|
|||
Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнениемСтр 1 из 4Следующая ⇒ Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением
ОТ АВТОРА Пособие - результат обобщения накопленного практического опыта автора по коррекции у детей общего недоразвития речи. В картотеке представлены задания для логопедической работы по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников. Задания картотеки подобраны по 30 лексическим темам, например: «Мебель», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Космос» и др. Все задания в рамках одной темы даются с усложнением: 1. (простые) — нарисовать предмет, ответить на элементарные вопросы; 2. (средней сложности) — «Четвертый лишний», «Назови ласково»; 3. (сложные) — «Сосчитай предметы от 1 до 10», «Составь сводный рассказ». Работа над каждой лексической темой завершается заданием ребенку составить связный рассказ. (Всего 31 рассказ). Как работать над составлением графического плана связного рассказа Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица. В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляет совместно со взрослым. Взрослый (логопед, педагог или родитель) заполняет пустые ячейки мнемотаблицы, а ребенок рисует на собственном бланке. Получившаяся схема выступает в качестве плана речевого высказывания. В схеме используются унифицированные символы-рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса. Например: § цвет. Дети рассказывают о цвете предмета по нарисованным цветовым пятнам; § человек. Дошкольник объясняет, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет); § контур деталей предмета. Обозначаются детали предмета, и ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данная игрушка; § силуэт предмета со знаком вопроса внутри. Дети называют материал, из которого сделан предмет, и его составные части. Например: У машины кузов из металла, колеса — резиновые, сиденья — кожаные; § рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с этим предметом. Например: Из яблок можно сварить компот, варенье, а можно испечъ пирог с яблоками; § форма. Дошкольник описывает форму предмета или его части. Например: Колеса, яблоко — круглые, огурец — овальный и т.д.; § знак вопроса. Дети называют предмет или объект. Например: Это — кукла, это — морковь и т.д. Вы можете опираться на приведенные в данном пособии методические приемы в других видах работы по коррекции у детей недостатков речи или создавать свои новые алгоритмы для любых тем. Успехов в работе!
|
|||
|