Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение №2.



Приложение №2.

8.1. Содержание и виды управленческихрешений

Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т.п. Другие ре­шения более сложны и требуют тщательного обдумывания.

 

Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения.

Однако для менеджера принятие решений - это постоян­ная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку при­нятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как ме­неджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по. каждой из них, т е. планирование, организация, мотивация и контроль. Выра­ботка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:

выработку и постановку цели; изучение проблемы;

И °б°„СНОВаНие «фитериев эффективное™ и возмож­ных последствии принимаемых решений;

рассмотрение вариантов решений;

выбор и окончательное формулирование решения"

принятие решения;

доведение решений до исполнителей; контроль за выполнением решений Под управленческим решением понимают выбор аль- проблем.

в конечном итоге управленческое решение представляется как =татуправленческойдеятельности. В болТеширГГонТ

мании управленческое решение рассматривают как основной то управленческого труда, совокупность взаимосвязанных целе­направленных и логически последовательных управленческих действии, обеспечивающих реализацию управленческих задач Видь, управленческих решений. Их можно классифици­ровать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение Обычно решения принимаются в обстановке определенное™ риска (неопределенности). (Некоторые авторы рассматривают реше­ния, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно ) В условиях определенности менеджер сравнительно ув рен В результатах каждой из альтернатив

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы. I

В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники под­вергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют и другие критерии классификации управлен­ческих решений:

по сроку действия последствий решения: долго- сред­не- и краткосрочные решения; 194

по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повто­ряющиеся;

по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудни­ков) и узкоспециализированные;

по форме подготовки: единоличные, групповые и коллек­тивные решения;

по сложности: простые и сложные; по жесткости регламентации: контурные, структуриро­ванные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схе­му действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентиро­вание действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические - предельно жестко регламентируют дея­тельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Определенный интерес представляет классификация управ­ленческих решений, данная ММесконом, М.Альбертом и Ф.Хе- доури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обес­печение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две груп­пы: 1) запрограммированные; 2) ^запрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтер­натив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения - это решения, требую­щие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по сле­дующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказывают­ся запрограммированными или ^запрограммированными в чис­том виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Подходы к принятию решений. В управленческой практике сложились два основных подхода к принятию решений: индиви­дуальный и групповой.

В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менедже­ров. Т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.

При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за при­нятие данного решения, делегирует полномочия (передает от­ветственность по принятию решения) на самый низкий управ­ленческий уровень Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных про­блем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность при­нятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы.

При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:

1) принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно;

2) принятие решения - это психологический процесс, по­этому не удивительно, что способы, используемые руководи­телем для принятия решений, варьируются от спонтанных до высокологических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основанный на сужде­ниях, и рациональный характер.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на сужде­ниях, —это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. 196

8.2. Процесс принятия решений

В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.

Процесс принятия решений сложен и многосторонен.

 

Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколь­ко и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квали­фикации руководителя, ситуации, стиля руководства и культу­ры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

Классический подход к принятию управленческого реше­ния состоит в соблюдении определенной процедуры и выполне­нии обязательных действий (рис. 8.1).

1. Постановка проблемы. У истоков любого решения на­ходится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблем­ной ситуации, т.е. в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке крите­риев решения.

Процесс прин ятия решений I
   
Постановка проблемы

Выявление ограничений и определение альтернатив

Принятие Реализация решения решения

Контроль за испол­нением решения

   

 

Рис. 8.1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений

 

Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее Обнаружении и оценке

Обнаружение проблемы - это осознание того, что возник­ло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании пробле­мы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнару­жении проблемы.

Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и сте­пени ее серьезности.

2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраня­ющие причины проблемы.

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается аль­тернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбо­ром альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).

5. Контроль за исполнением решения. В процессе конт­роля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогаю­щие реализовать решение полностью. С помощью контроля ус­танавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

8.3. Методы принятия решений

Все методы принятия управленческих решений можно объе­динить в три группы (рис. 8.2). 198

Рис.   8.2. Классификация методов принятия управленческих решений

 

1. Неформальные (эвристические) методы принятия ре­шений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руко­водителей использует неформальные методы, которые основы­ваются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем пу­тем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) реше­ний, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

2. Коллективные методы обсуждения и принятия ре­шений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определе­ние круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как пра­вило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и ком­муникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготов­ки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последую­щее принятие решений).

Если предстоит решение сложной проблемы, то собирает­ся группа людей, которые предлагают свои любые решения Определенной проблемы. Основное условие "М031 ово: о штур­ма" - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запре­щается опровергать или критиковать идею, какой бы на пер­вый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записыва­ются, а затем анализируются специалистами (рис. 8.3).

Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предска­зателями будущего. Метод Дельфы - это многотуровая проце­дура анкетирования. После каждого тура данные анкетирова­ния дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур ан­кетирования проводится без аргументации, во втором - отли­чающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Японская, так называемая кольцевая система принятия решений - "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение гото­вится проект новшества. Он передается для обсуждения ли­цам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководи­телю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) принципа большинства голосов - выбирается то реше­ние, которое имеет наибольшее число сторонников;

б) принципа диктатора - за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принципа Кур но — используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

Рис. 8.3. Основная структура метода "мозговой атаки" г) принципа Парето - используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невы­годно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объе­диняет их в достижении общей цели; д) принципа Эджворта - используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коали-

 


ций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу

3. Количественные методы принятия решений В их ос­нове лежит научно-практический подход, предполагающий вы­бор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положен­ных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование - используются линейные за­висимости;

б) динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;

в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;

г) теорию игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать не совпадение интере­сов различных подразделений;

д) имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.