Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ



РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Работа психотерапевтического кабинета представлена рандомизированной выборкой - 2364 случая. Структура обращений рассматривалась как «эпидемиологический спектр» картины популяционного запроса. В соответствии с принципом Парето и критерием «Каменистой осыпи» была определена ведущая группа диагностических рубрик, составивших подавляющее большинство обращений. В их число вошли в порядке убывания: Расстройства эмоций и поведения детско-подросткового возраста, Расстройства развития, Сопутствующие факторы, влияющие на состояние здоровья, преимущественно связанные с воспитанием, Органические расстройства, Невротические расстройства, которые в совокупности составили 83,33%. Активность участия родственников (случайная выборка - 1551 человек) – в работе психотерапевтических сеансов - мать, отец, бабушка, опекун, которые в совокупности составили приоритетную группу - 87,56%. Структура обращений в зависимости от возраста оказалась довольно «дифференцированной», - тримодальной, с пиками в 4 (младший дошкольник), 8 (младший школьник) и 13 (младший подросток) лет, что позволяет говорить о достаточно избирательной факторной детерминации популяционного запроса.

Специфика возраста младшего дошкольника представлена обращениями по поводу расстройства психологического развития в сочетании с проблемами воспитания. Из общего числа родственников избирательная активность проявлена со стороны родителей и меньшей мере опекунов. Ведущий тип вмешательства семейное консультирование законных представителей.

В самом многочисленном младшем школьном возрасте находят решение вопросы с расстройствами психологического развития, сохраняются проблемы воспитания, появляются обращения с органическими психическими расстройствами, расстройствами эмоций и поведения, невротическими расстройствами. Возрастает активность родителей, появляется фигура бабушки, снижается комплаентная роль опекуна. На фоне сохраняющейся актуальности семейного консультирования, наивысшего уровня достигает объем семейной психотерапии.

Наконец, в подростковом возрасте на фоне сохраняющейся актуальности органических психических расстройств наивысшего уровня обращений достигают расстройства эмоций и поведения, невротические расстройства, появляются пациенты с психотическими эпизодами. Активность родителей отмечена относительным снижением, а опекунов достигает максимума. Сохраняющая актуальность семейная психотерапия обогащается работой в рамках групповой психотерапии.

В условиях, когда обусловленное карантинной обстановкой участие законного представителя в лечебно-реабилитационном процессе оказалось ограниченным, стали заметны депривационные эффекты у пациентов, проявляющихся деструктивной гиперактивностью, реактивной лабильностью и, в особенности снижением энергетического потенциала, спонтанной активности, в отдельных случаях отказом от сотрудничества со специалистами «немедикаментозного» круга. Такая «аварийная» ситуация потребовала незамедлительной реорганизации лечебного процесса. Наряду с инициативными шагами клинических психологов, лечебных педагогов, логопедов-дефектологов психотерапевтическое подразделение в качестве ведущего психотерапевтического вмешательства развернула дополнительные объемы групповых форм работы. Интенсификация взаимосодействия участников в рамках каждого сеанса, целенаправленной согласованности последовательных психотерапевтических сессий породили новый спектр, новые акценты наблюдаемых в ходе работы феноменов. Прежде всего следует отметить общее «психотерапевтическое впечатление» о формирующемся от сеанса к сеансу коллективном процессе. Группа – это душа. Душа – это сознание, вневременная часть человека, которая развивается, обучается, приобретает свой опыт, воплощаясь в конкретном телесном поступке. Душа группы, словно некоторый дополнительный фокус субъектности создается из спонтанности каждого из участников групповой психотерапии. Терапевтическая группа — это живой организм, который сам себя создаёт, посредством активных динамических процессов меняется, оказывает целительное действие. Присоединяющийся к групповому процессу пациент становится участником множества различных взаимодействий. Групповая динамика происходит при поддержке специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Важным качеством групповой терапии проявляется в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки. Раскрывающийся в ходе интенсификации потенциал групповой психотерапии предопределяет цель — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе, помочь изменить его поведение и найти ресурс в перспективе гармонической жизни. Практика реализации цели представлена следующими ориентирами: самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением; выработка позитивного отношения к себе; саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий. В процессе их решения у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.

Наблюдая за развитием групповой психотерапии в условиях «эпидемиологического кризиса», нельзя не отметить наличие следующих особенностей. Прежде всего следует указать на формат, позволяющий решать проблемы, которые оказывается затруднительно проработать в одиночку. Одной из бесценных вещей, которую пациент познает в ходе психотерапии, это границы отношений. Он узнает, что может получить от других, но также – и это гораздо важнее – что может получить от самого себя. Другой особенностью групповой психотерапии является динамика изменений, когда ребята работают друг с другом, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы. Следующая особенность – это большая часть трудностей, с которыми дети обращаются к специалистам (психологи, психотерапевты), связаны с взаимодействием с окружающими, близкими значимыми людьми (семья, учителя и т.д.) и друзьями. Такими трудностями могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Еще не маловажной проблемой взаимодействия с миром является непонимание самого себя (невротический компонент). Соответственно, на наших сеансах групповой психотерапии подростки могут взаимодействовать с другими подростками, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.

Далее следует отметить осознание «ошибок» своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, требуется порой продолжительное ожидание, а на психотерапии можно смоделировать эти ситуации с помощью других участников. В наших группах осваивается и позитивный опыт её членов, поэтому есть возможность научиться и перенять у других стратегию поведения, убеждения. В решении жизненной ситуации, "ты начинаешь рассуждать", как другой участник группы, подумал бы как поступили бы сам в той же ситуации. И последней особенностью является проверка реальностью. Пациенты подросткового возраста склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. У нас выясняется, как именно подростка воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью. Группа даёт честную обратную связь, чтобы обеспечить эффективное тестирование реальности. Это очень важный инструмент в работе группы. Как только этот навык осваивается, то начинается переосмысление той информации, которой руководствовался подросток. Появляется возможность протестировать что реально, а что сложилось как иррациональный субъективный образ в самом общении или конкретной ситуации.

ВЫВОДЫ

В условиях ограниченного применения семейного консультирования и семейной психотерапии, складывающегося вследствие карантина, обусловленное пандемией компенсаторное увеличение объемов групповых форм с несовершеннолетними вызвало к жизни новое качество отклика пациентов на психотерапевтическое вмешательство. Важнейшим феноменом, наблюдаемым в динамике психотерапевтических сессий следует отметить более высокий уровень формирования границ субъектности, актуализация аутентичности несовершеннолетних и в итоге построения созидательного этического пространства взаимодействующих индивидуумов. И в заключении приведем слова Нэнси Мак-Вильямс: «Главное в групповой психотерапии - не самосовершенствование, а понимание себя самого с целью поиска более эффективных способов обращения с собственными потребностями».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.