|
|||
Греция. Ордерная системаГреция Троянские войны – XII в. До н.э. А Гомер – 8 – 9 в. Его творчество считается началом Античности. Кем же был Гомер? Он был аэдом - это странствующий певец, сказИтель с маленькой арфой. Аэдов было много, но само время выделило его т.к. он первый оформил античную мифологию как систему. НО! Он это не записывал! А записали это в 6 в. до н.э. Античность складывается на рубеже 6 – 7 в. до н.э. Дошедшие до нас рассуждения о минотавре, Тесее, Европе – это то, что о Крите говорили Греки, а критяне могли об этом и не знать. Это античная мифология! Истоки греческой культуры – мифологические. Настоящие греки – те, кто участвует в Олимпийских играх. Основал их Геракл в VIII в. До н.э. Это начало Древней Греции. Включала в себя: 1) Малоазийская Греция – Турция, 2) Аттика, Пелопонес, Лакония – современная Греция, 3) балканская Греция. Между ними общий бассейн Эгейского моря, между всеми полисами – постоянные войны. У них нет общих границ, только Эгейский бассейн, который является общим. Между ними постоянные войны. И при этом им удалось создать общую культуру! 1. Они создали олимпийские игры. На время игр все войны прекращались, потому что игры важней. Кто мог участвовать? Только эфебы – это те, кто окончил гимназию, состоящую из четырех ступеней (лет) и победители других олимпиад. Гимназии были в каждом полисе т.е. городе. Игры – это смотр сил страны, смотр будущего страны. Победитель получал бессмертие через скульптуру. Поэтому у них были исключительно скульптуры богов и победителей игр. Существовали еще Пифийские игры, раз в три года, им покровительствовал Апполон. В них могли участвовать после 3 лет обучения и гетеры (кто закончил школу гетер. Эллины – те кто участвует в олимпийских играх. Остальные варвары. Полис – это центральный город, где есть школа эфебов и агора – это народное собрание. 2. Создан художественный союз. В него принимали лучших. У мастеров не должно было быть семьи – это отвлекает тех, кто творить вечность будет… не должно быть дома – чтобы не болели за свой полис. И не должно быть денег и имущества. Мастеров, кто не задействован работой, примерно 5 – 7 человек, вызывали и говорили: на этом месте к следующим играм должна стоять скульптура победителя такого-то. Каждому давали одинаковое количество материалов и денег, и они уходили, договорившись встретиться в определенное время с макетами свих работ. Они могли ехать работать куда угодно, но в назначенный час встречались и вешали таблички себе на шеи, на которых писали: «1 место – я, а 2 – место …» и вписывали того, кто после них… так выбиралась лучшая модель, а стальные тут же разбивались в пыль. 3. Пиры – это ритуальные диалоги о главном. Их устраивали только эфебы т.е. те кто кончил гимназию, каждый выпускник получал пиршественный набор и обязан был устраивать пиры. Они выматывали! На них запрещалось говорить о политике, семье, доме, деньгах, о вере, сплетничать. А о чем говорить? Приходилась разговаривать об росписи ваз, упражняясь в философии. Надо было порассуждать, какой спорт изображен, кто и в какой год там победителем был, а еще и процитировать Гомера, или кого-то другого вспомнить, или свои стихи на эту тему прочесть (вазопись как предмет экспорта стала использоваться, когда распался пир). Греция не знала прозы, у них диалоги. 4. Политика – ораторское искусство. Отсутствие разветвленной жреческой корпорации из-за выборности магистратов, развитие грамотности из-за участия в политической жизни (голосования, самостоятельное принятие решений, чтение и компетентное суждение о государственных документах). Нельзя сказать, что греческая природа была щедра. Для того, чтобы ее возделать, нужна была смекалка и труд, чтобы достать спрятанные в недрах ископаемые – проявить упорство и смекалку. Море – не только источник удовольствия и рыбы, но и способ сообщения. Для того, чтобы его освоить, нужна была смекалка и специальные знания. Уравновешенное сочетание разных типов ландшафта = эстетизм греч культуры. В древнегреческой культуре основа – человек. Именно он является центром Вселенной. Религия складывается еще в архаический период. Мифология = отправная точка разработки художественных типов сильных людей, выступавших против природы и богов. Понимание богов как красивых людей = скульптурный образ героизированного гражданина. Прекрасное божество живет в прекрасном жилище (храмовое здание). Боги могучие, но не всемогущие, подчиняются высшей силе. Непременная часть почитания – шествие (сопровождалось состязаниями атлетов) со статуей главного божества, в конце пир. Цель пира – победить в себе Кентавра (животный инстинкт). Женщины в Древней Греции: 1) матрона, курительница очага (при разводе гасит его и сыпет пепел от печи до порога) 2) гетеры – спец школы, которых существовало 3 – 4 на всю Грецию, попасть туда было трудно, учились танцам, игре на музыкальных инструментах, стихосложению, философии. Могли участвовать в пифийских играх. С V в до н.э. празднество – как смотр сил страны. Религиозные основы греческого мира стушевываются, на первый план выходят идеологические и социально-политические (то есть, не то, что «мы все одной веры», но «мы все одной культуры и политической организации»). Олимпийские игры (в честь Зевса) со временем атлеты из сопровождения праздничных шествий стали их центром. Победители получали главную награду – статуи =путь в бессмертие. Статуи: сначала были по сути колонны, потом появляется так называемый «хиазм» – одна нога согнута (потенциальное движение и потенциальный покой). В Пифийских играх – не атлеты, а музыкальные состязания. В Афинах во время празднества возрастает роль театральных представлений. В архаический период представления давались в разных местах, но с V в до н.э. появляется специальное место – у подножия холма, склоны кот обрабатывались в виде ступеней. Само действие – на утрамбованной площадке, впоследствии выложенной мрамором (орхестра). На орхестре выступали актеры и хор, за ними – палатка, где они переодевались (палатка называлась скена). Впоследствии она увеличилась и на ее стене стали рисовать декорации (дворец, храм, стены). Сначала действие развивалось как диалог актера и хора, в V в до н.э. вводят еще актеров, действие усложняется. Актеры выступали в масках, которые закрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали разных людей и разные качества, но исключали мимику, что компенсировалось выразительными телодвижениями актеров. Боги изображались крупнее обычных людей, для чего использовали специальную обувь с проставками и подкладки под одежду (это было важно, учитывая размеры театров). Использовали приспособления (платформа, чтобы показать действие внутри помещения, парящие боги, шумовые эффекты). Театр вмещал все население города (театр Диониса в Афинах – 17 тысяч мест, театр в Эфесе до 60 тысяч). В Афинах специальный фонд – Театральные деньги для раздачи бедным гражданам, чтобы выкупить билет. Этот фонд не трогали даже в тяжелых случаях, во время стихийных и военных бедствий. Повышенное внимание к театру = к драматургии = расцвет литературы (Эсхил, Софокл, Аристофан). Эсхил – «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестейя» (о преступлениях аргосских царей). Для Эсхила неприемлема тирания Зевса, а свободная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисе. Софокл «Царь Эдип», «Антигона» – человек – марионетка в руках богов или творец своей судьбы? Аристофан «Лисистрата». Антивоенное эротическое произведение (20 лет войн Афин и Спарты + предостережение от взаимоистребления на фоне внешней угрозы, что сбылось, + политика = очистить шерсть от негодяев и прясть чистую единую ткань общества + вопрос о провинциях = объединение земель) + женский голос = общие ценности (любовь). Вообще – пошлая комедия в духе сельских карнавалов (древняя комедия). Похоже на КВН. Проза – речи афинских ораторов (Исократ, Демосфен), философские речи – Платон, Аристотель. Архитектура. Концепция регулярного города (по плану, «гипподамов город»): выделение городского центра со зданиями общественного назначения (храмы, помещения для должностных лиц, портики для прогулок), торговой площади «агоры» (иногда она совпадала с городским центром), если город на берегу, то берег – верфи, доки, склады. Предусматривались в качестве обязательных частей театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, откуда по трубам разводилась в разные концы по колодцам, из которых жители могли ее набирать. Канализация для удаления нечистот за пределы города. Эти принципы – только в новых или перестроенных городах. Древние города – скученные частные жилища, разбросанные среди них храмы. Но! Архитектурно украшается акрополь, места народных собраний, на окраину города удаляются вредные производства (керамические и кожевенные). С V – IV в до н.э. – крепостные укрепления, которые вносят элемент регулярности. Парадным и религиозным центром города был Акрополь (храм покровителя города). Ордерная система В завис от количества колонн храмы делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед глав входом), простиль (4 колонны), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед входом и такой же с противоположной стороны), периптер (колонны окружали храм со всех сторон) и двойной периптер (портик вокруг всего храма поддерживался двумя рядами колонн). В храме – главный зал (статуя божества) и второе помещение (утварь и городские сокровища). Парфенон в Афинах, храм Зевса в Олимпии и пр. Показатель зрелости – строительство ансамблями.
|
|||
|