|
|||
Диагностика мышления детей с речевыми нарушениями.Диагностика мышления детей с речевыми нарушениями.
Наиболее распространенным методом исследования наглядно-образного мышления является складывание разрезных картинок. В том, как ребенок выполняет задания, проявляется способность соотносить в образе целое и его части, действовать хаотично или целенаправленно. Наглядно-действенное мышление изучается, в основном, по методике «Складывание пирамидки», предназначенной для детей 3-4 лет. Неспособность не только сложить пирамидку самостоятельно, но и извлечь алгоритм из действий, которые демонстрирует обучающий, сопровождая их пояснениями («Это самый большой кружок, он должен быть внизу»), свидетельствует о снижении мышления у ребенка. Конструктивное мышление частично проверяется по методикам «Доски Сегена», «Почтовый ящик, где нужно вложить фигурки в ящик с соответствующими прорезями. Этой способностью ребенок должен овладеть к 5 годам. Пространственно-временное мышление исследуется по методике «Последовательность сюжетных картинок», где необходимо самостоятельно выстроить сюжет, подчиненный единому замыслу и разворачиваемый в соответствии с ним. Для выявления состояния вербально-логического мышления используются методики «Классификация предметов», «Четвертый лишний», методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет), пересказ текстов, оканчивание начатых сюжетов, восполнение пропущенных фрагментов сюжета, толкование метафор, синонимов и т.д. Для диагностики мышлениятакже широко используются тесты: «Тест Векслера», адаптированный для русскоязычной популяции детей А.К. Панасюком и А.Ю. Панасюком, по которому обследуются дети от 5 до 16 лет. «Матрицы Равена» – на извлечение алгоритмов расстановки абстрактных фигур и восполнение недостающих (логическое мышление). «Тест креативности» (Дж. Гилфорд).
|
|||
|