|
|||
Искусство Древнего Рима. Студенникова Дарья 51ДИскусство Древнего Рима Студенникова Дарья 51Д Росло значение Древнего Рима, менялось его искусство. Древнейшие сооружения римлян не сохранились до наших дней. Мы знаем только, что строителями первых римских храмов были этруски — северные соседи римлян, умелые архитекторы и скульпторы. В VI — V вв. до н. э. этруски были гораздо более развитым и культурным народом, чем римляне. Не удивительно, что именно их пригласили римляне для строительства первых своих храмов. Этруски делали и скульптуры для этих храмов, и статуи, украсившие Рим. Лишь одна из них дошла до нас — знаменитая статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема (фигурки братьев-близнецов, легендарных основателей Рима, сделаны заново в XVII в. — старые не сохранились). Это творение неизвестного этрусского скульптора украшало некогда площадь города и стало символом Рима. Но римляне не долго нуждались в помощи пришлых мастеров. Они быстро научились строить храмы, сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон — смесь гашеной извести, песка и щебня. Жидкую бетонную массу заливали в оболочку из дерева или оклады из кирпича. Бетон, застывая, превращался в твердую монолитную массу. Таким способом можно было строить огромные здания, простирать над широкими пространствами купола и своды. И если скромные сооружения римлян II — I вв. до н. э. дошли до нас сильно пострадавшими от времени, то перед грандиозными сооружениями первых веков нашей эры время оказалось бессильным. Колизей (75 — 80 н. э.), или, как его называли сами римляне, Колоссей (громадный), — гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. Некогда на трибунах Колизея располагалось около 50 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть бои гладиаторов. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн. Служебные помещения располагались под зданием и занимали пять этажей. В жаркие дни над трибунами натягивали огромный, тент, для чего вдоль верхнего края здания были поставлены деревянные мачты. 240 арок тремя ярусами окружали арену Колизея, имеющую форму эллипса, и поднимающиеся уступами в 4 яруса места для зрителей. Каждую арку обрамляли полуколонны, над которыми тянулись антаблементы. В первом ярусе колонны были тосканские, напоминающие дорические колонны главного храма Афин — Парфенона, во втором ярусе — ионические, в третьем — коринфские (см. ст. «Архитектура»). Но в Греции колонны всегда служили опорой, в Колизее же полуколонны, прилепленные к стене, маскировали толщину стены и были лишь декорацией. Такое чисто декоративное использование колонн и полуколонн характерно для римской архитектуры и отличает ее от греческой. И другие сооружения Рима поражают своей грандиозностью, искусным исполнением, остроумием инженерного замысла. В ряде стран Европы и Северной Африки еще сохранились римские водопроводы, мосты и дороги, и во многих местах они продолжают служить людям. Характерны для римского искусства и архитектуры триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, важных событий, в честь императоров. Портрет императора Максимина Фракийца. Ок. 235 н. э. Мрамор. Капитолийские музеи. Рим. К высшим достижениям искусства Древнего Рима относится скульптурный портрет. Его возникновение связано с религией римлян, у которых был развит культ предков. В каждом доме существовали домашние святилища — ларарии, в которых рядом с изображением богов-покровителей (Лар) стояли скульптурные портреты предков. Начав с изображения умерших, римляне затем перешли к созданию портретов живых людей. Римские скульпторы даже в портретах императоров, изображаемых в виде величественных богов или героев-победителей, или полководцев, обращающихся с речью к войскам, стремились сохранить сходство с оригиналом. Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Ими они создавали живописные портреты, по совершенству и выразительности, не уступающие портретам скульптурным. Но особенно любили римляне технику фрески. Стены домов и общественных зданий Рима нередко сплошь покрывались внутри фресками. Иногда это были великолепные орнаменты, составленные из стеблей, цветов, фигурок людей и животных. Иногда орнаменты сочетались с целыми картинами на темы греческих и римских мифов или произведений античных поэтов. Встречаются и живые сценки из жизни римских улиц.
|
|||
|