Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доклад на тему:«История формирования и развития НАФТА»



 

Выполнил:
Студент Санкт-Петербургского института
(филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
2 курса группа 18-мЮРз-4
Кузнецова Валентина Владимировна.

Доклад на тему:«История формирования и развития НАФТА»

НАФТА (англ. North American Free Trade Agreement) – это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами как США, Канада и Мексика. Свободная торговля подразумевает коммерческие отношения, не сопровождающиеся импортными тарифами и количественными ограничениями. Возникновению НАФТА предшествовало заключение в 1989 году соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, которое положило начало интеграции в Северной Америке.

Формально история Североамериканской зоны (ассоциации) свободной торговли началась с подписания в 1992 года Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), оформившего создание одной из крупнейших в мире зон свободной торговли (ЗСТ). Сама идея объединения экономик государств Северной Америки впервые была вынесена на обсуждение лидеров этих стран на год раньше — в 1991 году, а через два года после подписания Соглашения, в 1994 года, оно вступило в силу.

Тем не менее интеграционные процессы между странами Северной Америки имеют гораздо более длительную историю, но до 1991 года обсуждались лишь двусторонние проекты между США и Канадой и между Мексикой и США.

Один из первых примеров — так называемый План Эббота, разработанный в 1947, предусматривавший стимулирование инвестиций из США в различные отрасли экономики Канады. Более масштабным в плане экономического влияния на взаимоотношения Канады и США стал подписанный в 1965 году Канадско-американский автомобильный договор, более известный как Автомобильный пакт. Он фактически вводил зону свободной торговли в отношении легковых и грузовых автомобилей, автобусов, а также запчастей и шин, отменяя пошлины на указанные товары, что в дальнейшем потребовало более тесного сотрудничества и в других отраслях экономики.

Наиболее значимым документом до принятия НАФТА в отношениях между Канадой и США стало в 1989 году Американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA). Данное соглашение предусматривало отмену сторонами барьеров при торговле товарами и услугами, обеспечение условий для справедливой конкуренции в рамках зоны свободной торговли, либерализацию существенных условий в сфере инвестиций, учреждение эффективных процедур для реализации Соглашения и разрешения возникающих при такой реализации споров. Кроме того, предусматривалось и некоторое упрощение въезда и временного пребывания для отдельных категорий лиц.

Соглашение CUSFTA существенно либерализировало торговлю сельскохозяйственной продукцией, фактически ввело «билль о правах» для поставщиков услуг, предоставив компаниям — поставщикам услуг национальный режим, предусматривало очень развитый механизм разрешения споров. Таким образом, уже тогда были заложены основы будущей НАФТА.

Одновременно с развитием сотрудничества в сфере торговли США и Канада вели с начала 1980-х гг. переговоры о разработке соглашений об охране окружающей среды. В 1983 г. было подписано Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Соединенными Штатами Мексики о взаимодействии в сфере защиты и улучшения окружающей среды в приграничной зоне, в 1986 г. — Соглашение между правительством Канады и правительством Соединенных Штатов Америки о трансграничном передвижении опасных отходов.

Примером сотрудничества США и Мексики может служить запущенная в том же 1965 года. Программа приграничной индустриализации, или Программа Макиладора956, направленная на борьбу с безработицей в приграничных территориях путем создания совместных предприятий. Таким образом, регулировались вопросы не только непосредственно торговли, но и отчасти свободы учреждения и миграции.

В 1990 г. власти США и Мексики анонсировали планы создания американо-мексиканской ЗСТ, что вызвало опасения Канады относительно возможного снижения эффективности сотрудничества стран в рамках CUSFTA. Эти опасения вынудили Канаду присоединиться к данному американо-мексиканскому проекту, что в итоге и привело к созданию Североамериканской зоны свободной торговли.

Как утверждают некоторые эксперты, экономическая интеграция на Североамериканском континенте могла бы развиваться и без НАФТА, в силу многочисленных макроэкономических причин, но, скорее всего, эффективность двустороннего сотрудничества была бы ниже, чем полноценного сотрудничества всех трех государств в рамках НАФТА.

Для США интеграция в рамках НАФТА открывала возможности по расширению рынка экспорта на юг, в частности ввиду отмены мексиканских промышленных тарифов, в пять раз превышавших средний размер аналогичных тарифов в США. При этом увеличение мексиканского экспорта в США снизило бы долю конкурирующего азиатского импорта, одновременно увеличив мексиканские закупки у американских компаний. Кроме того, немалые надежды возлагались на возможность упростить зачастую весьма напряженные политические отношения между США и Мексикой.

Для Мексики экономические возможности являлись залогом ускорения темпов экономического развития, открывая перспективы перед молодым и быстро увеличивающимся населением страны. Помимо этого, интеграция в рамках НАФТА позволяла привлечь больший приток прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих финансовый рост.

Как уже отмечалось, цели Канады были менее амбициозны. Именно США являются связующим звеном в рассматриваемой ЗСТ, доля торговли между Канадой и Мексикой в ней крайне мала. В связи с этим участие Канады обусловлено лишь стремлением сохранить тяжело давшиеся договоренности с США в рамках CUSFTA. Кроме того, новое соглашение открывало несколько большие возможности для создания американо-канадских концессий.

Таким образом, результат взаимных согласований был оформлен Североамериканским соглашением о свободной торговле. Основными целями в ст. 102 данного документа провозглашались отмена торговых барьеров и усиление трансграничной торговли товарами и услугами, создание условий для справедливой конкуренции в рамках ЗСТ, существенное увеличение возможностей по инвестированию в экономики государств — участников Соглашения, обеспечение адекватной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, учреждение эффективных процедур для имплементации и применения Соглашения, в том числе путем создания механизма для разрешения споров.

Еще одной целью стало создание базы для дальнейшей трехстороннего, регионального и многостороннего взаимодействия в целях умножения достижений Соглашения. В дальнейшем были созданы соответствующие соглашения, определяющие структуру источников права НАФТА и основные направления развития сотрудничества государств — участников этой ЗСТ.

Принимая во внимание тот факт, что само Североамериканское соглашение регулирует преимущественно вопросы торговли, два других направления сотрудничества стран создаваемой ЗСТ: защита окружающей среды и сотрудничество по вопросам миграции — могли остаться на двустороннем уровне. Однако неоднократно подчеркиваемая даже на уровне ВТО (членами которой являются все три страны) необходимость учитывать при регулировании торговли интересы защиты окружающей среды и потребность внести социальную составляющую в вопросы торговли путем урегулирования вопросов миграции работников привела к заключению двух самостоятельных соглашений: Североамериканского соглашения о сотрудничестве в сфере окружающей среды и Североамериканского соглашения о сотрудничестве в сфере наемного труда. Именно эти два соглашения наряду с базовым НАФТА формируют правовую основу Североамериканской ЗСТ.

С учетом взаимодействия государств — участников НАФТА в рамках названных соглашений на настоящий момент можно констатировать успешную реализацию всех названных целей, хотя говорить о полном завершении процесса интеграции нельзя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.