|
|||
Финансирование культурыФинансирование культуры · Финансирование – ключевой вопрос экономики культуры Финансирование культуры — выделение и расходование денежных средств на социально-культурные цели.
· Типология канадских ученых X. Чартранда и С. Мак-Кафи (1985). Критерий — роль государства, обусловленная политическими традициями. Четыре роли государства: Вдохновитель, Патрон. Архитектор, Инженер.
· Типология моделей культурной политики, предложенной М. Драгичевич-Шешич и Б. Стойковичем. 1. Либеральная (соотносима с Вдохновителем). 2. Частично-государственная (соотносима с Патроном). 3. Государственно-бюрократическо-просветительская (соотносима с Инженером). 4. Государственно-престижно-просветительская (соотносима с Архитектором). 5. Национально-эмансипационная. · Типы финансирования. Критерий - соотношение источников финансирования организаций культуры. Выделяют три типа финансирования: романский, германский, американский. В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет бюджетных средств. Однако и странам романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80—84% поступают от местных властей. В странах с американским типом — лишь 5% бюджета организации культуры пополняется за счет государства, а 35-40% за счет частных вкладов". · В настоящее время Россия продолжает играть роль государства. Инженера, занимая промежуточное положение между романским и германским типом финансирования, однако усиливается её ориентация на роль Архитектора.
· Тенденции финансирования культуры в России. Основные тенденции финансирования культуры до конца 80-х годов XX века. A) Централизованное финансирование (движение денежных потоков сверху вниз). Б) Планирование средств на культуру в общей сумме затрат на так называемый «соцкультбыт». B) Остаточный принцип финансирования, базирующийся на представлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах государства.
Изменение тенденций финансирования культуры с конца 80-х — начала 90-х годов XX века обусловлено разграничением форм собственности, введением местного самоуправления.
А) Децентрализация финансирования культуры. Б) Обособление бюджетных ассигнований. В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования кулътуры. Г) Переход к многоканальной системе финансирования. · Направления расходования бюджетных средств. Традиционное: финансирование учреждений непосредственного ведения 4. Целевое: — выделение средств на реализацию социально-культурных программ; — поддержка творческих проектов в области культуры и искусства (президентские, губернаторские и т. п. гранты) ; — поддержка деятелей культуры (государственные, губернаторские и т.п. стипендии, премии).
· Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня. За рубежом. Субсидии вызова — вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя её финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками. Субсидии возмещения — программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня. Встречные субсидии — централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии из бюджета территории или донорские средства. Долевое финансирование приоритетных проектов из бюджетов разных уровней . · Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.
Каналы финансирования: - прямое бюджетное финансирование; - косвенное бюджетное финансирование; - внебюджетные средства. А) Прямое бюджетное финансирование. Прямое бюджетное финансирование — непосредственное деление бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов государственным (муниципальным) учреждениям. Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Гарантированные бюджетные средства направляются: - на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (выделяются по бюджетной смете); - предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания.
- на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности; - реализацию культурных программ и проектов и др. Б) Косвенное бюджетное финансирование. Предоставление налоговых льгот. Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов, установлены в НК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право предоставлять учреждениям культуры дополнительные налоговые льготы в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. Возможность установления дополнительных льгот по налогам связана с наполняемостью бюджетов территорий. Последнее десятилетие государство проводит курс на сокращение налоговых льгот учреждениям культуры. Предоставление иных финансово-экономических льгот: - закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; - льготные тарифы на коммунальные услуги.
Внебюджетные средства включают: - доходы, получаемые от оказания платных услуг, использования имущества и т. д.; - кредиты; - благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. · Основные источники финансирования частных организаций культуры и культурных проектов. К основным источникам формирования доходов частных некоммерческих организаций относятся: - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); - добровольные имущественные взносы и пожертвования; - выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; - дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; - доходы, получаемые от собственности организаций; - целевые поступления из бюджетов разных уровней; - другие, не запрещенные законом поступления.
Бюджетное финансирование частных организаций — как коммерческих, так и некоммерческих—не гарантировано и осуществляется на конкурсной основе. Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры.
· Кредиты: формы, область и перспективы использования. По форме предоставления можно выделить: - банковский кредит — выдача денежных средств под определенный процент на установленный срок; - материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду основных производственных фондов с правом последующего выкупа; - кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг, имущественных прав) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров; - «нецивилизованный кредит» — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров, работ и имущественных прав.
· Применение организациями культуры технологий фандрейзинга. Фандрейзинг — деятельность, направленная на привлечение в некоммерческий сектор дополнительных финансовых ресурсов. Использование технологий фандрейзинга способствует формированию финансовых механизмов социального партнерства при реализации культурных проектов.
· Под спонсорством подразумевают вид рекламной деятельности, преследующей экономические цели.
· Благотворительность. Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Основные признаки благотворительной деятельности: - добровольность; - бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе); - направленность на социально-приоритетные цели. Одной из форм благотворительности в культуре является использование труда добровольцев (волонтеров). Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной инициативе без соответствующего денежного вознаграждения. Целесообразна разработка специальной программы для привлечения и использования добровольцев. Меценатство — разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.
· Сходство и различие благотворительности и спонсорства Благотворительность и спонсорство в области культуры являются формами общественной поддержки культуры.
Сходство. Благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа юридического или физического лица для создания благоприятного общественного мнения. Различие. Спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные результаты. Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности. Спонсорство — продвижение бренда (торговой марки) производителя определенных товаров и услуг. Благотворительность — создание имиджа юридического или физического лица как представителя социально ответственного бизнеса.
Различны и источники, из которых направляются средства. Источником благотворительных взносов является чистая прибыль организации, а спонсорский вклад включается в себестоимость продукции (работ, услуг) компании. Решения о благотворительной помощи и спонсорской поддержке принимаются на разных уровнях, в первом случае — собственником, во втором — руководителем организации.
· Степень гос. поддержки благотворительной и спонсорской деятельности. Спонсоры. Материальное стимулирование. Спонсорские средства разрешено относить на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если они учитываются как расходы на рекламу. Благотворители. Не признается объектом налогообложения НДС Освобождается от налогообложения НДС Моральное стимулирование может осуществляться путем присуждения почетных званий, государственных наград. Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров. · Характеристика использования финансовых средств организациями культуры. Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью. Укрупненная структура затрат по экономическим элементам выглядит следующим образом. 1. Материальные затраты (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.). 2. Затраты на оплату труда работников с начислениями. 3. Прочие затраты. В сфере культуры наблюдается общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу продукта. Опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов получил название «Болезнь Баумоля»
|
|||
|