Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция по обществознанию на тему «ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА»(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание )



Лекция по обществознанию на тему «ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА»(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание )

 

Термин «источник права» неоднозначно понимался юристами различных эпох. Но большинство из них были уверены в том, что им следует обозначать все то, откуда мы узнаем о нормах права..

Основными формами права являются

правовой обычай,

преце­дент,

договор,

нормативно-правовой акт.

Правовой обычай — это самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков.. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался веками и по­степенно вошел в привычку в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в наше время и применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человече­ских взаимоотношении, которые выстраиваются в жизни. Сложившиеся на протяжении дли­тельного периода правила, которые довольно успешно применя­ются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношении.

В настоящее время в нашей стране появились различные обы­чаи. которые позволяют решать множество проблем между участ­никами правовых отношений. Например, в соответствии со статьей 5 ГК РФ обычаем делового оборота при­знается сложившееся и широко применяемое в какой-либо обла­сти предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафик­сировано ли оно в каком-либо документе.

Прецедент — это решение суда (судебный прецедент) или долж­ностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Роди­ной прецедента по праву считают Англию. Английские суды с дав­них времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании.

В дореволюционной России многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются судебной прак­тикой. Известный юрист Е.Н.Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы, суд волей-неволей создает но­вые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная прак­тика не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — конкретизировать правовые нормы в процессе их толкования.

Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, ко­торое приводит к возникновению, изменению или прекращению пра­воотношений. В настоящее время роль договора возросла в юриди­ческой практике нашей страны. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договоры, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное — они не должны противоречить праву. Кроме того, статья 422 ГК РФ уста­навливает приоритет договора над тем законом, который прини­мается позже. В пункте 2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязатель­ные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу».

Все договоры по функционально-содержательной природе мо­гут быть разделены на индивидуальные и нормативные. К первой категории относят, например, договор подряда между заказчи­ком и исполнителем. Нормативные же договоры рассматриваются как соглашение между правотворческими субъектами, которые устанавливают правовые нормы для многочисленного круга лиц, и рассчитаны на неоднократное применение. Таковым, например, является договор между Россией и Францией о торгово-экономическом сотрудничестве. Современные юристы считают, что ис­точниками права выступают только нормативные договоры.

Наиболее распространенным источником права в нашей стра­не считается нормативно-правовой акт — важный юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содер­жит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мне­нию многих юристов, достаточно много преимуществ по сравне­нию с другими источниками права. Например, в нормативно-правовых актах правила поведения прописаны четко и конкретно.

Нормативно-правовые акты делятся на законы, принимаемые высшим представительным и законодательным органом государ­ства (парламентом) и обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К подзаконным актам относятся ука­зы президента, постановления правительства, приказы мини­стерств и др.

Высшей юридической силой в стране обладает Конституция — Основной закон государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобрита­нии существует неписаная Конституция, которую составляют акты с XIII по XXI в. Впервые как единый закон Конституция была принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юриди­ческим актом, имеющим значение Конституции, были Основ­ные законы Российской империи 1906 г., базой для которых послужили положения Манифеста 17 октября 1905 года.

С юридической точки зрения Конституция как важный доку­мент государства имеет определенные признаки.

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Все нормативно-правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чем.

2. Конституция носит основополагающий, учредительный характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования н компетенцию.

3. Конституция служит базой для текущего законодательства. На ее основе принимаются другие законы. В самой Конституции может быть указано на необходимость принятия какого-либо за кона.

4. Конституция отличается стабильностью, а потому предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра. По степени стабильности конституции бывают гибкие (могут быть изменены путем принятия обычного закона), жесткие (изменение конституции требует квалифицированного большинства голосов членов парламента) и особо жесткие (внесение поправок в конституцию включает дополнительную стадию ратификации, которая осуществляется путем референдума, двойного голосования в парламенте или утверждения субъектами федерации).

Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. Человек, его права были провозглашены высшей ценно­стью, а носителем суверенитета, источником власти был объяв­лен народ. Этот документ признал частную собственность и разде­ление властей, идеологическое и политическое многообразие.

В развитие Конституции государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты. Федеральные законы принимаются Государственной Думой и проходят сложную процеду­ру законотворческого процесса. Глава государства — президент — может издавать указы по различным вопросам внутренней и внешней политики. Осуществляя исполнительную власть, правительство может издавать распоряжения и постановления по текущим важным вопросам жизни общества. Министерства и ведомства из дают приказы и инструкции по различным вопросам их компетенции. Нормативно-правовые акты публикуются в официальном печатном органе, например в «Российской газете».

Нормативно-правовые акты могут вступать в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, а также с момен­та наступления определенных обстоятельств. Например, в доку­менте может быть сказано о том, что он вступает в силу с момен­та подписания, с момента опубликования или при вступлении в силу другого нормативно-правового акта. Если же ничто из на­званных обстоятельств не указано, то следует иметь в виду, что законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, нормативно-правовые акты президента или правительства — по истечении 7 дней. Акты министерств и ве­домств — через 10 дней. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие по исте­чении срока, на который они были приняты, при отмене специ­альным актом, при принятии нового нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию, при исчезновении обстоятельств,  которые регулировал нормативно-правовой акт.

Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм называется правотворчеством. 'Это творческая деятельность лю­дей, осуществляемая по особым правилам.

Правотворческий процесс — весьма сложная деятельность субъек­тов права, которая опирается на важные принципы демократизма (создание правовых норм должно учитывать интересы народа), непосредственной связи с реальной жизнью, практикой, научно­сти (при создании правовых норм важно учитывать закономерно­сти эволюции права).

Вопросы и задания

1. Какие значения имеет понятие «источник права»?

2. Что такое правовой обычай? Какова его роль в юридической практике?

3. Дайте определение понятию «прецедент».

4. Охарактеризуйте договор как источник права. В чем различие индивидуального и нормативного договора?

5. Дайте определение понятия «нормативно-правовой акт».

6. Каковы признаки конституции. В чем ее отличие от других нормативно-правовых актов?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.