Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ



 

КАТЕГОРИЯ ЛИЦА

[1] Найдите глаголы, определите значение лица и числа у лич­ных форм глаголов, отметьте неличные формы.

1. О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?..Ф. Т.

2. Но могу ли я объясняться ей в любви, - прошептал я, - еже­ли я её не люблю?

3. Пускай над книгою в подвале, где скромно ночи провожу, мы что-то мудрое решали, я обещанья не сдержу. Ахм.

4. Я ел, и не ваше дело; молчите! Д.

5. Ну, русака ты не поймаешь рукою! - заметил зять. - А вот же поймал, нарочно поймал! - отвечал Ноздрев. - Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он, обращаясь к Чи­чикову, - границу, где оканчивается моя земля. Г.

6. Поедет ли домой: и дома он занят Ольгою своей. П.

7. Садятся два крестьянина, ногами упираются, и жилятся, и тужатся, кряхтят - на скалке тянутся, суставчики трещат! Н.

8. Мы фамилий ваших не знаем, только вы и на это согласны. Вы живёте, вы извиняетесь, улыбаетесь печально и пустын­но. Нет, вы не боитесь, вы стесняетесь. Рожд.

9. И проходят - цвета пепла и песка - революционные войска. Цв.

[2] Выделите глаголы, распределите их на две группы: личные и неличные формы. В личных формах выделите окончания, определите значения лица и числа.

1. Я уж давно чувствую, что ты какой-то весь смутный и о чём-то не переставая думаешь. Купр.

2. А Вы останьтесь верным другом и не сердитесь на меня, ведь я прикована недугом к моей кушетке на три дня. Ахм.

3. Что ж, душенька, пойдем обедать, - сказала Собакевичу его супруга. Г.

4. Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Пришв.

5. Неужели вы в самом деле так думаете? - сказал Нехлюдов, пристально вглядываясь в меня. Л. Т.

[3] Найдите случаи, когда формы одного лица глагола употреблены в значении другого ли­ца.

1. Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубо­кой колеею Идешь - и нет конца пути (Майков).

2....Мы ведаем, что ныне каза­ки Неправедно притеснены, гонимы; Но если бог поможет нам вступить На трон отцов, то мы по старине Пожалуем наш верный вольный Дон (Пушкин).

3. Ее сестра звалась Татьяна... Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим (Пушкин).

4. – «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна.– «Ничего, живем понемножку»,–ответил Старцев (Че­хов).

5. – Как вы себя чувствуете?» – спросил Королев. – «Благодарю вас». Он потрогал пульс, потом поправил ей волосы, упавшие на лоб.– «Вы не спи­ те,– сказал он.– На дворе прекрасная погода, весна, поют соловьи, а вы сиди­те в потемках и о чем-то думаете» (Чехов).

[4] Образуйте формы 1-го лица единственного и множественного числа от следующих глаголов, выделите личные окончания. Объясните, почему от некоторых глаголов эти формы не об­разуются. Как называются такие глаголы?

1) заниматься 2) брести 3) печь 4) смотреть 5) произойти 6) сбежаться 7) заглянуть 8) бузить 9) дерзить 10) победить 11) крепнуть 12) басить 13) убедить 14) тужить 15) чудить 16) галдеть 17) пригореть 18) рассказать

[5] Распределите следующие недостаточные глаголы на группы в соответствии с причинами, определяющими невозможность образования форм 1-го лица: а) значение действия, свойствен­ного не человеку (не лицу); б) значение действия нескольких лиц; в) необходимость избегать омонимии; г) неудобопроизносимые сочетания:

1) прорасти 2) затмить 3) ехать 4) обступить 5) котиться 6)тузить 7) ютиться 8) ужариться 9) струиться 10) галдеть 11)скопиться 12)дерзить 13) дудеть 14) басить 15) пылесосить 16) близиться 18) поразить 20) ржаветь 17) гласить 19) зиждиться 21) очутиться

[6] Образуйте формы 3-го лица единственного числа настоящего времени от данных глаголов. Чем объясняется возможность двоякого образования форм и какой стилистический оттенок они имеют?

Полоскать, колыхать, хныкать, рыскать, плескать, тыкать, махать, страдать, мурлыкать, метать, щипать, стонать, хлестать.

[7] Укажите значение безличных глаголов в приведенных ниже примерах. Охарактеризуйте их грамматические особенности. Отметьте случаи употребления личных глаголов в значении безличных.

1. С вечера все спится, На дворе темно (Фет).

2. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной (Бунин).

3. В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило (Крылов).

4. Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело. Видно, есть мороз (Фет).

5.Вьюга мне сли­пает очи. Все дороги занесло (Пушкин).

6. Только мне не плачется. На душе светло (Есенин).

7. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве (Чехов).

8. Между тем начало смеркаться (Пушкин).

9. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке (Тургенев).

10. Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расставаться с смотрителем и его дочкой (Пушкин).

11. Кстати за­говорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль... (Тургенев).

[8] Распределите следующие глаголы на две группы: а) только безличные; б) способные употребляться как в личном, так и в безличном значении.

1) думается 2) потеплело 3) грезится 4) потянуло 5) вечереет 6) тошнит 7) прижало 8) высыпало 9) светает 10) несет 11) пахнет 12) везёт 13) морозит 14)дует

[9] Образуйте от следующих личных глаголов безличные, оха­рактеризуйте различия в значении, выделите постфикс -ся.

1) считает 2)грезит 3) дремлет 4) думает 5) сидит 6) беседует 7) спит 8) поёт 9) видит 10) мечтает

[10] Образуйте от следующих безличных глаголов все возможные грамматические формы, выделите формообразующие аффиксы:

 1) смеркаться 2) тошнить 3) взгрустнуться 4) расчиститься 5) саднить 6) мечтаться 7) холодать 8)знобить 9)считаться 10) морозить 11) звенеть 12) думаться

[11] Составьте пары предложений, в которых глаголы морозит и потеплело употреблялись бы в безличном и личном значени­ях.

 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

[12] Установите тип спряжения данных глаголов. Объясните, как определяется тип спряже­ния применительно к каждому глаголу.

Брызгать, выдержать, заботиться, замкнуться, зиждиться, копать, наде­яться, остолбенеть, отбежать, отдать, ощипать, погнаться, проглотить, развеять, рассмотреть, ссыпать, стелить, строить, съесть, услышать, хотеть, чаять.

[13] Определите, к какому (I или II) спряже­нию принадлежат данные глаголы и напишите 3-е лицо единствен­ного и множественного числа этих глаголов в наст. и буд. времени.

Борюсь, сею, бужу, стелю, вывожу, свистну, верчу, таю, ищу, клею, смою, дремлю, держу, колю, крою, крою, колеблю, гоню, дышу, умолкну, повисну, мычу, полощу, рыщу, стону, сыплю, колышу, щиплю, брызжу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.