|
|||
Государственный бюджетСтр 1 из 2Следующая ⇒ Государственный бюджет
1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. 2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. 3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части. · доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета; · расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. 4.Источники доходной части: · налоги; · государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); · эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; · займы у международных организаций. 5. Структура расходной части бюджета в развитых странах: · социальные нужды (не менее 50% всех расходов); · поддержание обороноспособности страны (примерно 20%); · обслуживание государственного долга; · предоставление дотаций предприятиям; · развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: · Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета. · Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета. · Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета. 7. Источники покрытия бюджетного дефицита • Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования) · Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). · Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости. - Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы. 8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета · долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов; · фаза экономического цикла в стране; · текущая политика государства. 9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. 10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга. 11. Государственный долг - Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренние долговые обязательства: · Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций · Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг) - Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте 12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций. Причины возникновения внутреннего государственного долга · Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте. · Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства). · Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому. 13. Внешний государственный долг. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям. Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: · величина долга на душу населения; · отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); · отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); · расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%); · отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов. 14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях. 15. Меры по управлению государственным долгом: · Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства. · Поиск средств для выплаты долга. · Нейтрализация негативных последствий государственного долга. · Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
|
|||
|