Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этносоциальные общности.. Работа с учебником.. Вопрос 1.



 

Александров Артем ЭПОАПК-11 Социология. Домашняя работа по Навальному.

Этносоциальные общности.

Работа с учебником.

Вопрос 1.

Этнические общества (по западной антропологии) — это группа людей, которая определяет себе и отдалена от других групп, с которыми она взаимодействует и сосуществует, с точки зрения определенного критерия. Некоторые ученые полагают, что этничность – лишь обобщение, под которым нет реальной сущности и которое не имеет смысла вне более конкретных и частных понятий.

В социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами – классами, стратами и т.п. Этнические группы и отношения анализируются по взаимосвязи культуры, социальной системы и личности. То есть, жизнедеятельность этнической группы рассматриваются в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность – как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими соц. подсистемами и соц. институтами.

Этничность же является ключевым понятием целого ряда дисциплин. Парсонс писал, что это чрезвычайно неуловимая концепция, не поддающаяся точному определению. Коэн пишет, что это форма взаимодействий между культурными группами, действующими в рамках общих социальных контекстов.

Многие исследователи считают, что в этом понятии присутствует дихотомия, то есть совокупность людей, которая обладает общими характеристиками, живут и действую сообща, а с другой стороны, это обозначение другой общности людей, отличной от нас.

Этничность как социологическая категория определяется как специфический тип социальных отношений, способов и форму внутреннего и внешнего взаимодействия людей, которое принято в данном сообществе, и которое воспроизводится путем передачи ценностно-нормативных установок и стереотипов поведения.

Этничности присущи единые характеристики: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и др.

Вопрос 6.

Разработка примордиалистского подхода связана с именем Бомлея. Он наиболее последовательно развивал историко-эволюционные взгляды в рамках теории этноса. Исходный пункт состоит в том, что в этносе сочетаются собственно этнические свойства (язык, культура и тд) и свойства, которые рассматриваются в качестве условий формирования и бытия этих собственно этнических свойств. (географ, соц-экон и тд). В соответствии с этим делением этнос получает дуалистическую природу и два смысла – узкий и широкий.

Этнос в узком смысле получил наименование «этникос» и включил в себя собственно этнические характеристики. В широком смысл этнос был назвал этносоциальными организмами (ЭСО), и таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и условий его складывания и функционирования. То есть все хохлы будут этникосами, а хохлы, живущие на Украине – ЭСО.

ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность. В то же время, этническая общность — шире этникоса, так как включает основные социальные группы, присущие обществу соответствующей формации.

Вопрос 10.

Примордиалистский подход.

Основным тезисом данного подхода является положение о естественной, врожденной связи любого человека со своей этнической группой и соответствующей культурой. Этничность – реально существующий феномен, само собой разумеющаяся данность бытия, имеющая объективную основу в природе и обществе. Это общность по крови, языку, обычаям и тд. В России этого взгляда придерживался Гумилев. Этничность с точки зрения примордиалистов – неотъемлемая психологическая часть «я», а любые изменения – неестественные, навязываемые человеку.

С точки зрения примордиалистов этнический конфликт неизбежно порождается этничностью, и она неизбежно конфликтует сама по себе, а этнонациональный конфликт отличается от всех других видов конфликтов. Соответственно, этнический конфликт – следствие этнических различий, поэтому не нуждается в специальном объяснении.

Недостатками примордиалистского подхода являются:

· представление об этничности как о чем-то жестко фиксированном, не подверженном изменениям;

· невозможность объяснить вариации межэтнических конфликтов, места возникновения. На основе примордиализма также невозможно объяснить мирное сосуществование этничностей.

Плюсы данного подхода заключаются в том, что в рамках данного подхода раскрывается роль психологических факторов этнического поведения.

Инструменталистский подход.

В центре внимания инструменталистского подхода находятся рациональные аспекты этнической идентичности и те функции, которые она выполняет в политической жизни общества. То есть этничность воспринимается не как данность бытия, а как инструмент и вопрос рационального выбора, возникающий в динамике соперничества политических элит.

Инструментализм опирается на социологический структурный функционализм Вебера о том, что представления о сходстве членов группы облегчают формирование социальной группы, но недостаточны для возникновения коллективной идентичности.

Этнический конфликт понимается как лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия соперничающих сторон, которое скрывает проявление других конфликтов в сфере политики. То есть этнический конфликт – это следствие межгрупповых различий и следствие межгруппового соперничества за обладание экономическими, политическими ресурсами, лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия соперничающих групп, которое камуфлирует в сфере политики проявление других конфликтов (экономических, политических, социальных). Сама же по себе этничность не является причиной конфликтов. Эффективным способом спровоцировать конфликт на этнической почве можно, используя этнические стереотипы. Тогда они выступят инструментом этничности.

Слабым метом инструменталистского подхода является недоучет социальной природы этнических идентичностей.

Конструктивистский подход.

Барт первый предложил рассматривать в качестве самого главного критерия этничности границы группы, которыми она ограничивает себя от других подобных групп. Этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло, в результате чего образуется сложная организация общества.

Конструктивизм объединил в себе черты как примордиалистского, так и инструменталистского подходов.

Сходством с примордиалистами является то, что конструктивисты поддерживают положение о том, что этнические признаки существуют реально. Отличие заключается в том, что каждый признак может быть сходен с другими типами социальных связей. Этническая идентификация подвижна.

Сходство с инструменталистским подходом состоит в том, что ключевая роль принадлежит политике. Сама по себе этничность конфликт не порождает. Однако в отличие от инструменталистов конструктивисты полагают, что определенные конфликты могут порождаться патологическим состоянием социальной системы, которое не контролируется индивидами и элитами. И тогда источник конфликта не в этничности, а социальной системе.

Вопрос про Навального.

https://www.youtube.com/watch?v=jVrAPFBSKnk - популист Навальный сам себя называет националистом и призывает всех своих школь… то есть сторонников становится националистами, ведь в России хорошо должен жить только русский народ, а остальных нужно «вырезать путем депортации», ну в стиле 90-ых «Россия для русских, Москва для москвичей» и тп. В начале своего президентства В. Путин высказался о таких лозунгах: «… это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия — многонациональная страна».

Но Алеша за свою «политическую карьеру» кем уже только не был. И социалистом, и либералом, и националистом, и даже был при власти – советником губернатора Кировской области. Хорошо, допустим, что этот популист не националист, и все это критики про него говорят.

Почему же все-таки критики Навального называют его националистом? (забудем временно про депортацию нерусских с территории России)

Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, конструктивизм и инструментаризм.

Трудно рассуждать о примордиализме, особенно когда говоришь о Навальном. В примордиализме этнический конфликт неизбежно порождается этничностью, и она неизбежно конфликтует сама по себе. Также люди этой «национальности» обладают определенной культурой и свойствами. Алеша считает, что Россия должна быть «привилегированной» национальностью в России, а остальных выслать из страны. Навальный крайне негативно относился и к представителям и других национальностей. Так что частично можно говорить о примордиализме, когда рассуждаешь о нацико-социо-либерасте Алеше, который только зарабатывает в России деньги.

В инструменталистском подходе находятся рациональные аспекты этнической идентичности и те функции, которые она выполняет в политической жизни общества. То есть этничность воспринимается не как данность бытия, а как инструмент и вопрос рационального выбора, возникающий в динамике соперничества политических элит.

Мне кажется, что на это течение могут ссылаться «критики» этого популиста, который ради своей цели – стать Президентом – будет и либералом, и националистом, да хоть коммунистом, главное, чтобы завлечь сторонников.

Барт первый предложил рассматривать в качестве самого главного критерия этничности границы группы, которыми она ограничивает себя от других подобных групп. Конструкционизм здесь определенно присутствует, как репрезентация того, что есть русское население, и оно живет на определенных границах.

В общем, я не знаю, почему «критики» обвиняют Навального именно в национализме, может быть, потому что посмотрели видео с Навальным-стоматологом. Но мое мнение, что Алексей тем самым преследует свои личные интересы и цели (тем самым «вписываясь» в инструментальный подход). Просто в начале десятых годов была «Россия для русских», а сейчас «коррупция», к следующим выборам, может, он станет коммунистом. Поживем – увидим. По своей сути – все три вида учения о национализме можно применить по отношению к националисту. Но по моему мнению, так как Алексей не представляет из себя политической фигуры как таковой, он только занимается популизмом, то больше подходит, конечно же, инструменталистский подход, так как он просто хочет заработать денег, в том числе на донатах со стороны основной его группы поддержки – школьников. Но конечно можно проследить элементы как конструктивизма, так и примордиализма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.