![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Возрастной период: 12-16 лет. Возрастные особенности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Возрастной период: 12-16 лет Возрастные особенности · «наблюдатели» по жизни · Желание власти и внимания · индивидуальные причины: чувство брезгливости, плохо себя чувствует, не обучен самостоятельности · постоянное беспокойство, трудности в концентрации на чём-либо, мышечное напряжение в области лица, шеи; раздражительность. · Проверка окружающих (взрослых) «на прочность» · развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний · самоутверждение · Самоутверждение за счёт жертвы · специфические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.) · стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, занять высокий уровень в иерархии коллектива; защита и месть; обида
Прогнозируемые ситуации: · агрессивное поведение -намеренное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда. · воровство · замкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя · конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых · одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе · отказ в чём -либо участвовать · отказ дежурить в столовой · отпускают «сальные» шутки · отрицательный лидер · отряд проиграл · подросток/ ребёнок обманывает · тревожность- эмоциональное состояние, комбинация некоторых эмоций (страх в том числе), социальное проявление тревожности-застенчивость. · явление «буллинг»-агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения других детей в присутствии наблюдателей.
Варианты решения · индивидуальные беседы о том, как избавиться от этих проблем или как их сгладить. В коллективной беседе находить у подростка лучшие качества и подчёркивать их. · стремиться понять их, разобраться в мотивах поведения, сотрудничать. Учитывать их мнение, предоставлять как можно больше подконтрольной самостоятельности · тактично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбы и любви · ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении: 1. факт: «Сейчас ты переступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно» 2.констатирующий вопрос: «Ты злишься?» 3.раскрытие мотивов: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?» 4. «Я-сообщение» «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне!» или «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» 5.апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило...», «У нас не принято кричать на людей» Незначительную агрессию-сначала просто игнорировать, потом выразить понимание чувств подростка «Я понимаю, что тебе обидно», переключение внимания или предложение какого-либо задания. Позитивно обозначить поведение «Ты злишься потому, что устал...». если есть физическая угроза-примите срочные меры- если можете справиться сами, то «возьмите подростка в руки», в том числе и буквально, прижав его руки своими руками; скажите уверенным тоном: «Успокойся, возьми себя в руки!», уведите его с того мета, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. После того, как подросток успокоится, обсудите случившееся (лучше наедине).Обсуждать только его поведение «здесь и сейчас», без моральной оценки, оценить негативные последствия самого поведения, он вредит таким поведением не столько окружающим-сколько самому себе (приёмы обратной связи). · Можно использовать следующие элементы в работе: 1.не заставляйте участвовать в состязаниях и каких-либо видах работ, учитывающих скорость; 2.не сравнивайте с окружающими; 3.чаще используйте телесный контакт; 4.способствуйте повышению самооценки-хвалите даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других подростков, но так, чтобы он знал за что; 5. чаще называйте по имени; 6.меньше замечаний в его адрес; 7.наказание в самых крайних случаях; 8.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ему. 9. игры: «Комплименты», «Я дарю тебе...» · выяснить причину. Предложить другую работу, напомнить, что весь отряд несёт ответственность , чтобы накормить всех и не стоит подводить ребят из отряда. Они этого не поймут и могут обидеться. · Заметив явление буллинга -главное не заострять на этом внимание, не выносить на всеобщее обсуждение, потому что жертвы могут замкнуться, а инициаторы ещё с большей агрессией продолжат свою атаку. В основу воспитания должно входить развитие креативного мышления (способности к умственным преобразованиям и творчеству, отказа от стереотипов, создание чего-либо, не существовавшее прежде) и эмпатии (сопереживания). · подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других. · создать условия для успеха и организовать формы взаимодействия детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Опираться на сиюминутные проблемы и использовать их для привлечения ребят к делу. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Позвольте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными. · спокойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация повторится. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|