|
|||
Государственно-церковные отношения
Гутников Игорь ИСб – 4201 – 01 – 00
Государственно-церковные отношения в советский период 5. Вятская епархия в 1953-1964 гг. Реформа церковного управления. Епископ Поликарп (Приймак). Закрытие церквей.
После исторической встречи И. В. Сталина со священноначалием Русской Православной Церкви, состоявшейся 4 сентября 1943 г., в законодательную базу конфессиональной политики Советского государства были внесены изменения. Однако, внесение этих изменений в советское законодательство о культах, вовсе не означало, что государство отказалось от контроля за деятельностью религиозных организаций, в том числе на территории Кировской области. Ключевой фигурой в осуществлении этого контроля являлся уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, должность которого входила в структуру областного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся – облисполкома. С 1954 г. в этой должности трудился Петр Логинович Смирнов. Отчеты уполномоченного Кировского облисполкома П.Л.Смирнова Совету по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, а также его записки, информации, справки на имя председателя Кировского облисполкома и секретарей Кировского обкома КПСС являются наиболее ценным источником сведений о состоянии Кировской епархии накануне первого этапа реализации комплекса антирелигиозных мероприятий 1958—1964 гг. Непосредственным начальником уполномоченного являлся председатель облисполкома. В течение 1958—1964 гг. в этой должности в Кировской области работало несколько руководителей. Начало этой кампании было положено в краткий период управления областью С.В.Кальченко (апрель 1958 г. – март 1959 г.). Основные же события получили развитие при И.Ф.Объедкове, чье руководство областью было наиболее продолжительным. Г.И.Шаталин и Е.Н.Некрасов продолжили курс Советского государства в отношении Русской Православной Церкви. С определенной степенью вероятности можно предположить, что во главе Кировского облисполкома в 1958—1964 гг. находились руководители субъективно готовые к осуществлению мероприятий, направленных на ограничение влияния Кировской епархии Русской Православной Церкви. Это предположение может быть справедливым также и в отношении руководителей Кировской областной партийной организации – первых секретарей обкома КПСС, которым уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, как правило, направлял копии своих справок о состоянии государственно-церковных отношений в области. Подчеркивая роль первых лиц области (председателя облисполкома и первого секретаря обкома партии) в формировании системы государственно-церковных отношений, преувеличивать ее все же не следует. Следует помнить, что подлинное руководство всеми сферами общественной жизни области осуществлял коллегиальный орган – бюро обкома КПСС, компетенция которого распространялась на самый широкий круг вопросов – от принятия мер к развитию промышленности до утверждения репертуара кировских театров на очередной театральный сезон. Вопросы развития государственно-церковных отношений наиболее остро стояли в тех городах и районах, на территории которых находились действующие церкви. Особенно, в г. Кирове – самом крупном населенном пункте области, насчитывавшем в 1958 г. 252,4 тыс. жителей. В совокупности, все названные выше партийные и советские органы составляли единую систему контроля за деятельностью религиозных объединений, главном координатором которой являлся уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, одновременно, также исполняющий обязанности уполномоченного Совета по делам религиозных культов. Кировская епархия была одной из 73 епархий Русской Православной Церкви и являлась самой большой религиозной организацией в Кировской области – на 1 января 1958 г. она объединяла 80 православных приходов, что составляло 90% от общего числа религиозных организаций, зарегистрированных на территории области. Кроме православных приходов в Кировской области государственную регистрацию имели 9 религиозных общин – 3 мусульманских, 4 старообрядческих беспоповского согласия и 2 старообрядческих Белокриницкого направления. Еще до трех десятков малочисленных религиозных групп, действовали на территории области без государственной регистрации, в их числе 15 старообрядческих, 6 мусульманских, 4 группы евангельских христиан-баптистов, 2 группы евангельских христиан-менонитов и одна католическая. Ни одно из этих религиозных объединений не могло составить конкуренции Кировской епархии, доминирующая роль которой закреплялась также тем, что ей одной удалось воссоздать централизованную структуру управления, обеспечивавшую взаимодействие епархии с органами государственной власти на всех уровнях – от настоятеля прихода до управляющего епархией. Общий климат государственно-церковных отношений в области зависел от взаимоотношений управляющего епархией и уполномоченным Кировского облисполкома. Епископ Поликарп (Приймак) 6 июля 1957 г. новым управляющим Кировской епархией был назначен епископ Поликарп (в миру – Георгий Кондратьевич Приймак). В г. Киров владыка Поликарп прибыл 27 июля. Судя по биографии и послужному списку, еще до приезда в г. Киров епископ Поликарп мог показаться властям человеком, во многом противоположным владыке Вениамину. Епископ Поликарп был почти вдвое младше своего предшественника – ему исполнилось всего 45 лет. Если архиепископ Вениамин родился на Вятской земле и здесь же прожил всю жизнь, то епископ Поликарп большую часть своей жизни провел за пределами СССР – родившись во Владивостоке, он в годы гражданской войны эмигрировал с семьей в Манчжурию, окончил гимназию в г. Харбине, жил в Японии, где был рукоположен в священный сан и принял монашество, затем в течение тринадцати лет миссионерствовал в Корее, в 1951—1955 гг. нес послушание в Иерусалимской миссии Московского Патриархата. Последним местом служения владыки Поликарпа перед хиротонией во епископа Кировского был женский монастырь г. Мукачево Закарпатской области. И молодость, и опыт миссионерского служения – все располагало к более решительным действиям нового епископа на Вятской земле. Тревожные ожидания областных властей подтвердились уже в первые месяцы пребывания епископа Поликарпа на Кировской кафедре. Во все воскресные и праздничные дни он неопустительно участвовал в богослужениях в кафедральной Серафимовской церкви, часто сам говорил проповеди и добивался того же от священников, призывая их говорить проповеди экспромтом, используя современные, хорошо известные прихожанам темы, будь то недостатки в колхозном животноводстве или уборке урожая. Знакомясь с епархией, владыка Поликарп часто выезжал в приходы, не всегда согласуя эти поездки с уполномоченным. Посещая приходы, он сам активно участвовал в поиске кандидатов для рукоположения и принимал меры ликвидации разного рода склок в церковной среде, перемещая виновных, если это необходимо, с понижением на другие приходы. При этом епископ Поликарп старался подчеркнуто внимательно относиться к перспективному молодому духовенству, которое действовало в сравнении со «стариками» наиболее активно, службу вело наиболее ревностно и аккуратно, с соблюдением канонических правил. Определенное значение для поднятия социального статуса духовенства имело введение в епархии епископом Поликарпом системы оплачиваемых отпусков священнослужителей. И хотя в личных отношениях со Смирновым епископ старался быть корректным, часто посещая уполномоченного, охотно беседуя с ним и стараясь не противиться его рекомендациям, но уполномоченный все же считал, что «епископ Поликарп, как и раньше, не заслуживает доверия». Ближайшую помощь в управлении епархией епископу Поликарпу оказывали епархиальный совет, епархиальное управление и благочинные округов Кировской епархии. Епархиальный совет был совещательным органом при правящем архиерее и состоял из председателя и двух членов, которыми могли быть только священнослужители. Его возглавлял старейший клирик Серафимовского кафедрального собора г. Кирова протоиерей Дмитрий Жестков, 1884 г. Епархиальное управление осуществляло исполнительские функции, на работу в него принимались как священники, так и миряне. Послушание секретаря Кировского епархиального управления исполнял Константин Александрович Костров. Кировская епархия в 1958 году Кировская епархия делилась на 15 благочиннических округов – Кировский, Кикнурский, Первый и Второй Котельничский, Лальский, Малмыжский, Медянский, Нововятский, Нолинский, Омутнинский, Оричевский, Слободской, Советский, Уржумский, Яранский.Округа возглавляли благочинные, на должность которых назначались наиболее достойные и опытные священнослужители – протоиереи, пользовавшиеся непререкаемым авторитетом у верующих. Первичной точкой Кировской епархии являлась приходская община (приход), возглавляемая священником – настоятелем церкви, который также являлся председателем исполнительного органа общины – церковного совета. Церковный совет состоял из 4 человек, его члены избирались открытым голосованием на приходском собрании и участвовали в решении текущих вопросов приходской жизни. Помимо церковного совета приходское собрание также избирало ревизионную комиссию, состоящую из председателя и двух членов, в обязанности которых входил контроль за расходованием поступивших в общину пожертвований. По состоянию на 1 января 1958 г. на территории Кировской области государственную регистрацию имели 80 православных общин, в пользовании которых находилось 80 православных культовых зданий – 6 не закрывавшихся церквей, 69 церквей возвращенных общинам в послевоенный период и 5 молитвенных домов, выкупленных прихожанами у частных владельцев в городах Омутнинске, Котельниче и Вятских Полянах, поселках Рудничный и Кирс. На приходах Кировской епархии несли церковное послушание 97 священников и 21 диакон. Монастырей и духовных школ в епархии не было. Большинство зарегистрированных в Кировской области культовых зданий – 61 из 80 – находились в сельской местности, в то время как городах и рабочих поселках области действовало лишь 14 церквей и 5 молитвенных домов. Преобладание сельских приходов было естественным для Кировской области, в которой по данным всеобщих переписей населения 1945—1950 гг. 75% населения жили на селе и лишь 25% – в городах и рабочих поселках.109 Этому показателю почти идентично процентное соотношение сельских и городских церквей, действовавших на территории Кировской области – соответственно 76% и 24%. Между тем, в течение всего послевоенного периода доля сельского населения Кировской области продолжала неуклонно уменьшаться, составляя в 1960 г. – 61,3%, в 1970 г. – 45,4%.110 Всего же за краткий исторический период – с 1950 г. по 1970 г. – сопоставимый с жизнью одного поколения кировчан, сельское население области уменьшилось на 30%, то есть каждый третий житель села покинул родной дом и переехал на жительство в город. Эта тенденция не могла не оказать влияния на развитие приходов епархии – она создавала проблемы для сельских приходов и вселяла надежду на будущее городских церквей. Между тем, то обстоятельство, что долгое время количество церквей, действовавших на территории области, оставалось неизменным, имело для Кировской епархии не только отрицательное, но и положительное значение. Оно позволило сконцентрировать средства на восстановлении уже переданных церквей, в результате чего крупные городские приходы смогли приступить в 1956—1957 гг. к новому, технологически более сложному этапу восстановления церквей, связанному с проведением в церковные здания электричества, строительством церковных оград и благоустройством территории вокруг храмов. Все эти работы не могли быть выполнены одними только прихожанами и требовали участия государственных предприятий и организаций. Однако, все попытки такого сотрудничества немедленно пресекались уполномоченным Кировского облисполкома. Рост посещаемости церквей. Одним из наиболее убедительных свидетельств укрепления позиций Кировской епархии накануне антицерковной кампании 1958—1964 гг. являлся рост посещаемости церквей, о котором свидетельствуют как епархиальные документы, так и отчеты уполномоченного Кировского облисполкома Совету по делам Русской Православной Церкви. В годовом отчете за 1954 г. архиепископ Вениамин (Тихоницкий) писал: «Отрадное явление – во многих селах, особенно в городах, увеличилось число верующих, посещаемость храмов огромная, увеличилось число крещений, венчаний и погребений. Православная вера стала сознательной необходимостью православного человека».Сообщая Совету по делам Русской Православной Церкви о росте посещаемости церквей, уполномоченный также докладывал, что в праздничные же дни и, особенно, на Пасху и Рождество, храмы епархии бывают переполнены, в том числе учащейся молодежью. О росте религиозной активности прихожан свидетельствует также тот факт, что в течение 1956—1958 гг. доходы церквей от продажи свечей и просфор возросли с 5,8 до 7,0 млн. руб., а доходы от исполнения треб – с 4,5 до 5,5 млн. руб. При чем этот рост был достигнут в условиях значительного снижения цен на требы, произведенного по благословению нового епископа Поликарпа. В частности, сумма пожертвования за крещение во всех городских церквях была снижена с 35 до 15—20 рублей. Требы стали еще более доступными, доходы церквей возросли. На всесоюзном уровне подготовка новой антирелигиозной кампании началась еще в конце 1957 г., когда по запросу отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС председатели Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР представили в ЦК КПСС справки об активизации религиозных организаций и состоянии научно-атеистической работы в стране. С конца 50-х гг. начинаются хрущовские гонения на Церковь. Основной задачей епископов Поликарпа (Приймака) и Иоанна (Иванова) стало сдерживание удара репрессий. И все-таки потери были очень значительные. В результате антицерковной кампании 1958-1964 гг. Кировской епархии был нанесен значительный ущерб. Лишены государственной регистрации и прекратили свою деятельность 41 православная община, число штатных клириков сократилось до 46 человек, в том числе священников - до 35, диаконов - до 11. Власти сделали все, чтобы уничтожить Великорецкий крестный ход, хотя до конца им это так и не удалось. В последующие годы усилиями епископа Владимира (Котлярова) и архиепископа Мстислава (Волонсевича) происходила борьба за то, чтобы сохранить то немногое, что имелось и поддержать богослужебную жизнь приходов.
|
|||
|