|
|||
Истории создания песенИстории создания песен
1. ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
2. ПРОЩАЙ, ОТЧИЙ КРАЙ, ТЫ НАС ВСПОМИНАЙ Это был творческий патриотический порыв: 28-летний русский военный музыкант осенью 1912 года, в дату столетия Бородинской битвы, написал марш «Прощание славянки», посвященный началу войны на Балканах. Мог ли он знать, что марш этот отзовется в сердцах всех славян, станет важной духовной составляющей русского народа, обретет многие варианты текстов в разные периоды тяжкого ХХ века? Историки свидетельствуют: марш поначалу состоял из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев упомянутой песни. Известный симферопольский военный капельмейстер, композитор и издатель нот Яков Богорад помог начинающему композитору с третьей частью, помог записать клавир и оркестровал его детище. Вместе они придумали и название маршу. На обложке первого, симферопольского, издания – рисунок: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: «Прощание славянки» – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
3. ЭХ, ДОРОГИ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН Как вспоминал автор песни «Дороги» А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД, вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы «Весна победная». Сегодня эту военную песню часто инсценируют, а первой идея пришла советскому режиссеру Сергею Юткевичу, который предложил добавить в программу сценку: как солдаты едут с фронта и напевают. Называлась эта сценка «Под стук колес». По справедливым комментариям современников, песня «Дороги» вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.
4. МЧАЛИСЬ ТАНКИ ВЕТЕР ПОДЫМАЯ, НАСТУПАЛА ГРОЗНАЯ БРОНЯ Интересно, что первую, ставшую знаменитой, песню о танкистах сочинил композитор, судьба которого и творческое рождение были связаны с Первой Конной армией, - автор лихих кавалерийских песен Дмитрий Покрасс. Слова этой песни были написаны Борисом Ласкиным. В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла весёлая музыкальная комедия «Трактористы». В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Задорная, зажигательная песня стала лейтмотивом картины. По сценарию, написанному Евгением Помещиковым, действие начиналось на Дальнем востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил добрые напутственные слова воинам, уходящим после окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссёрского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни. Песни не было. И тогда Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев – танкистов, участников боёв на Хасане. Ласкин сказал, что подумает и вышел от режиссера несколько растерянный. Ему никогда не приходилось бывать на границе. Он никогда не приходилось видеть боевые действия наших танкистов, хотя в армии к тому времени он успел отслужить и потому определённое представление об этом грозном роде войск у него сложилось. С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. Этому трудно поверить но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга. На другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма». Песню очень полюбили её, можно было услышать повсюду. С новой силой зазвучала она в дни великой отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.
5. ВЫХОДИЛА НА БЕРЕГ КАТЮША Песня «Катюша» создана была в конце 30-х годов М.Исаковским и М.Блантером, она уже тогда звучала по-особенному, как будто предчувствовала её героиня недалёкое будущее и старалась вселить в любимого гордость и бодрость, помогающие защитнику Родины выполнить свой долг. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов «Катюши», её именем окрестил народ новое гвардейское оружие – реактивные миномёты, вселявшие ужас во врага. По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой». Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом – Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом.
Но песня эта имела ещё и интернациональную историю: она была очень популярна за рубежом. В Италии распевалась в двух вариантах – «Катарина» и «Дует ветер», ставшем партизанским гимном итальянских патриотов-антифашистов. А в 1985 году русская «Катюша» стала известна всей планете: её сделали паролем на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.
6. СКОЛЬКО ЗАВЕТНЫХ ПЛАТОЧКОВ НОСИМ В ШИНЕЛЯХ С СОБОЙ Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь: Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началася война Война началась на рассвете, Чтоб больше народу убить. Спали родители, спали их дети, Когда стали Киев бомбить.
Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.
7. ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. «День Победы», как не однажды говорил сам поэт, стала его главной песней. «Песня эта очень мне дорога, - рассказывал Владимир Гаврилович. - О такой песне я давно мечтал. И шел к ней нее эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов. Прибавьте к ним еще пяток - с того самого довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму.
«Священная война» - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.
Марш «Прощание славянки» - с этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом.
«Дороги» - эта песня как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Песня «Три танкиста» рассказывает о яростном отпоре, который дали советские войска захватчикам родной земли. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Каждый экипаж уверены были , что эта песня именно о них. Хотя песня рассказывает о битве на озере Хасан, я сочла уместным сделать её частью попурри.
Песня "Катюша" вселяла в сердца людей надежду в самые страшные дни войны, с этой песней солдаты шли в бой.
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, Эта песня стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца.
«День Победы» - это главная победная песня, со дня победы прошло 69 лет, но и сегодня мы помним и чтим подвиг советских солдат.
Песни, собранные в попурри, стали «венком песенной славы» советским людям - солдатам, идущим на смерть ради свободы Родины и тем, кто в тылу, не жалея здоровье своё, мощь для общей победы ковали.
|
|||
|