|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ • Сердечно-легочная и церебральная реанимация. Понятие об электрической дефибрилляции • Острый стенозирующий ларингит • Ларингоспазм • Лихорадка • Судорожный синдром • Обморок. Коллапс • Анафилактический шок • Носовое кровотечение • Кето- ацидотическая и гипогликемическая комы • Острые отравления Критическое состояние, как правило, развивается в результате нарушения жизненно важных функций организма. У ребенка эти функции несовершенны анатомически и физиологически. Именно поэтому столь велика необходимость в их скорейшем поддержании и замещении. Тем самым выигрывается время, нужное для того, чтобы оказались действенными методы и средства этиологической и патогенетической терапии. Эффективность оказания скорой и неотложной помощи зависит от умения быстро ориентироваться в симптомах заболевания, принимать правильное тактическое решение, в совершенстве владеть практическими навыками. Возникающие при этом трудности могут быть связаны с отсутствием аппаратуры, условиями оказания неотложной помощи, невозможностью собрать анамнез, в полном объеме провести осмотр пострадавшего. СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ И ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ РЕАНИМАЦИЯ В последние годы изменена терминология, методика и техника проведения реанимационных мероприятий. В частности, широко распространенный термин «сердечно-легочная реанимация» был заменен на «сердечно-легочная и церебральная реанимация», так как конечный результат - полноценное восстановление личности - зависит не только от быстроты и эффективности первичных экстренных мероприятий по оживлению, но и последующих современных интенсивных лечебных мер по восстановлению, нормализации и стабилизации жизненно важных функций органов, в первую очередь головного мозга. Основные первичные реанимационные мероприятия проводятся согласно ABC-правилу Софара: • ступень А - восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей; • ступень В - искусственная вентиляция легких; • ступень С - сердечная реанимация (восстановление кровообращения). Причинами нарушения проходимости дыхательных путей могут быть: западение языка, скопление слизи, мокроты, рвотные массы, инородные тела, бронхо- или ларингоспазм. После восстановления проходимости дыхательных путей следует немедленно начинать ИВЛ по способу «рот в рот» или «рот в нос», а не терять драгоценные минуты для налаживания ИВЛ кислородом. В проведении искусственного дыхания детям до 1 года и более старшим имеются отличия. Так, у детей до 1 года: 1) запрокидывание головы выполняют с особой осторожностью, так как шея в этом возрасте короткая, утолщена и в большей степени подвержена травме; 2) вдувание воздуха производят одновременно в рот и нос ребенка; 3) сила вдуваний должна быть соразмерна дыхательному объему легких, чтобы избежать баротравмы и разрыва альвеол. Для предупреждения инфицирования ребенка вдувания, если позволяют условия, производят через увлажненную, по возможности стерильную салфетку. Введение в ротоглотку воздуховода препятствует западению языка, содействуя эффективности респираторной поддержки. Важнейшим средством для ликвидации гипоксии и гипоксе- мии является оксигенотерапия. Кислород должен применяться, если возможно, в концентрации 100%, при стабилизации состояния его концентрация уменьшается до 40-60%. Подача кислорода должна осуществляться любым доступным методом. Непрямой массаж сердца применяется независимо от вида остановки сердца. При этом кровь выталкивается в крупные сосуды, искусственно поддерживая кровообращение и функцию жизненно важных органов. Технически грамотное проведение
Рис. 80. Поворот на спину ребенка до 1 года (а) и старше (б) массажа предупреждает возникновение осложнений: переломов ребер и грудины, повреждения желудка, печени и селезенки, тампонады сердца, развития пневмоторакса, попадания содержимого желудка в дыхательные пути. Выполнение сердечно-легочной реанимации (CJIP). 1. Констатировать состояние клинической смерти: потерю сознания, отсутствие пульса на крупных артериях, отсутствие спонтанного дыхания или атональный его характер. У детей раннего возраста определение пульса на сонной артерии может вызвать сдавление дыхательных путей и ларингоспазм. Поэтому пульс определяют на плечевой или бедренной артерии. 2. Отметить время остановки сердца. 3. Провести комплекс реанимационных мероприятий. Он состоит из трех фаз, которые делятся, в свою очередь, на ступени (ABC-правило Софара). Фаза 1. Элементарное поддержание жизни (экстренная ок- сигенация). Ступень A (Air ways) - восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей: А1. Уложить пострадавшего спиной на твердую поверхность. Позвать на помощь (рис. 80, а, б). А2. Положить одну руку под его шею (валик под плечи), дру- гую руку - на лоб. A3. Выполнить тройной прием: запрокинуть голову, вывести нижнюю челюсть вперед и кверху, открыть рот ребенку. Запрокидывание головы производят для выпрямления дыхательных путей. При травме голову, шею и грудную клетку укладывают в одной плоскости с умеренным и осторожным отведением головы кзади. Поворачивать ее набок, нагибать недопустимо.
Выведение нижней челюсти выполняют с целью профилактики западения корня языка. Корень языка при этом отодвигается вперед и освобождает просвет дыхательных путей (рис. 81, а, б). Открыть рот ребенку иногда помогает зажатие пальцами его носа. А4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи, рвотных масс, крови. Для этого механически очищают рот и глотку влажной салфеткой, аспирируют содержимое полости рта и носоглотки, при необходимости - удаляют инородное тело, иногда используя прием Хеймлиха (резкий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы). Ступень Б (Breathing) - экстренная искусственная вентиляция легких (ИВЛ) и оксигенация. Для проведения ИВЛ по способу «рот в рот» или «рот в нос» необходимо: Б.1. Сделать вдох и плотно прижать свой рот к открытому рту ребенка, зажав щекой его нос (в возрасте до 1 года - охватить рот и нос) (рис. 82, а, б). Б.2. Резко вдохнуть воздух в дыхательные пути ребенка. Б.З. Провести контроль эффективности ИВЛ. Дыхательные пути проходимы, если после искусственных пробных вдохов появляются экскурсии грудной клетки. Б.4. Повторять искусственные вдохи до появления самостоятельного дыхания или прекращения реанимации (табл. 66). ИВЛ может осуществляться с помощью вспомогательных средств: 1) ручная ИВЛ с помощью мешка Амбу и дыхательной маски (рис. 83). Она должна проводиться осторожно из-за опасности аспирации; 2) ИВЛ мешком Амбу через эндотрахеальную трубку. При этом способе ИВЛ защита от аспирации максимальна.
Ступень С (Circulation) - восстановление кровообращения с помощью закрытого массажа сердца (ЗМС). Для проведения ЗМС необходимо: С1. Уложить пострадавшего на твердую поверхность. С2. Найти точку надавливания на грудину: у новорожденных и грудных детей она располагается на ширину пальца ниже межсосковой линии (рис. 84), в возрасте 1-7 лет - в области границы средней и нижней трети грудины, у детей старше 7 лет - на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка. СЗ. Расположить пальцы (или руки) на область надавливания. В зависимости от возраста удобны позиции (рис. 85): у новорожденного - ладонной поверхностью большого пальца (или больших пальцев обеих рук), охватывая грудную клетку остальными пальцами; в грудном возрасте - указательным и средним пальцами; в 1-7 лет - проксимальной частью кисти (не пальцами!); старше 7 лет - обеими руками, сложенными крест-накрест в виде «бабочки». Позиция рук на мечевидном отростке недопустима из-за опасности травмирования левой доли печени.
С4. Толчкообразно надавить на грудину, смещая ее по на правлению к позвоночнику и удерживая в этом положении 0,5 (искусственная систола). Затем быстро расслабить руки, не отры вая от грудины (искусственная диастола). Рис. 86. Реанимация, проводимая двумя лицами: а - новорожденного; б - ребенка старшего возраста Силу толчка соизмеряют с упругостью грудной клетки: недостаточное давление на грудную клетку в фазу искусственной систолы не обеспечивает эффективного кровотока. Чрезмерно сильное давление может привести к травматическому повреждению ребер, грудины и внутренних органов. Амплитуда смещения и количество нажатий на грудину в зависимости от возраста представлены в табл. 66. Соотношение времени нажатия и интервала между нажатиями -1:1. Закрытый массаж сердца чаще проводится вместе с искусственной вентиляцией легких. Соотношение между ИВЛ и ЗМС составляет 1:5 (если помощь оказывают двое) или 2:10 (3:15) - если реанимирующий один (рис. 86, а, б). С5. Через 1 мин после начала реанимационных мероприятий провести контроль эффективности массажа сердца. Он эффективен, если определяется пульсация на крупной артерии, суживаются зрачки, постепенно исчезает цианоз.
Фаза 2. Дальнейшее поддержание жизни - восстановление самостоятельного кровообращения. ЗМС обеспечивает не более 30% нормального кровотока. Для восстановления самостоятельного кровообращения необходимо: 1) катетеризировать периферическую вену без прерывания реанимационных мероприятий; 2) ввести в кровеносное русло лекарственные вещества, стимулирующие сердечную деятельность. Медикаментозная терапия зависит от причин остановки сердца. В ситуациях, когда быстрое внутривенное введение адреналина, атропина, лидокаи- на не представляется возможным, препараты могут быть введены интратрахеально (в удвоенной дозировке) (табл. 67). Катетеризация центральных вен и внутрисердечное введение лекарственных средств в первой фазе оживления противопоказаны из-за опасности возникновения пневмоторакса и необходимости временного прекращения массажа сердца. Кроме этого, внутрисердечное введение лекарственных средств во время реанимации, когда грудная клетка не вскрыта, не рекомендуется из- за опасности повреждения коронарных артерий. Фаза 3. Мероприятия по длительному поддержанию жизни. С этой целью после восстановления самостоятельной сердечной деятельности показаны: продленная ИВЛ дыхательным аппаратом (при полном восстановлении самостоятельного дыхания - ингаляции увлажненного кислорода), профилактика повторной фибрилляции желудочков сердца (лидокаин и другие препараты), сохранение жизнеспособности коры головного мозга (адекватное кровообращение, устранение отека мозга, седативная защита, ноотропные препараты, антагонисты кальция, купирование судорог), улучшение реологических свойств крови, поддержание водно-электролитного обмена и КЩС. Интенсивная терапия постреанимационного периода проводится в условиях отделения интенсивной терапии и реанимации.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ Одним из критических нарушений сердечного ритма является фибрилляция желудочков. Причинами фибрилляции желудочков сердца являются нарушения сердечного ритма, поражение электрическим током, утопление в пресной воде, катетеризация полостей сердца и др. Признаками фибрилляции желудочков (даже без подтверждения ЭКГ) служат отсутствие или выпадение пульса. При этом ритм, обеспечивающий эффективный сердечный выброс, редко восстанавливается самостоятельно. Основным методом лечения этого нарушения является электрическая дефибрилляция - нанесение электроимпульсного разряда большой мощности. Разряд восстанавливает сердечный ритм. Контрольные вопросы 1. От каких условий зависит полноценное восстановление личности после реанимации? 2. Перечислите признаки клинической смерти. 3. Какие причины могут вызвать нарушение проходимости дыхательных путей? 4. Как восстановить проходимость дыхательных путей? 5.0пишите методику проведения ИВЛ способом «рот в рот» или «рот в нос». 6. Как проводят закрытый массаж сердца? 7. Назовите параметры и критерии эффективности сердечно-легочной реанимации. 8. Перечислите медикаментозные средства, используемые при реанимации. Назовите особенности их применения. 9. Опишите направления последующей интенсивной терапии. 10. С какой целью применяют электрическую дефибрилляцию?
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
ОСТРЫЙ СТЕНОЗИРУЮЩИЙ ЛАРИНГИТ Тактика оказания помощи: • восстановить свободную проходимость дыхательных путей. Лечение направить на ликвидацию отека и воспалительного процесса, снятие спазма мышц гортани, разжижение и удаление секрета из дыхательных путей. Объем помощи определяется степенью стеноза и продолжительностью дыхательной недостаточности; • экстренно госпитализировать ребенка в сопровождении медицинского работника в специализированное отделение детской инфекционной или соматической больницы. Детей с 1-2-й степенью стеноза транспортировать в положении сидя, с 3-4-й степенью - придать возвышенное положение верхней части туловища с обязательной оксигенотерапией через лицевую маску или интубационную трубку; • проводить этиотропную терапию; • контролировать общее состояние ребенка, функцию внешнего дыхания, цвет кожных покровов (выявлять цианоз). Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства: для ингаляций - раствор адреналина, минеральная вода, 2% раствор натрия бикарбоната, протеолитические ферменты, травы, отхаркивающие средства; для ингаляций и парентерального введения - спазмолитики, кортикостероиды, антигистаминные, седативные средства, иногда антибиотики и др.; 2) оснащение для выполнения инъекций и парентеральных инфузий; 3) теплое питье; 4) оснащение для отвлекающей терапии; 5) ингалятор; 6) набор для санации дыхательных путей; 7) система подачи кислорода; 8) набор для интубации трахеи (трахеотомии). Доврачебная медицинская помощь. 1. При стенозе 1-й степени необходимо создать спокойную обстановку. Предложить матери взять грудного ребенка на руки, в более старшем возрасте — придать возвышенное положение голове и верхней части туловища ребенка. Психологически поддержать мать. 2. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечив свободные дыхательные экскурсии грудной клетки. 3. Проветрить помещение. Это особенно важно в условиях развивающейся кислородной недостаточности. 4. Увлажнить вдыхаемый воздух (парами горячего душа, развешиванием влажной простыни, распылением изотонического раствора натрия хлорида). Повышенная влажность уменьшает сухость слизистой оболочки дыхательных путей. 5. Для разжижения и удаления мокроты предложить теплое щелочное питье (молоко с раствором натрия бикарбоната, минеральной воды «Боржоми»). Пить рекомендуется часто, дробными порциями. 6. Провести паровые ингаляции теплого влажного воздуха с 2% раствором натрия бикарбоната (настоем ромашки, шалфея, мать-и-мачехи, календулы, чабреца, термопсиса, эвкалипта, с бальзамом «Звезда», над парами горячего картофеля). 7. При отсутствии лихорадки и симптомов сердечнососудистой недостаточности показана отвлекающая терапия: горячие ножные ванны (температура воды 38-39 °С), при отсутствии аллергической реакции - горчичники на верхнюю часть грудной клетки и к икроножным мышцам, а также грелка к ногам, озокеритовые «сапожки», облучение кварцевой лампой подошвенных поверхностей стоп в субэритемных дозах. Можно рекомендовать выполнить (в присутствии врача) теплую ванну с постепенным повышением температуры воды от 37 °С до 40 °С до появления гиперемии нижней половины тела. Длительность процедуры - 5-10 мин. Рефлекторная терапия способствует оттоку крови к нижней половине туловища, снижению отека подсвязочного пространства, уменьшению экссудата. 8. Для улучшения носового дыхания ввести в полость носа сосудосуживающие средства. 9. Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания врачебной неотложной помощи (табл. 68). Выполнение назначений врача. 10. При стенозе 2-3-й степени увлажняют вдыхаемый воздух и проводят ингаляции раствора адреналина (эпинефрина). Он оказывает быстрый эффект, но только временно уменьшает отек слизистой оболочки. Показана оксигенотерапия. Назначаются спазмолитики, кортикостероиды (по возможности местно в виде дозированного аэрозо ля), иногда седативные и антигистаминные средства. Например, в ингаляциях используют сальбутамол или беротек (2 вдоха). При отсутствии улучшения состояния и выраженных признаках гипоксии (3—4-я степень) необходима немедленная интубация трахеи (выполняет врач), в редких случаях проводится трахеотомия. Дальнейшие мероприятия (после госпитализации). 11. При 1-2-й степени стеноза ребенка помещают в отдельную палату, обеспечив психический и физический покой, полноценный пролонгированный сон, доступ свежего прохладного воздуха, индивидуальный уход, при бодрствовании организовывают отвлекающий досуг. Лечение 3-4-й степени стеноза проводят в условиях отделения интенсивной терапии. 12. В зависимости от формы острого стенозирующего ларингита (отечная, инфильтративная, обтурационная) назначают лекарственные средства, инфузионную терапию и определяют метод поддержания свободной проходимости дыхательных путей (аэрозольтерапия, прямая ларингоскопия и продленная интубация трахеи). После санации дыхательных путей ребенка помещают под тент или в кислородную палатку. В ограниченном объеме воздуха создается микроклимат с повышенной влажностью и концентрацией кислорода, различных лекарственных веществ. Под тент (в палатку) подаются: а) аэрозоли со щелочами, минеральной водой, протеолитическими ферментами, кортикостероидными гормонами, спазмолитическими и антигистаминными средствами, антибиотиками при помощи ультразвукового или обычного распылителя; б) увлажненная гелиокислородная смесь; в) парокислородные смеси с настоями трав. Длительность парокислород- ных ингаляций не должна превышать 5-10 мин. Температура ингаляции +40-45 °С. Рекомендуется чередовать виды ингаляций. При стенозе 3-4-й степени обеспечивают стабильный доступ к венозному руслу, проводят ингаляции адреналина, применяют секретолитики (бромгексин, амброксол, ацетилцистеин), обеспечивают тщательную санацию дыхательных путей интубиро- ванного ребенка. Лечение стеноза должно быть направлено на ликвидацию причины неотложного состояния. Антибиотики используются только при подозрении на бактериальную инфекцию, прогрессирующем течении (4-я степень) или бактериальных осложнениях. Контрольные вопросы 1. Перечислите причины возникновения острого стеноза гортани. 2. Опишите его клинические проявления. 3. Какова должна быть тактика в случае возникновения стеноза гортани? 4. Почему дети подлежат обязательной госпитализации? 5. Как их транспортируют? 6. Опишите неотложную помощь при стенозе 1-й (2-й, 3-й) степени на дому, при транспортировке ребенка в стационар и в отделении. 7. Перечислите основные препараты, используемые для оказания неотложной помощи. Назовите особенности их применения.
ЛАРИНГОСПАЗМ Тактика оказания помощи: • снять ларингоспазм рефлекторным воздействием или с помощью лекарственных средств; • успешно оказанная помощь позволяет оставить ребенка дома. Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства: кальция хлорид (кальция глюконат), седуксен; 2) оснащение для выполнения инъекций; 3) вода, шпатель (чайная ложка, ватная турунда). Доврачебная медицинская помощь. 1. Расстегнуть стесняющую одежду. 2. Обеспечить доступ свежего воздуха. 3. Создать спокойную обстановку. Незначительные раздражители способны спровоцировать повторный приступ. 4. Для рефлекторного снятия ларингоспазма опрыснуть лицо и тело ребенка водой, вызвать рвотный рефлекс, надавив шпателем (чайной ложкой) на корень языка, или рефлекторное чихание, раздражая ватной турундой нижнюю носовую раковину, поднести к носу нашатырный спирт. 5. Приготовить, лекарственные средства и другое оснащение для оказания при необходимости врачебной неотложной помощи (табл. 69).
Выполнение назначений врача. 6. В случае отсутствия эффекта от рефлекторного воздействия ввести внутривенно 10% раствор кальция хлорида или кальция глюконата, внутримышечно 0,5% раствор седуксена.
7. При остановке дыхания (сердца) провести элементарную легочно-сердечную реанимацию. 8. После купирования приступа давать раствор кальция хлорида внутрь. Для профилактики гипокальциемии рекомендовать грудное вскармливание. Контрольные вопросы 1. Перечислите причины возникновения ларингоспазма. 2. Опишите его клинические проявления. 3. Какова должна быть тактика в случае возникновения ларингоспазма? 4. Подлежит ли ребенок с ларингоспаз- мом обязательной госпитализации? 5. Какую неотложную помощь следует ему оказать? 6. Перечислите препараты, используемые для оказания неотложной помощи. Дайте им краткую характеристику. 7. Назовите особенности применения препаратов.
ЛИХОРАДКА Тактика оказания помощи: • выяснить причину возникновения лихорадки, направить лечение на ее устранение; • определить необходимость проведения жаропонижающей терапии и активного физического охлаждения. Лечение начинать при температуре 39 °С и выше у детей раннего возраста, а также при наличии отягощенного анамнеза (фебрильные судороги, сопутствующие заболевания сердца, легких, ЦНС) при температуре 38 "С. Физическое воздействие без предварительной жаропонижающей терапии, когда заблокирована теплоотдача, усугубляет состояние ребенка; • определить тип лихорадки («розовая», «белая»). Для этого оценить окраску кожи, температуру конечностей, поведение ребенка, соответствие дыхания и пульса температуре тела; • в случае «белой» лихорадки осуществить мероприятия по ее переводу в прогностически благоприятную «розовую» лихорадку; • определить необходимость госпитализации. Госпитализация и дальнейшая терапия зависят от причины лихорадки и тяжести состояния ребенка; • лечение проводить по принципу нарастающей интенсивности. Начинать лечение можно с отдельных препаратов, при безуспешном применении их введение повторяют или дают в различных комбинациях; • контролировать частоту дыхания, пульса, температуру тела каждые 15-30 мин. Снижение температуры тела проводить до 38,5 °С. Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства (жаропонижающие, сосудорасширяющие средства, нейролептики, растворы для инфузионной терапии); 2) оснащение для выполнения инъекций и внутривенных инфузий; 3) оснащение для физического охлаждения: спирт этиловый 70% (раствор уксуса), вода, стакан; емкость с охлажденной водой, губка, бутылочки, пеленки (1-2 шт.); вентилятор; набор для охлаждающей ванны; 4) жидкость для питья. Доврачебная медицинская помощь. 1. Поместить ребенка в хорошо проветренное помещение, обеспечить постоянное поступление свежего прохладного воздуха. 2. Надеть облегченную одежду (руки и ноги держать в тепле). 3. Уложить в постель. 4. Напоить сладким чаем, фруктово-ягодным соком, морсом. Жидкость способствует потоотделению, препятствует сгущению крови. Давать ее часто, в небольшом количестве. 5. Кормить малыми порциями, часто, с учетом аппетита Пища должна быть химически, механически и термически щадящей. 6. Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания (при необходимости) врачебной неотложной помощи (табл. 48). Выполнение назначений врача. 7. По показаниям дать внутрь жаропонижающее средство: парацетамол (эффералган, панадол, тайленол, сахол, калпол и др.), свечи «Цефекон», старшим детям ацетилсалициловую кислоту (аспирин «Упса», «Парацет», «Панадеин», «Солпадеин», «Колдрекс», «Темперал»), бруфен. При подозрении на вирусную инфекцию ацетилсалициловую кислоту запрещено давать ребенку до 15 лет из-за опасности развития осложнений (синдром Рея). В случае сосудистого спазма назначают сосудорасширяющее средство (папаверин или никотиновую кислоту, но-шггу, дибазол), менее эффективно - растирание кожных покровов до покраснения спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором уксуса (1 столовая ложка на 1 стакан воды). Если в течение 30 мин температура тела не снижается, жаропонижающее средство следует ввести внутримышечно в сочетании с антигистаминным и сосудорасширяющим препаратом (например, растворы пиполъфена, папаверина, иногда анальгина). При неэффективности проводимых мероприятий показаны нейролептики (седуксен, ГОМК). Они увеличивают не только отдачу тепла, но и угнетают его образование, обладают успокаивающим действием.
8. Провести физическое охлаждение, учитывая сосудистую реакцию. При расширенных периферических сосудах для увеличения отдачи тепла рекомендуется раскрыть ребенка, 9. направить струю воздуха от вентилятора, приложить холодный компресс (мешочек со льдом, бутылочку с холодной водой, завернутую в пеленку) на область проекции магистральных сосудов (шею, подмышечную впадину, паховый сгиб), обтереть кожные покровы губкой, смоченной водой с температурой 30-32 °С, в течение 5 мин (обтирание водой с температурой 20-25 °С не увеличивает теплоотдачу). Повторяют процедуру 4-5 раз каждые 30 мин. Среди методов активного физического охлаждения можно использовать холодные обертывания и охлаждающие ванны. Для выполнения холодного обертывания смачивают пеленку (простынку) охлажденной водой и заворачивают в нее ребенка. При температуре тела 41 °С и у детей, склонных к судорогам, применяют (под наблюдением врача) охлаждающую ванну - погружают ребенка в воду с температурой на 1 °С ниже, чем температура тела, постепенно снижая ее до 37 °С. Продолжительность ванны - 10 мин. Для усиления теплоотдачи в ванну можно добавить 1 столовую ложку валерианы. 10. Обеспечить венозный доступ для инфузионной терапии. Она проводится с целью улучшения периферической микроциркуляции и увеличения теплоотдачи. 11. Целенаправленно лечить основное заболевание. Жаропонижающая терапия должна сочетаться с этиотропной (противовоспалительной, противоаллергической и др.) (табл. 70). Контрольные вопросы 1. Перечислите причины возникновения лихорадки. 2. Какие виды лихорадки выделяют? Опишите ее клинические проявления. 3. Какова тактика оказания помощи? 4. Кто из детей с лихорадкой подлежит госпитализации? 5. Кому из детей с лихорадкой показана жаропонижающая терапия? 6. Перечислите препараты, используемые для оказания неотложной помощи, дайте им краткую характеристику. 7. Назовите особенности применения жаропонижающих средств в зависимости от возраста ребенка. 8. Почему активное физическое охлаждение должно проводиться на фоне жаропонижающей терапии? 9. Перечислите методы физического охлаждения. В каких ситуациях они применяются? 10. До каких значений рекомендуется снижать температуру тела при лихорадке? Почему? 11. Опишите неотложную помощь ребенку грудного возраста с температурой тела 40 °С.
СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ Тактика оказания помощи: • обеспечить свободную проходимость дыхательных путей; • выяснить причину судорог и назначить лечение для ее устранения; • определить, имеется ли нарушение сознания после окончания приступа. Неблагоприятно сохранение утраты сознания, появление парезов и параличей; • после оказания неотложной помощи госпитализировать ребенка с судорогами неясного генеза и возникшими на фоне инфекционного заболевания. В случае отсутствия сознания транспортировать ребенка с продолжением реанимационных мероприятий в отделение интенсивной терапии и реанимации. Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства (про- тивосудорожные средства, диуретики, 10% раствор кальция глю- коната, 10% раствор глюкозы, жаропонижающие средства и др.); 2) оснащение для выполнения инъекций; 3) шпатель (ложка), бинт, роторасширитель, языкодержатель; 4) электроотсос (индивидуальные отсасыватели); 5) система обеспечения подачи кислорода. Доврачебная медицинская помощь. 1. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность. 2. Очистить полость рта от содержимого, повернуть голову набок для предупреждения аспирации слизи и рвотных масс. 3. Расстегнуть стесняющую одежду. 4. Обеспечить доступ свежего воздуха, по возможности подачу кислорода. 5. Защитить от механических травм. Для этого между коренными зубами до приступа заложить узел салфетки (полотенца) или ввести шпатель (ложку), обернутый толстым слоем бинта, во избежание прикуса языка, положить голову на мягкую поверхность, голову и туловище - придерживать, убрать предметы, способные создать условия для дополнительной травмы. Устранить возможные световые, звуковые, механические и другие раздражители. 6. Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания (при необходимости) врачебной неотложной помощи (табл. 71). Выполнение назначений врача. 7. Показана этиотропная,терапия: при гипокальциемии вводят 10
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|