Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные этапы и сферы социализации



Основные этапы и сферы социализации

Социализация может быть

-по возрастам (психологическая,  например, от 0-3, от 3-7, от 7-12 и т.д.)

-по видам  деятельности (школа. ВУЗ. предприятие)

-по сферам общества (экономическая, политическая, духовная. социальная)

- по агентам социализации

Социализация продолжается всю жизнь

Ребёнок вступает в мир сначала как индивид, но он уже обладает определенными психологическими качествами, которые отличают его от других. (Например, темперамент).

Первичной социальной группой,в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы  личности человека. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве основные образцы поведения.

Важность социализации ребёнка в семье состоит в том, что:

1. в детстве примерно на 70% формируется человеческая личность. Если социализация в семье происходит плохо, человек может так и не стать полноценной личностью;

2. ранняя детская социализация не похожа на обучение в школе или институте. Обучение знаниям или профессии и обучение жизни — вещи разные. Школа не может научить девочку или мальчика быть хорошей домохозяйкой или заботливым отцом, тактичным или весёлым человеком. В семье и малых группах обучаются не только знанию и правилам поведения, но формируется эмоциональный мир ребенка, закладываются его основные ценности. Вот почему о социализации нужно говорить скорее как об «освоении», а не просто «обучении». Социализация включает в себя обучение как одну из частей. Главным способом семейной социализации является восприятие и копирование детьми ролей и моделей поведения взрослых членов семьи.

Наряду с семьёй для социализации существенную роль играет формирование личности в других социальных группах и сферах социализации.

Для социализации в детском возрасте наиболее важны малые первичные группы. В них человек осваивает различные социальные роли. В них происходит формирование Я человека.

Как это происходит? Психологи и социологи установили, что каждый человек формирует свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Без общения с другими людьми невозможно по настоящему осознать свое Я. Ребёнок смотрит как в зеркало на реакции других и через это формирует свое Я. (Это теория «зеркального Я» американского социолога Чарльза Кули.)

В связи с этим можно сказать и про концепцию «значимого  другого». «Значимый другой» — это такая личность, одобрения которой человек, например ребёнок, добивается  и чьи оценки он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на формирование собственного Я при социализации. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, более взрослые участники  игр  ребёнка. Он стремится перенять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого  другого».

В результате социализации человек приспосабливается к окружающей его социальной среде, осваивает принятые в обществе правила и нормы поведения. Это приспособление называется социальной адаптацией. Выделяют активный и пассивный типы социальной адаптации. Активный характеризуется воздействием человека на социальную среду, пассивный — принятием существующих ценностей окружения без существенных изменений. Социальная адаптация особенно важна в детском и юношеском возрасте — на этапах первоначальной социализации.

Процесс социализации не заканчивается в юности. Он проходит стадии, которые охватывают все основные жизненные этапы. Это детство, юность, зрелость и старость. Поэтому помимо первоначальной социализации и социальной адаптации выделяют также зрелую социализацию.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.