихся
| Примеры
|
| Пассивные
| Обучающиеся слушают и смотрят
| Рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение
|
| Активные
| Обучающиеся работают самостоятельно
| Лабораторный метод, практический метод, работа с книгой
| Примечание: эта классификация одна из ранних классификаций методов обучения.
| - Классификация методов обучения по источнику получения знаний
(Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.) № п/п
| Методы обучения
| Источник знаний
| Примеры
|
| Словесные
| Устное слово
Печатное слово
| Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой
|
| Наглядные:
- метод демонстраций
- метод иллюстраций
| Наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия
| Применяемые наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, приборы, технические средства
|
| Практические
| Знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий
| Упражнения, практические и лабораторные работы
| Примечание:классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с её простотой.
|
- Классификация методов обучения по дидактической цели
(Данилов М.А., Есипов Б.П.) № п/п
| Методы обучения
| Критерии подразделения методов на группы
| Примеры
|
| Методы приобретения новых знаний
| В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения
| Если ставится цель познакомить обучающихся с чем-либо, то для ее достижения будут использоваться словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления – устные или письменные задания
|
| Методы формирования умений и навыков
|
| Методы применения знаний
|
| Методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков
| Примечание: при такой классификации методов устраняется в известной степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
|
- Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности обучающихся
(Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) № п/п
| Методы обучения
| Действия преподавателя
| Действия обучающихся
| Примеры
|
| Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные)
| Сообщает готовую информацию
| Воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
(Познавательная деятельность обучающихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным. Здесь имеет место).
| - С помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция)
- С помощью печатного слова (учебник, дополнительные пособия).
- С помощью наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы)
- С помощью практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способ решения задачи и т.п.).
|
| Репродуктивные
| Сообщает, объясняет знания в готовом виде.
| Обучающиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя.
(Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция знаний).
| Примечание:оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.
|
| Проблемного изложения
| Ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания.
| Обучающиеся следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. Но они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя обучающиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.
| Доказательство теоремы.
Опровержение или подтверждение гипотезы
Просмотр проблемного видеоролика
|
| Частично-поисковые
(эвристические)
| Часть знаний сообщает преподаватель. Привлекает обучающихся к выполнению отдельных шагов поиска.
| Обучающиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.
Отвечают на поставленные вопросы или разрешают проблемные задания.
| Проблемная задача.
Эвристическая беседа.
| Примечание:учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель – обучающиеся – преподаватель – обучающиеся и т.д. Сущность данного метода сводится к тому, что: не все знания обучающимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно. Деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.
|
| Исследовательские
| Совместно с обучающимися формулирует проблему.
Оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
| Обучающиеся самостоятельно разрешают проблему.
| Решение проблемы
| Примечание: Исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы студент научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.
Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя.
|
- Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
(Бабанский Ю.К.) № п/п
| Методы обучения
| Примеры
|
| Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
|
| - перцептивные
| Передача и восприятие учебной информации посредством чувств.
| - словесные;
| Лекция, рассказ, беседа и др.
| - наглядные;
| Демонстрация, иллюстрация.
| - практические;
| Опыты, упражнения, выполнение заданий.
| - логические, т.е. организация и осуществление логических операций;
| Индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.
| - гностические;
| Исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные.
| - самоуправление учебными действиями.
| Самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.
|
| Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
| | - методы формирования интереса к учению;
| Познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.
| - методы формирования долга и ответственности в учении;
| Поощрение, одобрение, порицание и др.
| Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
|
| - методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков;
| Устный опрос.
Контрольная работа.
Диктант.
Тестирование и др.
| - методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
| Самопроверка.
Взаимопроверка.
|
6. Бинарная классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и обучающихся (Махмутов М.И.)
№ п/п
| Методы обучения
|
| Методы преподавания:
| - информационно-сообщающие;
| - объяснительные;
| - инструктивно-практические;
| - объяснительно-побуждающие.
|
| Методы учения:
| - исполнительные;
| - репродуктивные;
| - продуктивно-практические;
| - частично-поисковые;
| - поисковые.
| - Классификация, основанная на четырех признаках
(Шаповаленко С.Г.)
№ п/п
| Признаки
|
| Логико-содержательный
|
| Источниковый
|
| Процессуальный
|
| Организационно-управленческий
|
|