|
|||
Вопросы для самостоятельной работы студентовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема:Философия Нового времени Контрольные вопросы к теме
1. Какую основную проблему выдвинула философия Нового времени? 2. В чем заключается сущность эмпиризма и кто его представители? 3. Что такое сенсуализм и кем он представлен в философии Нового времени? 4. Каков основной тезис рационализма? 5. В чем состоит рационалистический метод Р. Декарта? 6. Что такое пантеизм и как он обоснован в учении Б. Спинозы? 7. В чем заключается сущность монадологии Г. Лейбница? 8. Каковы особенности «философии сердца» Б. Паскаля? 9. На чем основан субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма? 10. Какие проблемы осмысливали философы французского Просвещения и почему они считаются идеологами Великой французской революции XVIII века? Вопросы для самостоятельной работы студентов
1. Почему в центре внимания мыслителей Нового времени оказалась проблема научного познания мира? 2. Согласны ли Вы с позицией представителей эмпиризма, настаивающих на преимущественной роли опытного познания? 3. Разделяете ли Вы точку зрения Ф. Бэкона, считавшего, что философия должна приносить практическую пользу? 4. Какой научный метод лежит в основе индукции? 5. Как можно трактовать девиз Ф. Бэкона: «Знание – сила»? 6. В чем состоит учение Ф. Бэкона об идолах человеческого разума? 7. В чем связь эмпиризма и сенсуализма? 8. Как Вы понимаете утверждение Дж. Локка о том, что сознание человека – это чистая доска? Согласны ли Вы с этим утверждением? 9. Почему с именем Р. Декарта связывают утверждение культа разума в философии? 10. Какой научный метод лежит в основе дедукции? 11. Что такое интеллектуальная интуиция? 12. Как Вы понимаете афоризм Р. Декарта: «Мыслю – следовательно, существую»? 13. Как называется философская позиция, согласно которой Бог отождествляется с природой, разумной по своей сути? 14. Согласны ли Вы с утверждением Б. Спинозы о том, что в истине всегда присутствует доля заблуждения, а в заблуждении – доля истины? 15. В чем сущность учения Г. Лейбница о монадах и как из этого учения вытекает мысль о предустановленной гармонии мира? 16. Как в философии Б. Паскаля осуществился переход от рационализма к иррационализму? 17. Разделяете ли Вы убеждение Б. Паскаля, согласно которому «логике разума» предшествует «логика сердца»? 18. Кто считается основателем субъективного идеализма? 19. Как Вы понимаете высказывание Дж. Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым»? 20. В чем выразился скептицизм Д. Юма? 21. В чем состоят особенности французского Просвещения? 22. В чем заключается роль Ф. Вольтера как классического философа эпохи Просвещения? 23. В чем Ж.-Ж. Руссо видел наибольшее социальное зло? Разделяете ли Вы его утверждение о том, что цивилизация несет с собой насилие и пороки, поэтому надо вернуться «назад, к природе»? Тесты
1. Фактор, который предопределил возникновение философии Нового времени: а) расцвет феодальных отношений; б) научная революция XVII века; в) социально-политические идеи эпохи Возрождения. 2. Главная проблема философии Нового времени: а) проблема научного познания; б) проблема соотношения веры и знания; в) проблема первоматерии. 3. Ведущие научные направления в философии Нового времени: а) интуитивизм и сенсуализм; б) эмпиризм и рационализм; в) иррационализм и агностицизм. 4. Основоположник эмпиризма: а) Ф. Бэкон; б) Н. Кузанский; в) Г. Лейбниц. 5. Основатель сенсуализма: а) Д. Юм; б) Дж. Локк; в) Д. Дидро. 6. Основоположник рационализма: а) Т. Гоббс; б) Ф. Бэкон; в) Р. Декарт. 7. Эмпиризм – это учение: а) о преимущественной роли опыта в познании; б) преимущественной роли разума в познании; в) преимущественной роли интуиции в познании. 8. Автор афоризма «Знание – сила»: а) К. Гельвеций; б) Дж. Локк; в) Ф. Бэкон. 9. Философ Нового времени – автор монадологии: а) Ж. Ламетри; б) Г. Лейбниц; в) Ф. Вольтер. 10. Автор высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях»: а) Дж. Локк; б) П. Гольбах; в) Дж. Беркли. 11. Вид познания, который рационализм выдвигает в качестве приоритетного: а) опытный; б) логический; в) интуитивный. 12. Философ Нового времени – создатель «философии сердца»: а) Ш. Монтескье; б) Б. Спиноза; в) Б. Паскаль. 13. Автор учения об идолах человеческого разума: а) Ф. Бэкон; б) К. Гельвеций; в) Дж. Локк. 14. Философ, разработавший научный метод индукции: а) Б. Паскаль; б) Ф. Бэкон; в) П. Гольбах. 15. Научная индукция представляет собой: а) исследование от частного к общему; б) исследование от общего к частному; в) понимание целого через часть и части через целое. 16. Научная дедукция представляет собой: а) исследование от общего к частному; б) исследование от частного к общему; в) понимание целого через часть и части через целое. 17. В основе научного метода индукции лежит: а) анализ; б) синтез; в) моделирование. 18. В основе научного метода дедукции лежит: а) синтез; б) анализ; в) аналогия. 19. Философ, разработавший научный метод дедукции: а) Ф. Бэкон; б) Ж.-Ж. Руссо; в) Р. Декарт. 20. Учение, разработанное Б. Спинозой: а) деизм; б) пантеизм; в) панлогизм. 21. Основатель субъективного идеализма: а) Ж. Ламетри; б) Дж. Беркли; в) Ж.-Ж. Руссо. 22. Философская позиция, которой придерживался Д. Юм: а) агностицизм; б) скептицизм; в) философский оптимизм. 23. Представители французского Просвещения: а) В. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо; б) Т. Гоббс, Дж. Локк; в) М. Монтень, Б. Паскаль.
|
|||
|