|
|||
Философия Средневековья и эпохи Возрождения.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. В отличие от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Основные проблемы средневековой философии: Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие: Выделяют следующие особенности средневековой философии: · Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром. · Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью. · Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни. · Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее». · Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям. · Авторитарность – обращение к Библии. · Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами. · Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование. · Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества. · Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности: · Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего. · Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего. · Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории. · Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.
Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии: · Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. · Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. · Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.
§ Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею. § Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и с позиций Иудаизма и Ислама. § Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога. § История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества. § Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.
|
|||
|