Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ  1. Тема: Основные этапы развития допечатной книги. Первые системы письма, изобретенные человеком.. Многообразие материалов для изготовления первых книг.. Переписные издания.



ЛЕКЦИЯ  1

Тема: Основные этапы развития допечатной книги

План

1. Первые системы письма, изобретенные человеком.

2. Многообразие материалов для изготовления первых книг.

3. Переписные издания.

Появление первой книги произошло задолго до изобретения книгопечатания. Конечно, в процессе развития человеческого общества в течение тысячелетий формировались и совершенствовались различные способы передачи информации и формы закрепления знания. Задолго до появления письменности информация передавалась в устной форме: новостная – через гонцов, фундаментальная – с помощью представителей интеллектуальной элиты (учителя, религиозные лидеры и др.). Устное народное творчество мы рассматриваем как «неписанный учебник по педагогике», поскольку воспитательный потенциал сказок, пословиц и поговорок даже в наше время сложно переоценить.

Позднее появились наскальные изображения, положившие начало пиктографическому письму, передающему информацию в виде рисунков.  Термин происходит от лат. pictus – «нарисованный» и греч. grápho – «пишу». Пиктографическое письмо (пиктография) – рисуночное письмо, отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Эти рисунки не следует воспринимать как удовлетворение человеком своих художественных потребностей, скорее они были предназначены для коммуникативных и мемориальных целей. При пиктографии первобытные люди высказывание передавали целиком. Мы не знаем, как звучали слова, которыми передаётся содержание рисунка, не знаем, какими грамматическими особенностями эти слова обладали, но можем только догадываться о смысле.

 

 

Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность этой системы заключается в том, что она может описывать только объекты. Знаки, используемые в этих системах, максимально упрощены.

Используется ли пиктография в современном мире? Да, используется. Например, рисунок кровати с подушкой на дорожном знаке говорит о наличии гостиницы в этой местности, а вилки и ножа – о том, что поблизости находится кафе или столовая. Ещё один пример: обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Всё это – пиктограммы.

Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются.

При возникновении первых ремесел появились знаки, выражающие отдельные понятия, так называемое идеографическое письмо. Термин идеограммапроисходит от др.-греч. εἶδος – «идея» и γράμμα – «письменный знак, буква». Он понимается нами как письменный знак или условное изображение, рисунок, соответствующий определённой идее автора в отличие от, например, логограммы или фонограммы, основанных на каком-то слове, фонеме соответственно. Из идеограмм состоят иероглифы.

Теоретически, надписи идеографическим письмом могут быть понятны людям, говорящим на разных языках, даже если идеографические письма этих языков различны. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, ёмкости, закрашенной синим цветом, в ацтекской письменности. Несмотря на формальные различия, все эти знаки могут быть поняты человеком, не знакомым с соответствующей письменностью.

 

Трудно указать точную грань, где заканчивается пиктографическое письмо и где начинается идеографическое. Прослеживая известные системы идеографического письма, можно установить те пиктографические знаки, из которых получился идеографический знак (идеограмма). У некоторых народов идеографические начертания сохранили «рисуночный» характер (Египет), у других утратили его почти совершенно (Китай). На протяжении многих тысячелетий культурного развития человечества шел процесс перехода от «рисуночного письма» к идеографическому и затем процесс укрепления, упорядочения идеографических знаков в общую систему идеографического письма. Система идеографического письма возникает и укрепляется обычно в период образования государств, когда появляется потребность вести торговлю внутри и вне государства, когда молодое государство вынуждено заключать политические и торговые соглашения с соседними странами.

У ряда восточных народов возникла клинописьизображения штрихов на сырой глине при последующем обжиге в виде табличек. Это наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал – глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

 

 

Глиняные таблички складывались в ящики, каждый из которых и представлял собой книгу. К ящику прикреплялась глиняная табличка с названием произведения и именем автора, а иногда и другими сведениями – нечто вроде современной каталожной карточки. История сохранила любопытные сведения о существовании первых библиотек, содержащих массив таких ящиков и, более того, табличек с перечнем книг – прообразом современных каталогов. А происходило это свыше 10 тысяч лет назад. Например, на раскопках древней ассирийской столицы Ниневии была обнаружена библиотека царя Ассурбанипала (VII век до н.э.), содержащая 20 тысяч глиняных книг, были обнаружены и другие подобные библиотеки с глиняными книгами и каталогами, раскопанные в Египте и в других странах.

У восточных народов возникло иероглифическое письмо, которое, вследствие его сложности (слишком большое количество знаков различной формы и значения), стало элитарным (т.е. не все его знали и изучали, а только избранные!).

Важным шагом в развитии массовой письменности явилось создание около полутора тысячи лет до новой эры буквенного письма, после чего возникли алфавиты – греческий, латинский, арабский и другие, упростившие способ восприятия и практическое освоение письменности.

Важным элементом книжного дела является материальная основа, на которой наносились письменные знаки. Задолго до изобретения бумаги человечество использовало для этой цели различные материалы. Первым из них была глина. Затем в древнем Египте использовался папирус, изготавливаемый по особой технологии из тростниковых стеблей. В связи с хрупкостью папируса из него нарезали тонкие листы, склеивали между собой клеем, выделяемым самим растением, и скручивали в свитки, которые затем укладывали в футляры, сопровождая каждый из них названием произведения. Папирусный свиток стал в истории человечества очередной формой книги, причем, как ни странно, самой долговечной. Первые книги в виде папирусных свитков начали выходить в свет с третьего тысячелетия до новой эры, а последние – в начале XI века новой эры!

Другим распространенным материалом для книг стал пергамен (современное слово – пергамент!), изготавливаемый из кожи животных и получивший название в честь места, где был изобретен, – государства Пергам. В отличие от хрупкого папируса пергамен нарезался листами, на которые наносился текст с обеих сторон. Листы сшивались в корешке, и получалась книга. Первые такие книги датируются вторым веком новой эры.

В древнем Китае в качестве материала для книг использовались бамбуковые пластины, скреплявшиеся металлическими скобами в виде шторы. Позднее эта же технология была использована при письме по шелку.

В странах Европы книги писали на деревянных пластинах, изготавливаемых из бересты, получившей большое распространение у славян и индусов. Первые берестяные книги датируются IX веком новой эры. Несколько сот «берестяных грамот» найдено на раскопках древнего Новгорода.

Таким образом, уже в Древнем мире человечество создало письменность, что привело к возникновению и развитию рукописных книг. Главное, что книга уже в древности выполняла задачу закрепления и распространения информации – знаний об окружающем мире.

Наконец, в 6 веке до новой эры в Китае для изготовления книг применялся лакированный шелк. И эта же страна дала миру бумагу – материал, которому было суждено стать самым значительным в истории книжного дела, вытеснившим все предыдущие. Недаром его назвали «матерью цивилизации».

Бумагу в Китае делали из шелка и бамбуковых волокон; бумага в Европе изготовлялась из пеньки и льна. Родина тряпичной бумаги – Туркестан, откуда она перешла в Сирию, Египет, затем в Европу. Позднее появилась технология изготовления бумаги из древесной массы и целлюлозы.

После изобретения бумаги начался новый долгий период развития рукописной книги. Писать на бумаге стало удобнее, легче и быстрее. Бумага – более мобильный материал по сравнению с предыдущими, ее легче изготавливать, хранить, переносить, переплетать и т.п. Вопрос чем писать также облегчился и зависел, как и основа для письма, от местности, где создавалось произведение. Люди придумывали настои из произрастающих рядом растений, появились всякие чернила, туши и пр.

Качества бумаги как носителя информации обеспечили бурный рост количества рукописных книг, число которых постоянно росло. Появилась профессия – «переписчик», по-разному звучащая в разных странах, но всюду почетная. Более всего, естественно, переписывали книги церковные, в первую очередь, Библию, Коран, Талмуд и др. Затем «по тиражу» следовали «книги бытия» – различные, основанные также на религиозных постулатах, правила поведения людей в быту, жизненные установки, наставления. (В России, например, свод правил поведения городских жителей – «Домострой»).

Наряду с этими появляются книги художественного содержания – жизнеописания святых, героические эпосы, «вселенские хроники», рыцарские романы. Знаменитые арабские повести «О Синдбаде мореходе» и «Тысяча и одна ночь» распространялись в виде рукописных книг и распространялись в Европе в больших количествах копий. Философские сочинения арабских, китайских и персидских авторов пользовались также большим спросом в европейских странах.

Стоит особо отметить неистребимый интерес людей в древние и средние века к сохранению книг, осознание их непреходящей ценности с точки зрения фундаментальной культуры, а также как информацию «о себе» для будущих поколений. История сохранила множество примеров, когда во время войн и катаклизмов простые люди, в том числе неграмотные, спасаясь от смерти, наряду с детьми и пропитанием, спасали книги, унося их с собой во время бегства. Есть свидетельства о переписчиках, осознании ими своей миссии. Они сохранились в рукописях переписываемых ими книг, где иногда переписчик вставлял сведения о себе.

Свою историю имеет древняя книга у славян (в Византии и Болгарии) и на Руси. Сначала, после введения христианства, в Киевскую Русь стали поступать рукописные переводные книги из других славянских государств, которые послужили основой обучения в первых учебных заведениях, основанных князем Владимиром Красное Солнышко, просветительское дело которого продолжил Ярослав Мудрый, создав первую русскую библиотеку при построенном им в начале XI века храме Святой Софии в Киеве. Наряду с привозными иностранными и переводными книгами создавались оригинальные издания, вошедшие в сокровищницу русской культуры. К ним относятся книги русских подвижников — «жития» Бориса и Глеба, Мстислава и Ольги, Феодосия Печерского, сборники «Прологи», «Четьи Минеи», «Патерики», энциклопедические сочинения – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи». Выходят оригинальные авторские произведения – «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, позднее книги проповедника Кирилла Туровского («Слово…», «Поучение…», «Наставление…»), причисленного за свою деятельность к лику святых, наконец, выдающийся литературный памятник – «Поучение Владимира Мономаха». Среди великих, дошедших до нас произведений, стоит отметить «Изборник Святослава» 1073 года, «Слово о полку Игореве» и книгу первого славянского историка Нестора «Повесть временных лет». С начала XI и до середины XIII в.в. общее число книг на Руси исчислялось сотнями тысяч. Книги не только читались, но публично слушались.

Наряду с профессией переписчика существовала профессия чтеца, что говорит о бесспорно огромном значении книги в жизни человека и заслуженном уважении людей, умеющих читать и писать, создавать книгу!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.