|
|||
Доклад на тему: «Источники права НАФТА»
Выполнил: Доклад на тему: «Источники права НАФТА» Нормативной основой НАФТА в широком смысле выступают три международных договора: базовое Североамериканское соглашение о свободной торговле (которое и дало название всей интеграционной организации) и два секторных соглашения: Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере наемного труда. Отдельную группу источников образуют соглашения, которые содержат процессуальные нормы, регламентирующие порядок взаимодействия государств — участников НАФТА при разрешении споров. Как уже было продемонстрировано в предыдущем параграфе, по большей части положения, регламентирующие взаимодействие государств — участников НАФТА в рамках институционального механизма данной зоны свободной торговли, практически идентичны во всех трех соглашениях, а вот нормы собственно материального права каждого из секторных соглашений дополняют Соглашение НАФТА положениями, которые по тем или иным причинам не могли быть изначально включены в текст Североамериканского соглашения о свободной торговле. Еще одной общей чертой всех трех Соглашений является то, что они в своих приложениях не допускают создания источников вторичного права, конкретизирующего нормы Соглашений, в силу чего все Соглашения содержат очень подробные перечни национальных актов, которые должны быть изменены в связи с принятием данных Соглашений отдельными государствами. Все это ведет к тому, что в приложения к Североамериканским соглашениям приходится вводить очень длинный перечень взаимных уступок в части внесения изменений в национальные нормативные акты либо просто нормативных актов государств-участников, применимых к отношениям, урегулированным одним из Соглашений, а любые изменения требуют внесения поправок в текст Соглашений. Все это в значительной мере усложняет восприятие норм Североамериканских соглашений, однако альтернативы подобному механизму при сохранении созданной Соглашениями системы взаимодействия государств-участников нет. Североамериканское соглашение о свободной торговле состоит из преам-булы, восьми частей, 22 глав и восьми приложений. При этом к каждой из глав также разработаны свои приложения, не входящие в число тех восьми, которые являются общими для всего Соглашения. Некоторый интерес представляет и нумерация статей: первые цифры номера статьи всегда указывают на номер главы, соответственно первая статья Соглашения имеет номер 101, последняя — 2206. Фактически каждая глава содержит автономную нумерацию, а первые цифры номера статьи позволяют понять, к какой главе она относится. Североамериканское соглашение о свободной торговле — это наиболее подробный акт, регламентирующий деятельность НАФТА. Оно охватывает практически все основные аспекты деятельности ЗСТ, в то время как остальные Соглашения скорее детализируют положения Североамериканского соглашения о свободной торговле или же предусматривают меры, направленные на поддержку деятельности, реализуемой в соответствии с ним. Часть 1 Североамериканского соглашения о свободной торговле содержит общие положения, очерчивающие рамки функционирования НАФТА, в том числе провозглашение создания данной ЗСТ, цели функционирования, соотношение Соглашения с другими международными договорами. Глава 2 Соглашения состоит всего из одной статьи, содержащей определения. Кроме того, к Приложении 201.1 к данной главе приводятся дефиниции терминов, применяемых к отдельным государствам. Определения таких терминов даются путем отсылки к конкретным национальным актам. Часть 2, одна из наиболее подробных и значительных по объему, посвящена торговле товарами. Она предусматривает как общие правила, так и специальные нормы торговли отдельными видами товаров. Глава 3 устанавливает режимы обращения товаров в рамках Северо-американской зоны свободной торговли. Главы 4 и 5 предусматривают правила определения происхождения товаров и таможенные процедуры, связанные с установлением мест происхождения товаров соответственно. Специальные положения приведены в главах 6 и 7, определяющих условия торговли энергоносителями и сельскохозяйственными товарами соответственно. Глава 7 также предусматривает применение санитарных и фитосанитарных мер, общих для государств-участников. Отдельно регулируются и госзакупки (глава 10): поскольку они могут включать в себя как закупку товаров, так и закупку услуг, соответствующие нормы выделены в самостоятельную часть 4. Часть 3 состоит из единственной главы 9, посвященной защитным мерам государств в случае нарушения условий Соглашения в части торговли товарами. Часть 5 регулирует взаимодействие государств при осуществлении их субъектами инвестиций, а также торговле услугами и связанными с этим вопросами. Собственно инвестициям посвящена глава 11. Глава 12 предусматривает общие положения о торговле услугами, а главы 13 и 14 содержат специальные нормы, регулирующие предоставление телекоммуникационных и финансовых услуг. Также в часть 5 включены положения главы 15, регулирующей политику конкуренции. В качестве мер, связанных с предоставлением услуг и инвестиционной деятельностью, выступают некоторые миграционные нормы, закрепленные в главе 16. Защите прав интеллектуальной собственности посвящена часть 6, также состоящая из единственной главы 17. Часть 7 включает в себя положения, касающиеся взаимодействия государств-участников между собой, а также устанавливающие инсти-туциональный механизм НАФТА. Финальная часть 8 включает в себя главу 21, предусматривающую ис-ключения из сферы применения Соглашения, и главу 22, содержащую заключительные положения. Секторные соглашения Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере окружающей среды (1993; состоит из преамбулы, семи частей и 51 статьи) и Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере наемного труда (1993; состоит из преамбулы, семи частей и 55 статей) направлены на развитие и укрепление положений Североамериканского соглашения о свободной торговле. При создании Соглашений НАФТА используется американская модель интеграции, т. е. доминируют средства негативной интеграции, требующие лишь снятия различных барьеров в торговле. Примеры позитивной интеграции единичны, чаще используются типичные для права ВТО требования принимать во внимание положения международных стандартов либо же приводятся самые общие, предельно рамочные требования к содержанию национальных законов, однако создание подлинно общих для стран-участниц детальных норм, подлежащих включению в национальное право, не предусматривается. Таким образом, требования Соглашений НАФТА направлены лишь на обеспечение совместимости национальных нормативных актов при минимизации вмешательства структур НАФТА в процесс национального правотворчества и сохранении суверенитета стран-участниц в создании и изменении собственного законодательства.
|
|||
|