Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Источники таможенного и интеграционного права»



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА Минюста России)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра Конституционного и международного права

 

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

Программа магистратуры

«Международное публичное право и международное частное право в системе международной интеграции»

 

Дисциплина

«Международная интеграция и интеграционное право»

 

 

Реферат на тему:

«Источники таможенного и интеграционного права»

 

 

                                                                                     

 

 

Студентки 2 курса группы мЮРз18-4

Бабан Маргарита Андреевна

Санкт-Петербург, 2020

 

 

Нормы права находят свое выражение в различных формах. Как правило, эти формы именуются источниками. В таможенном праве правовые основы регулирования отношений между субъектами закреплены в соответствующих источниках таможенного права.

Под источниками таможенного и интеграционного права следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных и надгосударственных органов, в которых содержатся нормы таможенного и интеграционного права.

Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия797. Это значит, что такой акт может порождать для граждан (юридических лиц) какие-то права и обязанности, а следовательно, они вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке, а также в административном порядке.

Конституция РФ предопределяет характер таможенного дела в целом и относит таможенное регулирование (п. «ж», ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, из чего следует, что источниками таможенного права, как уже говорилось, являются только федеральные нормативно-правовые акты.

Помимо статей Конституции, прямо относящихся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие положения798:

• о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8);

• о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8);

• об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нор-мативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15);

• о защите достоинства личности (ст. 21);

• об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24);

• о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан — беспрепятственно возвращаться в свою страну (ч. 2 ст. 27), что является необходимым юридическим условием ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств;

• о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34), что включает и право на занятие не запрещенной законом внешнеэкономической деятельностью;

• о праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), что гарантирует право физических и юридических лиц обращаться в таможенные органы индивидуально или коллективно;

• многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию.

Международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного и интеграционного права России.

Среди международных договоров, к которым присоединилась РФ, можно выделить следующие:

• Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г.;

• Договор о ТК ТС от 27 ноября 2009 г. № 17;

• Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в ред. от 26 мая 1999 г.);

• Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.;

• Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;

• Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.;

• Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.;

• Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;

• двусторонние договоры РФ с иностранными государствами в области таможенного дела.

С принятием ТК ТС изменилась и структура источников таможенного и интеграционного права. К числу новых источников относятся:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) международные договоры государств — членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС;

3) решения Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения в ТС, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов ТС, а также действующие решения Комиссии ЕАЭС.

При этом, согласно ст. 3 ТК ТС, таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС.

При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство ТС, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством ТС, применяется таможенное законодательство ТС, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы. В случае, если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство ТС, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством ТС.

Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. стал формой международной кодификации широкого круга международных соглашений, составлявших до его вступления в законную силу договорно-правовую базу ТС, кодифицированные документы можно подразделить на несколько категорий799:

1) международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС (13 до-говоров);

2) международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы ТС (29 договоров);

3) меморандумы (17 документов);

4) международные договоры, формирующие и развивающие ЕЭП (18 договоров);

5) иные международные договоры (37 договоров).

К указанным категориям относятся такие международные договоры, как: Договор о ТС и ЕЭП от 26 февраля 1999 г. (вступил в силу для РФ 02 июля 2001 г.); Соглашение о проведении согласованной политики в области технического

регулирования, санитарных и фитосанитарных мер ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. (вступил в силу 04 июня 2009 г.) и некоторые другие. Ко второй категории относятся: Договор о Комиссии ТС от 6 октября 2007 г.; Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.; Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 25 января 2008 г. и др. К иным международным договорам относятся договоры, которые применяются во временном порядке с даты вступления в силу Договора о ТК ТС от 27 ноября 2009 г. Подавляющее большинство соглашений перечисленных выше прекратило действие с 1 января 2015 г., когда Договор о ЕАЭС вступил в законную силу.

Таким историческим трансформациям способствовала интенсивная законодательная работа. 21 июля 2012 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». В связи с вступлением России в ВТО в отдельную категорию источников интеграционного права ТС следует выделить документы ВТО.

Согласно п. 1 ст. 1 Договора «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» от 19 мая 2011 г., с даты присоединения любой из Сторон (государств — участников ТС) к ВТО положения Марракешского соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках ТС делегированы Сторонами органам ТС, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ТС, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.

В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗоТР800 официально опубликованные меж-дународные договоры, составляющие договорно-правовую базу ТС, и решения органов ТС действуют в РФ непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС, Правительство РФ обладает полномочиями определять порядок применения актов таможенного законодательства ТС в РФ в соответствии с федеральным законом.

На национальном уроне существует собственная иерархия норм тамо-женного законодательства. В частности, источниками таможенного права России наряду с Конституцией РФ и ТК ТС являются иные федеральные законы801. 19 ноября 2010 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». За исключением отельных положений, нормы Федерального закона начали действовать с 29 декабря 2010 г. ( с изм. от 28 декабря 2016 г. № 510-ФЗ).

Особого внимания заслуживают особенности правового регулирования отношений в области таможенного дела, закрепленные в ст. 4 ФЗоТР и влияющие на иерархическую структуру источников российского таможенного права:

1) отношения в области таможенного дела в РФ регулируются таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле. Законодательство РФ о таможенном деле состоит из ФЗоТР и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами государственной границы РФ регулируется законодательством РФ о государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о государственной границе РФ, — законодательством РФ о таможенном деле;

2) к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах (если иное не установлено таможенным законодательством ТС);

3) порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты государств — членов ТС, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством ТС, международным договором государств — членов ТС, валютным за-конодательством РФ и ФЗоТР;

4) если таможенным законодательством ТС установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗоТР, применяется таможенное законодательство ТС.

Таким образом, федеральный законодатель попытался максимально точно прописать вопросы правового регулирования отношений в области таможенного дела.

Среди других федеральных законов особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 г. в последней редакции. Законом урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ; тарифные льготы, международные соглашения.

К группе таможенных законов следует отнести Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» 1997 г. с последующими изменениями, который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ФТС РФ, а также основы правового положения сотрудников таможенных органов. Отметим, что система таможенных органов в соответствии с п. 2 ст. 6 ТК ТС, а также ее правовой статус определяются законодательством государств — участников ТС.

Существуют также федеральные законы, которые содержат отдельные таможенные нормы. В частности, Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. с последующими изменениями определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и ее субъектов в указанной сфере в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов РФ.

Следует назвать также Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ. Целью Закона (ст. 1) определена защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ. Закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. с последующими изменениями направлен на сохранение культурного наследия народов России, защищает отечественные культурные ценности от незаконного вывоза за границу, а культурные ценности иностранных государств — от незаконного ввоза на территорию РФ.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ с последующими изменениями устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования.

Цель указанного Федерального закона — обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Закон определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также — органы и агенты валютного контроля).

К системе источников таможенного права относятся также различные кодифицированные акты иных правовых отраслей: Кодекс РФ об админи-стративных правонарушениях, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Комплексность таможенного права определяется именно регулированием отношений в области таможенного дела актами из различных отраслей права, но только в той части, в которой они применяются в таможенном деле. Так, например, КоАП регламентирует не только санкции за нарушение таможенных правил, но и содержит положения, регулирующие административный процесс, к субъектам которого относятся таможенные органы и их должностные лица.

Особое внимание при осуществлении внешнеторговой деятельности следует уделять нормам налогового законодательства и положениям международных договоров во избежание двойного налогообложения. В соответствии с положениями ТК ТС, например, ст. 76, 77, суммы налогов, подлежащих уплате и/или взысканию, определяются согласно законодательству государства — члена ТС. В России основным актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов, является Налоговый кодекс РФ802. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и/или сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Примеры таких международных договоров: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»803.

Правовые основы деятельности таможенных органов содержатся и в ряде подзаконных актов: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. В соответствии со ст. 86 Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой нашего государства. В рамках административно-кадровых вопросов Президент РФ уполномочен создавать, реорганизовывать и ликвидировать любой федеральный орган исполнительной

власти (в том числе и ФТС). Обеспечение реализации законов в практической деятельности, контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней осуществляет Правительство РФ, акты которого характеризуются высокой степенью нормативности. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителя ФТС. Оно организует реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности и т. д.

Согласно п. 6 и 7 ст. 4 ФЗоТР, правовые отношения в области таможенного дела в РФ могут регулироваться также указами Президента РФ, а на основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в РФ, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты являются следующим эле-ментом иерархической структуры источников таможенного права. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования ФЗоТР только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные ими по предмету регулирования ФЗоТР, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах.

ФТС России наделена правом принятия ведомственных нормативных актов по различным направлениям804:

1) по установлению порядка:

• ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; банков и страховых организаций; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

• списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеням, процентам, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежной к взысканию такой задолженности;

• использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, информа-ционных ресурсов таможенных органов;

• принятия предварительных решений по классификации товаров по

единой Товарной номенклатуре ВЭД ТС;

• совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары;

2) по установлению формы:

• свидетельства о включении в реестр лиц, осуществляющих дея-тельность в области таможенного дела; таможенной расписки; предварительного решения о классификации товаров; разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций; транзитной декларации; актов о проведении различных форм таможенного контроля;

3) по установлению требований:

• к обустройству, оборудованию и месту расположения складов вре-менного хранения, магазинов беспошлинной торговли, зон тамо-женного контроля, особых экономических зон; к квалификации специалистов по таможенному оформлению; к документированию информации, находящейся в распоряжении таможенных органов.

Особого внимания заслуживает ст. 8 ФЗоТР, которая устанавливает требования к актам законодательства РФ о таможенном деле и иным правовым актам РФ в области таможенного дела. Положения указанной статьи определяют качественную характеристику нормативных правовых актов в сфере таможенного дела.

Нормативный правовой акт РФ в области таможенного дела признается не соответствующим ФЗоТР, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с ФЗоТР права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц, установленные таможенным законодательством ТС и ФЗоТР;

3) изменяет установленные таможенным законодательством ТС и ФЗоТР основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством РФ о таможенном деле, иных лиц, обязанности которых установлены федеральным законодательством;

4) изменяет содержание понятий, определенных ФЗоТР, либо использует эти понятия в значениях, отличных от применяемых в ФЗоТР.

Положения нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по предмету правового регулирования Федерального закона не могут противоречить положениям актов таможенного за-конодательства ТС, федеральных законов и актам Президента РФ или Правительства РФ в области таможенного дела, устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законо-дательства ТС, федеральными законами и актами Президента РФ или Правительства РФ в области таможенного дела.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.