Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ



 

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

• Сердечно-легочная и церебральная реанимация. По­нятие об электрической дефибрилляции • Острый стенозирующий ларингит • Ларингоспазм • Лихорад­ка • Судорожный синдром • Обморок. Коллапс • Ана­филактический шок • Носовое кровотечение • Кето- ацидотическая и гипогликемическая комы • Острые отравления

Критическое состояние, как правило, развивается в результате нарушения жизненно важных функций организма. У ребенка эти функции несовершенны анатомически и физиологически. Имен­но поэтому столь велика необходимость в их скорейшем поддер­жании и замещении. Тем самым выигрывается время, нужное для того, чтобы оказались действенными методы и средства этиоло­гической и патогенетической терапии.

Эффективность оказания скорой и неотложной помощи за­висит от умения быстро ориентироваться в симптомах заболева­ния, принимать правильное тактическое решение, в совершенст­ве владеть практическими навыками. Возникающие при этом трудности могут быть связаны с отсутствием аппаратуры, усло­виями оказания неотложной помощи, невозможностью собрать анамнез, в полном объеме провести осмотр пострадавшего.

СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ И ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ РЕАНИМАЦИЯ

В последние годы изменена терминология, методика и техни­ка проведения реанимационных мероприятий. В частности, ши­роко распространенный термин «сердечно-легочная реанимация» был заменен на «сердечно-легочная и церебральная реанима­ция», так как конечный результат - полноценное восстановление личности - зависит не только от быстроты и эффективности пер­вичных экстренных мероприятий по оживлению, но и после­дующих современных интенсивных лечебных мер по восстанов­лению, нормализации и стабилизации жизненно важных функций органов, в первую очередь головного мозга.

Основные первичные реанимационные мероприятия прово­дятся согласно ABC-правилу Софара:

• ступень А - восстановление и поддержание проходимо­сти дыхательных путей;

• ступень В - искусственная вентиляция легких;

• ступень С - сердечная реанимация (восстановление крово­обращения).

Причинами нарушения проходимости дыхательных путей мо­гут быть: западение языка, скопление слизи, мокроты, рвотные массы, инородные тела, бронхо- или ларингоспазм. После вос­становления проходимости дыхательных путей следует немед­ленно начинать ИВЛ по способу «рот в рот» или «рот в нос», а не терять драгоценные минуты для налаживания ИВЛ кислородом.

В проведении искусственного дыхания детям до 1 года и более старшим имеются отличия. Так, у детей до 1 года: 1) запрокиды­вание головы выполняют с особой осторожностью, так как шея в этом возрасте короткая, утолщена и в большей степени подвержена травме; 2) вдувание воздуха производят одновременно в рот и нос ребенка; 3) сила вдуваний должна быть соразмерна дыхательному объему легких, чтобы избежать баротравмы и разрыва альвеол.

Для предупреждения инфицирования ребенка вдувания, если позволяют условия, производят через увлажненную, по возмож­ности стерильную салфетку. Введение в ротоглотку воздуховода препятствует западению языка, содействуя эффективности рес­пираторной поддержки.

Важнейшим средством для ликвидации гипоксии и гипоксе- мии является оксигенотерапия. Кислород должен применяться, если возможно, в концентрации 100%, при стабилизации состоя­ния его концентрация уменьшается до 40-60%. Подача кислоро­да должна осуществляться любым доступным методом.

Непрямой массаж сердца применяется независимо от вида остановки сердца. При этом кровь выталкивается в крупные со­суды, искусственно поддерживая кровообращение и функцию жизненно важных органов. Технически грамотное проведение

 

 

Рис. 80. Поворот на спину ребенка до 1 года (а) и старше (б)

массажа предупреждает возникновение осложнений: переломов ребер и грудины, повреждения желудка, печени и селезенки, тампонады сердца, развития пневмоторакса, попадания содержи­мого желудка в дыхательные пути.

Выполнение сердечно-легочной реанимации (CJIP). 1. Кон­статировать состояние клинической смерти: потерю сознания, отсутствие пульса на крупных артериях, отсутствие спонтанного дыхания или атональный его характер. У детей раннего возраста определение пульса на сонной артерии может вызвать сдавление дыхательных путей и ларингоспазм. Поэтому пульс определяют на плечевой или бедренной артерии.

2. Отметить время остановки сердца.

3. Провести комплекс реанимационных мероприятий. Он состоит из трех фаз, которые делятся, в свою очередь, на ступени (ABC-правило Софара).

Фаза 1. Элементарное поддержание жизни (экстренная ок- сигенация). Ступень A (Air ways) - восстановление и поддер­жание проходимости дыхательных путей:

А1. Уложить пострадавшего спиной на твердую поверх­ность. Позвать на помощь (рис. 80, а, б).

А2. Положить одну руку под его шею (валик под плечи), дру- гую руку - на лоб.


A3. Выполнить тройной прием: запрокинуть голову, вывести нижнюю челюсть вперед и кверху, открыть рот ребенку.

Запрокидывание головы производят для выпрямления дыха­тельных путей. При травме голову, шею и грудную клетку укла­дывают в одной плоскости с умеренным и осторожным отведени­ем головы кзади. Поворачивать ее набок, нагибать недопустимо.

Рис. 81. Обеспечение проходимости дыхательных путей: а - запрокидывание головы и выведение вперед нижней челюсти (корень языка отодвинут вперед), 6 - неправильная позиция ребенка (корень языка закрывает дыхательные пути)


 

Рис. 82. ИВЛ по способу «рот в рот (нос)» у детей до 1 года (а) и старше (б)



Выведение нижней челюсти выполняют с целью профилакти­ки западения корня языка. Корень языка при этом отодвигается впе­ред и освобождает просвет дыхательных путей (рис. 81, а, б). От­крыть рот ребенку иногда помогает зажатие пальцами его носа.

А4. Освободить верхние дыхательные пути от слизи, рвот­ных масс, крови. Для этого механически очищают рот и глотку влажной салфеткой, аспирируют содержимое полости рта и носо­глотки, при необходимости - удаляют инородное тело, иногда используя прием Хеймлиха (резкий толчок в эпигастральной об­ласти в направлении диафрагмы).

Ступень Б (Breathing) - экстренная искусственная венти­ляция легких (ИВЛ) и оксигенация. Для проведения ИВЛ по способу «рот в рот» или «рот в нос» необходимо:

Б.1. Сделать вдох и плотно прижать свой рот к открытому рту ребенка, зажав щекой его нос (в возрасте до 1 года - охватить рот и нос) (рис. 82, а, б).

Б.2. Резко вдохнуть воздух в дыхательные пути ребенка.

Б.З. Провести контроль эффективности ИВЛ. Дыхательные пути проходимы, если после искусственных пробных вдохов по­являются экскурсии грудной клетки.

Б.4. Повторять искусственные вдохи до появления само­стоятельного дыхания или прекращения реанимации (табл. 66).

ИВЛ может осуществляться с помощью вспомогательных средств: 1) ручная ИВЛ с помощью мешка Амбу и дыхательной маски (рис. 83). Она должна проводиться осторожно из-за опасности аспирации; 2) ИВЛ мешком Амбу через эндотрахеальную трубку. При этом способе ИВЛ защита от аспирации максимальна.

/

Рис. 83 ИВЛ с использованием маски и мешка Амбу


Возраст, критерии эффективности

ИВЛ методом 'фот в рот (нос)»

Закрытый массаж сердца

Частота дыхания в 1 мин Дыхатель­ный объем, ил Амплитуда смешения гру­дины Количество толчков в 1 мин
Новорожденные и дети грудного воз­раста 40-30 50-100 На 1,5- 2,5 см
Дети до 10-12 лет 25-20 100-^00 На 2,5-3 см 120-110
Дети старше 12 лет 20-16 400-1000 На 3-5 см 80-60
Критерии эффек­тивности

Расширение грудной клетки при вдувании воздуха и спадение при пассивном выдохе

Пульсация на сонной артерии при каждом надавливании на грудину, сужение зрачков, изменение цвета кожных по­кровов

 


 

Ступень С (Circulation) - восстановление кровообращения с помощью закрытого массажа сердца (ЗМС). Для проведения ЗМС необходимо:

С1. Уложить пострадавшего на твердую поверхность.

С2. Найти точку надавливания на грудину: у новорожденных и грудных детей она располагается на ширину пальца ниже меж­сосковой линии (рис. 84), в возрасте 1-7 лет - в области границы средней и нижней трети грудины, у детей старше 7 лет - на ши­рину двух пальцев выше мечевидного отростка.

СЗ. Расположить пальцы (или руки) на область надавливания. В зависимости от возраста удобны позиции (рис. 85): у новорож­денного - ладонной поверхностью большого пальца (или боль­ших пальцев обеих рук), охватывая грудную клетку остальными пальцами; в грудном возрасте - указательным и средним пальца­ми; в 1-7 лет - проксимальной частью кисти (не пальцами!); старше 7 лет - обеими руками, сложенными крест-накрест в виде «бабочки».

Позиция рук на мечевидном отростке недопустима из-за опасности травмирования левой доли печени.

Рис. 84. Точка надавливания на грудину у детей до 1 года

а, б-у новорожденного; б - в грудном возрасте; в - с 1 года до 7 лет; г - старше 7 лет


 

С4. Толчкообразно надавить на грудину, смещая ее по на правлению к позвоночнику и удерживая в этом положении 0,5 (искусственная систола). Затем быстро расслабить руки, не отры вая от грудины (искусственная диастола).

Рис. 86. Реанимация, проводимая двумя лицами: а - новорожденного; б - ребенка старшего возраста

Силу толчка соизмеряют с упругостью грудной клетки: не­достаточное давление на грудную клетку в фазу искусственной систолы не обеспечивает эффективного кровотока. Чрезмерно сильное давление может привести к травматическому поврежде­нию ребер, грудины и внутренних органов.

Амплитуда смещения и количество нажатий на грудину в зависимости от возраста представлены в табл. 66. Соотношение времени нажатия и интервала между нажатиями -1:1.

Закрытый массаж сердца чаще проводится вместе с искусст­венной вентиляцией легких. Соотношение между ИВЛ и ЗМС составляет 1:5 (если помощь оказывают двое) или 2:10 (3:15) - если реанимирующий один (рис. 86, а, б).

С5. Через 1 мин после начала реанимационных мероприятий провести контроль эффективности массажа сердца. Он эффекти­вен, если определяется пульсация на крупной артерии, сужива­ются зрачки, постепенно исчезает цианоз.

 

Препарат

Расчетная разовая доза

Ориентировочные разовые дозы в зависи­мости от возраста

Д°1 года 1-2 года 3-4 года 5-4 лет 7-9 лет 10-14 лег
Адрена­лина гид­рохлорид (эпинеф- рин, суп- раренин), 0,1% рас­твор - 1 мл (1 мг) Внутривенно 0,01 мг/кг (в дальнейшем для поддержа­ния гемодинамики через ин- фузатор - 0,05-0,1 мг/кг/'мин). Эндотрахеально - 0,05 мг/кг. Разводят 1 мл 0,1% раствора в 9 мл изотонического раствора натрия хлорида и вводят 0,1- 0,2 мл/кг (=0,01-0,02 мг/кг) внутривенно или 03-0,5 мл/кг (=0,03-0,05мг/кг) эндотрахе­ально 0,1 мл 0,15 мл 0,2- 0,35 мл 0,4- 0,5 мл 0,5- 0,6 мл 0,7 мл
Атропина сульфат, 0,1% рас­твор- 1 мл (0,5 мг)

См. адреналин (дозы, разведение такие же)

Натрия бикарбо­нат, 4% раствор

Внутривенно 4 мл/кг (под контролем КОС)

Альбумин человече­ский, 5% раствор 20% рас­твор

Внутривенно 10 мл/кг

Лидокаин, 2% и 10% растворы - 2 мл и 5 мл (100 мг) Внутривенно 1-2 мг/кг, 2% раствор (через инфузатор - 0,5-1,5 мг/кгч). Внутримы­шечно 3-6 мг/кг, 10% рас­твор 0,2- 0,5 мл 0,5- 0,7 мл 1- 1Д мл 1,5- 2 мл 2 мл 2 мл

 

 


 

Фаза 2. Дальнейшее поддержание жизни - восстановление самостоятельного кровообращения. ЗМС обеспечивает не бо­лее 30% нормального кровотока. Для восстановления самостоя­тельного кровообращения необходимо: 1) катетеризировать пе­риферическую вену без прерывания реанимационных мероприя­тий; 2) ввести в кровеносное русло лекарственные вещества, стимулирующие сердечную деятельность. Медикаментозная те­рапия зависит от причин остановки сердца. В ситуациях, когда


быстрое внутривенное введение адреналина, атропина, лидокаи- на не представляется возможным, препараты могут быть введены интратрахеально (в удвоенной дозировке) (табл. 67).

Катетеризация центральных вен и внутрисердечное введение лекарственных средств в первой фазе оживления противопока­заны из-за опасности возникновения пневмоторакса и необходи­мости временного прекращения массажа сердца. Кроме этого, внутрисердечное введение лекарственных средств во время реа­нимации, когда грудная клетка не вскрыта, не рекомендуется из- за опасности повреждения коронарных артерий.

Фаза 3. Мероприятия по длительному поддержанию жизни. С этой целью после восстановления самостоятельной сердечной деятельности показаны: продленная ИВЛ дыхатель­ным аппаратом (при полном восстановлении самостоятельного дыхания - ингаляции увлажненного кислорода), профилактика повторной фибрилляции желудочков сердца (лидокаин и другие препараты), сохранение жизнеспособности коры головного мозга (адекватное кровообращение, устранение отека мозга, седативная защита, ноотропные препараты, антагонисты кальция, купирова­ние судорог), улучшение реологических свойств крови, поддер­жание водно-электролитного обмена и КЩС. Интенсивная тера­пия постреанимационного периода проводится в условиях отде­ления интенсивной терапии и реанимации.

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ

Одним из критических нарушений сердечного ритма является фибрилляция желудочков. Причинами фибрилляции желудоч­ков сердца являются нарушения сердечного ритма, поражение электрическим током, утопление в пресной воде, катетеризация полостей сердца и др.

Признаками фибрилляции желудочков (даже без подтвер­ждения ЭКГ) служат отсутствие или выпадение пульса. При этом ритм, обеспечивающий эффективный сердечный выброс, редко восстанавливается самостоятельно. Основным методом лечения этого нарушения является электрическая дефибрилляция - на­несение электроимпульсного разряда большой мощности. Разряд восстанавливает сердечный ритм.

Контрольные вопросы

1. От каких условий зависит полноценное восстановление личности после реанимации? 2. Перечислите признаки клинической смерти. 3. Ка­кие причины могут вызвать нарушение проходимости дыхательных пу­тей? 4. Как восстановить проходимость дыхательных путей? 5.0пишите методику проведения ИВЛ способом «рот в рот» или «рот в нос». 6. Как проводят закрытый массаж сердца? 7. Назовите параметры и критерии эффективности сердечно-легочной реанимации. 8. Перечислите медика­ментозные средства, используемые при реанимации. Назовите особенно­сти их применения. 9. Опишите направления последующей интенсивной те­рапии. 10. С какой целью применяют электрическую дефибрилляцию?

 

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ

 

 

ОСТРЫЙ СТЕНОЗИРУЮЩИЙ ЛАРИНГИТ

Тактика оказания помощи:

• восстановить свободную проходимость дыхательных пу­тей. Лечение направить на ликвидацию отека и воспалительного процесса, снятие спазма мышц гортани, разжижение и удаление секрета из дыхательных путей. Объем помощи определяется сте­пенью стеноза и продолжительностью дыхательной недостаточ­ности;

• экстренно госпитализировать ребенка в сопровождении медицинского работника в специализированное отделение дет­ской инфекционной или соматической больницы. Детей с 1-2-й степенью стеноза транспортировать в положении сидя, с 3-4-й степенью - придать возвышенное положение верхней части ту­ловища с обязательной оксигенотерапией через лицевую маску или интубационную трубку;

• проводить этиотропную терапию;

• контролировать общее состояние ребенка, функцию внешнего дыхания, цвет кожных покровов (выявлять цианоз).

Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства: для ингаляций - раствор адреналина, минеральная вода, 2% раствор натрия бикарбоната, протеолитические ферменты, травы, отхар­кивающие средства; для ингаляций и парентерального введения - спазмолитики, кортикостероиды, антигистаминные, седативные средства, иногда антибиотики и др.; 2) оснащение для выполне­ния инъекций и парентеральных инфузий; 3) теплое питье; 4) ос­нащение для отвлекающей терапии; 5) ингалятор; 6) набор для санации дыхательных путей; 7) система подачи кислорода; 8) на­бор для интубации трахеи (трахеотомии).

Доврачебная медицинская помощь. 1. При стенозе 1-й степени необходимо создать спокойную обстановку. Предло­жить матери взять грудного ребенка на руки, в более старшем возрасте — придать возвышенное положение голове и верхней части туловища ребенка. Психологически поддержать мать.

2. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечив свободные дыхательные экскурсии грудной клетки.

3. Проветрить помещение. Это особенно важно в условиях развивающейся кислородной недостаточности.

4. Увлажнить вдыхаемый воздух (парами горячего душа, развешиванием влажной простыни, распылением изотонического раствора натрия хлорида). Повышенная влажность уменьшает сухость слизистой оболочки дыхательных путей.

5. Для разжижения и удаления мокроты предложить теплое щелочное питье (молоко с раствором натрия бикарбоната, ми­неральной воды «Боржоми»). Пить рекомендуется часто, дроб­ными порциями.

6. Провести паровые ингаляции теплого влажного воздуха с 2% раствором натрия бикарбоната (настоем ромашки, шалфея, мать-и-мачехи, календулы, чабреца, термопсиса, эвкалипта, с бальзамом «Звезда», над парами горячего картофеля).

7. При отсутствии лихорадки и симптомов сердечно­сосудистой недостаточности показана отвлекающая терапия: горячие ножные ванны (температура воды 38-39 °С), при отсут­ствии аллергической реакции - горчичники на верхнюю часть грудной клетки и к икроножным мышцам, а также грелка к но­гам, озокеритовые «сапожки», облучение кварцевой лампой по­дошвенных поверхностей стоп в субэритемных дозах. Можно ре­комендовать выполнить (в присутствии врача) теплую ванну с постепенным повышением температуры воды от 37 °С до 40 °С до появления гиперемии нижней половины тела. Длительность процедуры - 5-10 мин. Рефлекторная терапия способствует отто­ку крови к нижней половине туловища, снижению отека подсвязочного пространства, уменьшению экссудата.

8. Для улучшения носового дыхания ввести в полость носа сосудосуживающие средства.

9. Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания врачебной неотложной помощи (табл. 68).

Выполнение назначений врача. 10. При стенозе 2-3-й сте­пени увлажняют вдыхаемый воздух и проводят ингаляции рас­твора адреналина (эпинефрина). Он оказывает быстрый эффект, но только временно уменьшает отек слизистой оболочки. Пока­зана оксигенотерапия. Назначаются спазмолитики, кортикостероиды (по возможности местно в виде дозированного аэрозо ля), иногда седативные и антигистаминные средства. Напри­мер, в ингаляциях используют сальбутамол или беротек (2 вдо­ха). При отсутствии улучшения состояния и выраженных при­знаках гипоксии (3—4-я степень) необходима немедленная ин­тубация трахеи (выполняет врач), в редких случаях проводится трахеотомия.

Дальнейшие мероприятия (после госпитализации). 11. При 1-2-й степени стеноза ребенка помещают в отдельную палату, обеспечив психический и физический покой, полноценный про­лонгированный сон, доступ свежего прохладного воздуха, инди­видуальный уход, при бодрствовании организовывают отвле­кающий досуг. Лечение 3-4-й степени стеноза проводят в усло­виях отделения интенсивной терапии.

12. В зависимости от формы острого стенозирующего ларин­гита (отечная, инфильтративная, обтурационная) назначают ле­карственные средства, инфузионную терапию и определяют ме­тод поддержания свободной проходимости дыхательных путей (аэрозольтерапия, прямая ларингоскопия и продленная интуба­ция трахеи).

После санации дыхательных путей ребенка помещают под тент или в кислородную палатку. В ограниченном объеме возду­ха создается микроклимат с повышенной влажностью и концен­трацией кислорода, различных лекарственных веществ. Под тент (в палатку) подаются: а) аэрозоли со щелочами, минеральной во­дой, протеолитическими ферментами, кортикостероидными гор­монами, спазмолитическими и антигистаминными средствами, антибиотиками при помощи ультразвукового или обычного рас­пылителя; б) увлажненная гелиокислородная смесь; в) парокислородные смеси с настоями трав. Длительность парокислород- ных ингаляций не должна превышать 5-10 мин. Температура ин­галяции +40-45 °С. Рекомендуется чередовать виды ингаляций.

При стенозе 3-4-й степени обеспечивают стабильный доступ к венозному руслу, проводят ингаляции адреналина, применяют секретолитики (бромгексин, амброксол, ацетилцистеин), обес­печивают тщательную санацию дыхательных путей интубиро- ванного ребенка.

Лечение стеноза должно быть направлено на ликвидацию причины неотложного состояния. Антибиотики используются только при подозрении на бактериальную инфекцию, прогресси­рующем течении (4-я степень) или бактериальных осложнениях.

Контрольные вопросы

1. Перечислите причины возникновения острого стеноза гортани. 2. Опишите его клинические проявления. 3. Какова должна быть тактика в случае возникновения стеноза гортани? 4. Почему дети подлежат обя­зательной госпитализации? 5. Как их транспортируют? 6. Опишите не­отложную помощь при стенозе 1-й (2-й, 3-й) степени на дому, при транспортировке ребенка в стационар и в отделении. 7. Перечислите ос­новные препараты, используемые для оказания неотложной помощи. Назовите особенности их применения.



Препарат

Расчетная разо­вая доза

Ориентировочные разовые дозы в зависимости от возраста

До 1 года 1-2 года года 5-6 лет 7-9 лет 10-14 лет
Адреналина гид­рохлорид 0,1% раствор -1 мл

Разводят изотоническим раствором натрия хлорида в соот­ношении 1:7 и распыляют 2-4 мл в течение 15 мин из струйного аэрозольного ингалятора или в течение 3-4 мин из ультразвукового ингалятора. В начале лечения использу­ется многократно, каждые 30-60 мин

Сальбутамол, аэ­розоль (100 мкг)

2 вдоха или 2,5 мг в растворе через небулайзер в течение 10-15 мин

Эфедрина гидро­хлорид, 5% рас­твор -1 мл Подкожно, внутримы­шечно 1 мг/кг 0,1 мл 0,2 МЛ 0,3 МЛ 0,5 мл 0,5- 0,7 мл 0,7- 1 мл
Папаверина гид­рохлорид, 2% рас­твор - 2 мл Внутримы­шечно 0,2- 0,3 мг/кг Не пока­зан 0,1- 0,3 МЛ 0,3- 0,4 МЛ 0,4- 0,5 мл 0,6- 0,7 мл 0,8- 1 мл
Преднизолон, рас­твор - 1 мл (30 мг) Будесонид, в аэрозоле Внутривенно, внутримы­шечно 1- 2 мг/кг  (3- 5 мг/кг) 1-2 вдоха 10- 15 мг 15- го мг 25- 30 мг 35- 40 мг 45- 50 мг 50- 70 мг
Диазепам, 0,5% раствор - 2 мл Внутривенно, внутримы­шечно, рек- тально 0,2- 0,3 мг/кг, но не более 10 мг на введение 0,5- 1 мл 1- 2 мл 1- 2 мл 1- 2 мл 1- 2 мл 1- 2 мл
Супрастан, 2% раствор - 1 мл Внутривенно, внутримы­шечно 0,1 мл на 1 год жизни 0,05- 0,1 мл 0,2 МЛ 1,5- 2 мл 2- 2,5 мл 3- 4 мл 4- 5 мл

 

 


ЛАРИНГОСПАЗМ

Тактика оказания помощи:

• снять ларингоспазм рефлекторным воздействием или с помощью лекарственных средств;

• успешно оказанная помощь позволяет оставить ребенка дома.

Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства: каль­ция хлорид (кальция глюконат), седуксен; 2) оснащение для выпол­нения инъекций; 3) вода, шпатель (чайная ложка, ватная турунда).

Доврачебная медицинская помощь. 1. Расстегнуть стес­няющую одежду.

2. Обеспечить доступ свежего воздуха.

3. Создать спокойную обстановку. Незначительные раздра­жители способны спровоцировать повторный приступ.

4. Для рефлекторного снятия ларингоспазма опрыснуть ли­цо и тело ребенка водой, вызвать рвотный рефлекс, надавив шпа­телем (чайной ложкой) на корень языка, или рефлекторное чиха­ние, раздражая ватной турундой нижнюю носовую раковину, поднести к носу нашатырный спирт.

5. Приготовить, лекарственные средства и другое оснащение для оказания при необходимости врачебной неотложной помощи (табл. 69).

Таблица 69. Дозы лекарственных препаратов, используемых для оказания неотложной помощи

Препарат

Расчетная разовая доза

Ориентировочные разовые дозы в зависимости от возраста

До 1 года 1-2 года 3-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-14 лет
Кальция хлорид (глюконат), 10% раствор - 10 мл Внутривенно 0,5 мл (1 мл) на 1 год жизни 0,5-1 мл 1-1,5 МЛ 2-2,5 мл 3-3,5 мл 4-4,5 мл 5 мл
Диазепам, 0,5% раствор -2 мл Внутривенно, внутримышечно 0,1 мл/год жизни или 0,2-0,Змг/кг (не более 10 мг на введение) 0,5-1 мл 1-2 мл 1-2 мл 1-2 мл 1-2 мл 1-2 мл

 

Выполнение назначений врача. 6. В случае отсутствия эф­фекта от рефлекторного воздействия ввести внутривенно 10% раствор кальция хлорида или кальция глюконата, внутримышеч­но 0,5% раствор седуксена.

 

7. При остановке дыхания (сердца) провести элементарную легочно-сердечную реанимацию.

8. После купирования приступа давать раствор кальция хло­рида внутрь. Для профилактики гипокальциемии рекомендовать грудное вскармливание.

Контрольные вопросы

1. Перечислите причины возникновения ларингоспазма. 2. Опишите его клинические проявления. 3. Какова должна быть тактика в случае возникновения ларингоспазма? 4. Подлежит ли ребенок с ларингоспаз- мом обязательной госпитализации? 5. Какую неотложную помощь сле­дует ему оказать? 6. Перечислите препараты, используемые для оказа­ния неотложной помощи. Дайте им краткую характеристику. 7. Назовите особенности применения препаратов.

 

ЛИХОРАДКА

Тактика оказания помощи:

• выяснить причину возникновения лихорадки, направить ле­чение на ее устранение;

• определить необходимость проведения жаропонижаю­щей терапии и активного физического охлаждения. Лечение начинать при температуре 39 °С и выше у детей раннего возрас­та, а также при наличии отягощенного анамнеза (фебрильные су­дороги, сопутствующие заболевания сердца, легких, ЦНС) при температуре 38 "С. Физическое воздействие без предварительной жаропонижающей терапии, когда заблокирована теплоотдача, усугубляет состояние ребенка;

• определить тип лихорадки («розовая», «белая»). Для этого оценить окраску кожи, температуру конечностей, поведение ре­бенка, соответствие дыхания и пульса температуре тела;

• в случае «белой» лихорадки осуществить мероприятия по ее переводу в прогностически благоприятную «розовую» лихорадку;

• определить необходимость госпитализации. Госпитализа­ция и дальнейшая терапия зависят от причины лихорадки и тяже­сти состояния ребенка;

• лечение проводить по принципу нарастающей интенсивно­сти. Начинать лечение можно с отдельных препаратов, при без­успешном применении их введение повторяют или дают в раз­личных комбинациях;

• контролировать частоту дыхания, пульса, температуру тела каждые 15-30 мин. Снижение температуры тела проводить до 38,5 °С.

Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства (жа­ропонижающие, сосудорасширяющие средства, нейролептики, растворы для инфузионной терапии); 2) оснащение для выполне­ния инъекций и внутривенных инфузий; 3) оснащение для физи­ческого охлаждения: спирт этиловый 70% (раствор уксуса), вода, стакан; емкость с охлажденной водой, губка, бутылочки, пеленки (1-2 шт.); вентилятор; набор для охлаждающей ванны; 4) жид­кость для питья.

Доврачебная медицинская помощь. 1. Поместить ребенка в хорошо проветренное помещение, обеспечить постоянное посту­пление свежего прохладного воздуха.

2. Надеть облегченную одежду (руки и ноги держать в тепле).

3. Уложить в постель.

4. Напоить сладким чаем, фруктово-ягодным соком, морсом. Жидкость способствует потоотделению, препятствует сгущению крови. Давать ее часто, в небольшом количестве.

5. Кормить малыми порциями, часто, с учетом аппетита Пища должна быть химически, механически и термически ща­дящей.

6. Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания (при необходимости) врачебной неотложной помо­щи (табл. 48).

Выполнение назначений врача.

7. По показаниям дать внутрь жаропонижающее средство: парацетамол (эффералган, панадол, тайленол, сахол, калпол и др.), свечи «Цефекон», стар­шим детям ацетилсалициловую кислоту (аспирин «Упса», «Парацет», «Панадеин», «Солпадеин», «Колдрекс», «Темперал»), бруфен. При подозрении на вирусную инфекцию ацетилсалици­ловую кислоту запрещено давать ребенку до 15 лет из-за опасности развития осложнений (синдром Рея). В случае сосудистого спазма назначают сосудорасширяющее средство (папаверин или никотино­вую кислоту, но-шггу, дибазол), менее эффективно - растирание кожных покровов до покраснения спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором уксуса (1 столовая ложка на 1 стакан воды).

Если в течение 30 мин температура тела не снижается, жа­ропонижающее средство следует ввести внутримышечно в сочета­нии с антигистаминным и сосудорасширяющим препаратом (на­пример, растворы пиполъфена, папаверина, иногда анальгина). При неэффективности проводимых мероприятий показаны нейролепти­ки (седуксен, ГОМК). Они увеличивают не только отдачу тепла, но и угнетают его образование, обладают успокаивающим действием.


Препарат

Расчетная

Ориентировочные разовые дозы в зависимости от возраста

разовая доза До 1 года 1-2 года 3-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-14 лет
Парацетамол, порошок, таб­летки (0,2 г) Внутрь 1- 5 мг/кг 0,025- 0,05 г 0,1 Г 0,15 г 0,15 г 0,2 г 0,25 г
Ацетилсали­циловая ки­слота, таблет­ки (0,25 г, 0,5 г) Внутрь 5- 15 мг/кг       0,25 г 0,3 г 0,5 г
Бруфен, таб­летки (0,2 г), сироп Внутрь 5- 10 мг/кг         0,1- 0,2 г 0,2 г
Анальгин, 50% раствор - 1 мл Внутривенно, внутримышеч­но 0,1 мл на 1 год жизни 0,1 мл 0,2 мл 0,3- 0,4 мл 0,5- 0,6 мл 0,7- 0,8 мл 1 мл
Дибазол, по­рошок, таб­летки (0,02 г) Внутрь 1 мг на 1 год жизни 0,001 г 0,002 г 0,004 г 0,005 г 0,006 г 0,008 г
Папаверина гидрохлорид, таблетки (0,01 г, 0,04 г), 2% раствор - 2 мл Внутрь 1 мг/кг Внутримы­шечно 0,2- 0,3 мг/кг - 0,1- 0,3 мл 0,3- 0,4 мл 0,4- 0,5 мл 0,6- 0,7 мл 0,06 г 0,8- 1 мл
Пипольфен (дипразин), 2,5% раствор - 1 мл Внутривенно, внутримы­шечно 0,1 мл на 1 год жизни 0,01- мл/кг 0,2- мл 0,2- 0,4 мл 0,5- 0,6 мл 0,7- 0,9 мл 1 мл
Седуксен, 0,5% раствор - 2 мл Натрия окси- бутират, 20% раствор — 10 мл

См. судорожный синдром

8. Провести физическое охлаждение, учитывая сосудистую реакцию. При расширенных периферических сосудах для увели­чения отдачи тепла рекомендуется раскрыть ребенка,

9. направить струю воздуха от вентилятора, приложить холодный компресс (мешочек со льдом, бутылочку с холодной водой, завернутую в пеленку) на область проекции магистральных сосудов (шею, подмышечную впадину, паховый сгиб), обтереть кожные покро­вы губкой, смоченной водой с температурой 30-32 °С, в течение 5 мин (обтирание водой с температурой 20-25 °С не увеличивает теплоотдачу). Повторяют процедуру 4-5 раз каждые 30 мин.

Среди методов активного физического охлаждения можно использовать холодные обертывания и охлаждающие ванны. Для выполнения холодного обертывания смачивают пеленку (про­стынку) охлажденной водой и заворачивают в нее ребенка. При температуре тела 41 °С и у детей, склонных к судорогам, приме­няют (под наблюдением врача) охлаждающую ванну - погружа­ют ребенка в воду с температурой на 1 °С ниже, чем температура тела, постепенно снижая ее до 37 °С. Продолжительность ванны - 10 мин. Для усиления теплоотдачи в ванну можно добавить 1 столовую ложку валерианы.

10. Обеспечить венозный доступ для инфузионной терапии. Она проводится с целью улучшения периферической микроцир­куляции и увеличения теплоотдачи.

11. Целенаправленно лечить основное заболевание. Жаропо­нижающая терапия должна сочетаться с этиотропной (противо­воспалительной, противоаллергической и др.) (табл. 70).

Контрольные вопросы

1. Перечислите причины возникновения лихорадки. 2. Какие виды лихорадки выделяют? Опишите ее клинические проявления. 3. Какова тактика оказания помощи? 4. Кто из детей с лихорадкой подлежит гос­питализации? 5. Кому из детей с лихорадкой показана жаропонижающая терапия? 6. Перечислите препараты, используемые для оказания неот­ложной помощи, дайте им краткую характеристику. 7. Назовите особен­ности применения жаропонижающих средств в зависимости от возраста ребенка. 8. Почему активное физическое охлаждение должно прово­диться на фоне жаропонижающей терапии? 9. Перечислите методы фи­зического охлаждения. В каких ситуациях они применяются? 10. До ка­ких значений рекомендуется снижать температуру тела при лихорадке? Почему? 11. Опишите неотложную помощь ребенку грудного возраста с температурой тела 40 °С.

 

 

                                                                                    

 

 

СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ

Тактика оказания помощи:

• обеспечить свободную проходимость дыхательных путей;

• выяснить причину судорог и назначить лечение для ее уст­ранения;

• определить, имеется ли нарушение сознания после оконча­ния приступа. Неблагоприятно сохранение утраты сознания, по­явление парезов и параличей;

• после оказания неотложной помощи госпитализировать ребенка с судорогами неясного генеза и возникшими на фоне инфекционного заболевания. В случае отсутствия сознания транспортировать ребенка с продолжением реанимационных ме­роприятий в отделение интенсивной терапии и реанимации.

Оснащение рабочего места: 1) лекарственные средства (про- тивосудорожные средства, диуретики, 10% раствор кальция глю- коната, 10% раствор глюкозы, жаропонижающие средства и др.); 2) оснащение для выполнения инъекций; 3) шпатель (ложка), бинт, роторасширитель, языкодержатель; 4) электроотсос (инди­видуальные отсасыватели); 5) система обеспечения подачи ки­слорода.

Доврачебная медицинская помощь. 1. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность.

2. Очистить полость рта от содержимого, повернуть голову набок для предупреждения аспирации слизи и рвотных масс.

3. Расстегнуть стесняющую одежду.

4. Обеспечить доступ свежего воздуха, по возможности по­дачу кислорода.

5. Защитить от механических травм. Для этого между ко­ренными зубами до приступа заложить узел салфетки (полотен­ца) или ввести шпатель (ложку), обернутый толстым слоем бин­та, во избежание прикуса языка, положить голову на мягкую по­верхность, голову и туловище - придерживать, убрать предметы, способные создать условия для дополнительной травмы. Устра­нить возможные световые, звуковые, механические и другие раз­дражители.

6. Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания (при необходимости) врачебной неотложной помо­щи (табл. 71).

Выполнение назначений врача. 7. Показана этиотропная,терапия: при гипокальциемии вводят 10



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.