Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Использование приема технологии развития критического мышления «Толстые и тонкие вопросы» на уроках.



 

Запивахина Т.В., учитель

МАОУ «Металлурговская СОШ»

Использование приема технологии развития критического мышления «Толстые и тонкие вопросы» на уроках.

   Развитие младшего школьника – весьма сложный и к тому же противоречивый процесс. В данном возрасте растущему человеку требуется очень многое понять, а поэтому необходимо максимальное использование каждого дня его жизни. Среди огромного числа проблем, которые сегодня призваны совершенствовать процесс обучения, одно из ведущих мест занимает проблема развития критического мышления в первую очередь у младших школьников.

     Критическое мышление– это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

    Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».

   Суть методики «Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.

Цели методики Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:

1.  Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.

2.  Закрепить навык формулирования вопросов.

3. Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.

   Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.

   Повторение пройденного: дети отчитываются по домашнему заданию, отвечая на вопросы в конце статьи учебника.

   Изучение нового материала: учитель освещает новую тему, контролирует степень понимания, задавая «толстые» вопросы.

   Закрепление материала: дети с помощью учителя составляют вопросник, находя связь между полученными на уроке и уже имеющимися знаниями.  

  Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло. Примеры заданий для младших классов: составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать; дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса; самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.

Приведу пример. Урок чтения: Творчество А. С. Пушкина.

 Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания: «тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);

Составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).

 «Толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа? Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

     Наша задача как преподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составлять вопросы могут сами дети.

С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой, то в начальном звене рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта.

Можно сделать вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления «Толстые и тонкие вопросы»все-таки дает возможность учителю заинтересовать учащихся, стимулирует работу на уроке, мотивирует ребят проявлять себя, а все это работает на повышение качества обучения. Используя на уроках приемы данной  технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, и, самое главное, приносит радость.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.