Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культурное пространство Российской империи в ХIХ в.



§ 62. Культурное пространство Российской империи в ХIХ в.

Раз­ви­тие на­уки.Быс­трое раз­ви­тие эко­номи­ки, мо­дер­ни­зация об­щес­тва предъяв­ля­ли зап­ро­сы к раз­ным об­ластям зна­ний.

Большие ус­пе­хи бы­ли дос­тигну­ты в ис­то­ричес­кой на­уке. Труд Н. М. Карам­зи­на «Ис­то­рия го­сударс­тва Рос­сийско­го» стал пер­вым на­уч­но-сис­те­мати­зиро­ван­ным об­зо­ром ис­то­рии Рос­сии с древ­нейших вре­мен до на­чала XVII в. Но­вое нап­равле­ние в ис­то­ри­ог­ра­фии бы­ло пред­став­ле­но С. М. Соловьевым. Ему при­над­ле­жит об­ширнейшая (в 29 то­мах) «Ис­то­рия Рос­сии с древ­нейших вре­мен», в ко­торой про­води­лась идея за­коно­мер­ности ис­то­ричес­ко­го про­цес­са. Круп­нейший вклад в раз­ви­тие ис­то­ри­ог­ра­фии был вне­сен В. О. Клю­чев­ским. В Рос­сии сло­жились шко­лы ис­то­риков по изу­чению Сред­не­вековья, ис­то­рии сла­вян, Ви­зан­тии, стран Вос­то­ка и др.

Зна­чительные ус­пе­хи име­лись в ме­дици­не, ма­тема­тике, хи­мии, фи­зике. Тру­ды за­меча­тельно­го рус­ско­го хи­рур­га и пе­даго­га Н. И. Пиро­гова на­нес­ли удар по иде­алис­ти­чес­ким взгля­дам на при­роду и жизнь. Уче­ный ука­зал на опыт как на глав­ный ме­тод на­уч­но­го поз­на­ния при­роды и че­лове­ка.

Но­вое пред­став­ле­ние ве­лико­го рус­ско­го ма­тема­тика Н. И. Лоба­чев­ско­го о прос­транс­тве поз­во­лило ему соз­дать не­ев­кли­дову ге­омет­рию. Этим он ре­шил проб­ле­му, ко­торая бы­ла не­дос­тупна ма­тема­тикам в те­чение двух ты­сяч лет.

Ос­но­вы элек­тро­химии и элек­тро­метал­лургии за­ложил В. В. Пет­ров, ис­сле­довав­ший теп­ло­вое и све­товое действие элек­три­чес­ко­го то­ка. Ака­демик Б. С. Яко­би в 1836 г. по­ложил на­чало но­вому нап­равле­нию в тех­ни­ке — гальва­ноп­ласти­ке. Его мас­тер­ская из­го­тови­ла мед­ные ба­рельефы для Иса­аки­ев­ско­го со­бора, Эр­ми­тажа, Большо­го те­ат­ра.

Ши­рокое приз­на­ние по­лучи­ли тру­ды фи­зика А. Г. Сто­лето­ва в об­ласти элек­три­чес­тва и маг­не­тиз­ма. Из­вес­тность ему при­нес­ло от­кры­тие пер­во­го за­кона фо­то­эф­фекта.

И. М. Сече­нов — круп­нейший ес­тес­тво­ис­пы­татель-ма­тери­алист — явил­ся ос­но­вопо­лож­ни­ком оте­чес­твен­ной фи­зи­оло­гичес­кой шко­лы и ес­тес­твен­но-на­уч­но­го нап­равле­ния в пси­холо­гии. И. И. Меч­ни­ков был спе­ци­алис­том в об­ласти би­оло­гии и ме­дици­ны. Он соз­дал пер­вую в Рос­сии бак­те­ри­оло­гичес­кую стан­цию для борьбы с ин­фекци­он­ны­ми за­боле­вани­ями. Ос­но­вопо­лож­ник рус­ской шко­лы фи­зи­оло­гии рас­те­ний К. А. Тими­рязев ис­сле­довал про­цесс фо­тосин­те­за, обос­но­вал роль хло­рофил­ла в этом про­цес­се.

Вы­сокую оцен­ку в ми­ровой на­уке по­лучи­ли тру­ды хи­миков Д. И. Мен­де­ле­ева, А. М. Бут­ле­рова, Н. Н. Зини­на и др. Д. И. Мен­де­ле­ев от­крыл Пе­ри­оди­чес­кий за­кон хи­мичес­ких эле­мен­тов и сос­та­вил на его ос­но­ве Пе­ри­оди­чес­кую сис­те­му эле­мен­тов. А. М. Бут­ле­ров соз­дал те­орию хи­мичес­ко­го стро­ения ве­щес­тва, явив­шу­юся фун­да­мен­том сов­ре­мен­ной ор­га­ничес­кой хи­мии. Н. Н. Зинин раз­ра­баты­вал но­вые ви­ды кра­сите­лей и дру­гих ве­ществ.

Зна­чительны­ми дос­ти­жени­ями от­ме­чено и раз­ви­тие тех­ни­ки. Ин­же­нером П. Н. Яблоч­ко­вым бы­ла изоб­ре­тена ду­говая лам­па. Рус­ский элек­тро­тех­ник А. Н. Лоды­гин изоб­рел элек­три­чес­кую лам­пу на­кали­вания. В кон­це сто­летия А. С. Попов изоб­рел ра­дио.

Пу­тешес­твен­ни­ки и пер­во­от­кры­вате­ли. В XIX в. рус­ски­ми пу­тешес­твен­ни­ками бы­ло сде­лано не­мало вы­да­ющих­ся ге­ог­ра­фичес­ких от­кры­тий. В 1803 г. на­чалась и в 1806 г. за­вер­ши­лась пер­вая рус­ская кру­гос­ветная эк­спе­диция И. Ф. Кру­зен­штер­на и Ю. Ф. Лисян­ско­го. На ко­раб­лях «На­деж­да» и «Не­ва» мо­реп­ла­вате­ли прош­ли Ат­ланти­чес­кий, Ти­хий и Ин­дийский оке­аны. Осо­бен­но важ­ные ис­сле­дова­ния бы­ли про­веде­ны на Дальнем Вос­то­ке, где на кар­ту бы­ли на­несе­ны очер­та­ния бе­регов Са­хали­на и дру­гих ос­тро­вов.

В 1819—1821 гг. сос­то­ялась вто­рая рус­ская кру­гос­ветная эк­спе­диция. Ее воз­гла­вили Ф. Ф. Бел­лин­сга­узен и М. П. Лаза­рев. В ян­ва­ре 1820 г. их шлю­пы (не­большие ко­раб­ли) по­дош­ли к не­ведо­мому ле­дяно­му кон­ти­нен­ту — Ан­тар­кти­де. На кар­ту бы­ла на­несе­на часть ее по­бережья.

Вы­да­ющим­ся ис­сле­дова­телем был Г. И. Невельской. Он воз­гла­вил Амур­скую эк­спе­дицию, изу­чив­шую устье ре­ки Амур и дальне­вос­точное по­бережье. Бы­ло до­каза­но, что Са­халин — ос­тров, а не по­лу­ос­тров, как по­лага­ли ра­нее. Ре­зульта­том эк­спе­диции Не­вельско­го ста­ло бо­лее ак­тивное ос­во­ение рус­ски­ми людьми При­амурья, а за­тем и Ус­су­рийско­го края.

Большое зна­чение име­ла эк­спе­диция П. П. Семё­нова-Тян-Шан­ско­го на Тянь-Шань в 1856—1857 гг. Прос­лавлен­ным пу­тешес­твен­ни­ком стал Н. М. Прже­вальский. Он ис­сле­довал Ус­су­рийский край, труд­но­дос­тупные районы Мон­го­лии и Ки­тая, Сред­ней Азии, по­бывал в пус­ты­не Го­би и дру­гих мес­тах. Сре­ди его дос­ти­жений — от­кры­тие озер, хреб­тов, не­из­вес­тных ра­нее жи­вот­ных (ло­шадь Прже­вальско­го, ди­кий вер­блюд, ти­бет­ский мед­ведь), рас­те­ний. Н. Н. Мик­лу­хо-Мак­лай два с по­лови­ной го­да про­жил сре­ди жи­телей ос­тро­ва Но­вая Гви­нея. Его опи­сание обы­ча­ев, культу­ры, бы­та пле­мен Но­вой Гви­неи до сих пор сох­ра­ня­ет большое на­уч­ное зна­чение. Рус­ский пу­тешес­твен­ник стре­мил­ся за­щитить мес­тные на­роды от на­тис­ка ев­ро­пейцев.

Пе­чать.Са­мой по­пуляр­ной в пер­вой по­лови­не XIX в. бы­ла книж­ная тор­говля А. Ф. Смир­ди­на. Он не только ре­ор­га­низо­вал кни­го­из­да­ние и кни­готор­говлю, уве­личил ти­ражи и уде­шевил сто­имость книж­ной про­дук­ции, но и за­нимал­ся прос­ве­тительской де­ятельностью. Смир­дин пер­вым в Рос­сии ввел пла­ту (го­норар) за ли­тера­тур­ный труд.

В на­чале ХIХ в. зна­чительно воз­росло ко­личес­тво пе­ри­оди­чес­ких из­да­ний — в 1809 г. их бы­ло 77 (из них 9 га­зет). Во вто­рой чет­верти XIX в. по­яв­ля­ет­ся ряд мес­тных жур­на­лов, осо­бые ли­тера­тур­ные жур­на­лы и га­зеты: «Ли­тера­тур­ная га­зета», «Мос­ков­ский те­лег­раф», «Дам­ский жур­нал», «Мос­ков­ский наб­лю­датель» и др. На­ибо­лее по­пуляр­ны­ми и по­это­му ти­раж­ны­ми из «тол­стых» жур­на­лов бы­ли «Сов­ре­мен­ник», «Оте­чес­твен­ные за­пис­ки», поз­же — «Рус­ский вес­тник» и др.

За пос­ледние 30 лет XIX в. воз­никло бо­лее ты­сячи но­вых ти­пог­ра­фий. Из­да­тельства И. Д. Сыти­на, А. С. Суво­рина, Ф. Ф. Пав­ленко­ва и дру­гих ра­бота­ли быс­тро и ка­чес­твен­но. По­яви­лось мно­го книг для на­рода. Уви­дели свет книж­ные се­рии «Жизнь за­меча­тельных лю­дей», «Пуш­кин­ская биб­ли­оте­ка», «По­пуляр­но-на­уч­ная биб­ли­оте­ка», «Но­вая биб­ли­оте­ка» и др. Спро­сом пользо­вались жур­на­лы «Рус­ский ар­хив», «Рус­ская ста­рина», «Вок­руг све­та», «Вес­тник Ев­ро­пы». К кон­цу XX в. из­да­валось 105 еже­днев­ных га­зет.

Раз­ви­тие об­ра­зова­ния. В прав­ле­ние Алек­сан­дра I в Рос­сии за­роди­лась еди­ная сис­те­ма, вклю­чав­шая на­чальное, сред­нее и выс­шее об­ра­зова­ние. Но только ре­фор­ма 1861 г. да­ла тол­чок для ка­чес­твен­но­го рыв­ка в его раз­ви­тии. Быс­тро уве­личи­валась сеть на­чальных школ. Они де­лились на цер­ковно-при­ход­ские шко­лы, на­род­ные учи­лища Ми­нис­терс­тва на­род­но­го прос­ве­щения и зем­ские шко­лы. На­илуч­шее об­ра­зова­ние да­вали зем­ские шко­лы с трех­го­дич­ным обу­чени­ем. Сред­нее об­ра­зова­ние по­луча­ли в гим­на­зи­ях и ре­альных учи­лищах.

Тре­бова­ния но­вой эпо­хи в под­го­тов­ке де­тей к жиз­ни вы­разил в сво­их ра­ботах пе­дагог К. Д. Ушин­ский, соз­давший но­вую об­ра­зова­тельную сис­те­му.

Раз­ви­валось выс­шее об­ра­зова­ние. К се­ми уни­вер­си­тетам при­бави­лось еще два — в Одес­се и Том­ске. Уни­вер­си­теты ве­ли большую на­уч­ную ра­боту.

На­ибо­лее быс­тры­ми тем­па­ми раз­ви­валось выс­шее тех­ни­чес­кое об­ра­зова­ние. Бы­ло от­кры­то Выс­шее тех­ни­чес­кое учи­лище в Мос­кве, по­литех­ни­чес­кие ин­сти­туты в Ри­ге, Ки­еве, Вар­ша­ве, тех­но­логи­чес­кие ин­сти­туты в Харько­ве и Том­ске, элек­тро­тех­ни­чес­кий ин­сти­тут в Пе­тер­бурге.

Зна­чительным дос­ти­жени­ем ста­ло от­кры­тие выс­ших жен­ских ин­сти­тутов — Бес­ту­жев­ских кур­сов и жен­ско­го Ме­дицин­ско­го ин­сти­тута в Пе­тер­бурге, Выс­ших жен­ских кур­сов В. И. Герье в Мос­кве.

Вмес­те с тем гра­мот­ны­ми людьми к на­чалу ХХ в. яв­ля­лись лишь око­ло 20% на­селе­ния стра­ны (39% муж­чин и 17% жен­щин).

Ли­тера­тура. XIX век — са­мый блес­тя­щий пе­ри­од в ис­то­рии рус­ской ли­тера­туры, ее Зо­лотой век.

Ли­тера­тур­ная жизнь в на­чале ве­ка ха­рак­те­ризо­валась борьбой меж­ду ста­рым и но­вым. Ухо­дящим ли­тера­тур­ным нап­равле­ни­ем был клас­си­цизм. За­тем по­яв­ля­ют­ся сен­ти­мен­та­лизм, ро­ман­тизм. В 20—30-е гг. XIX в. гос­подс­тву­ющие по­зиции за­нял кри­тичес­кий ре­ализм, прос­ла­вив­ший рус­скую ли­тера­туру.

В пер­вой по­лови­не XIX в. тво­рили ве­ликие рус­ские по­эты и пи­сате­ли А. С. Пуш­кин, М. Ю. Лер­монтов, Н. В. Гоголь. По­пуляр­нейши­ми ли­тера­тора­ми вто­рой по­лови­ны XIX в. бы­ли И. С. Тур­ге­нев, Н. А. Нек­ра­сов, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Н. С. Лес­ков и др. Л. Н. Тол­стой, Ф. М. Дос­то­ев­ский, А. П. Чехов ос­та­вили не­из­гла­димый след не только в оте­чес­твен­ной, но и в ми­ровой ли­тера­туре.

Ар­хи­тек­ту­ра.В на­чале XIX в. рус­ские зод­чие обо­гати­ли клас­си­цизм на­ци­ональны­ми чер­та­ми, соз­дав стиль рус­ско­го клас­си­циз­ма. Вы­да­ющим­ся зод­чим был А. Н. Воро­нихин. Он пос­тро­ил Ка­зан­ский со­бор — со­ору­жение мо­нумен­тальное и ве­личес­твен­ное, ор­га­ничес­ки во­шед­шее в ан­самбль Нев­ско­го прос­пекта Пе­тер­бурга. А. Д. Заха­ров из­вестен как ав­тор уни­кально­го зда­ния Глав­но­го ад­ми­рал­тейства, для ком­по­зиции ко­торо­го ха­рак­терна чет­кая, за­кон­ченная рит­ми­чес­кая сис­те­ма. Ряд гра­дос­тро­ительных ра­бот ог­ромно­го мас­шта­ба вы­пол­нил ве­дущий мас­тер то­го вре­мени К. И. Рос­си. Чер­ты три­ум­фальной при­под­ня­тос­ти, осо­бой ма­жор­ности ар­хи­тек­ту­ры — осо­бен­ность сти­ля поз­дне­го рус­ско­го клас­си­циз­ма.

Казанский собор в Петербурге

С 30-х гг. XIX в. гос­подс­тву­ющие по­зиции за­нима­ет так на­зыва­емая эк­лекти­ка — сме­шение раз­ных ар­хи­тек­турных сти­лей. Сво­еоб­разный рус­ско-ви­зан­тийский стиль был при­сущ К. А. Тону — ар­хи­тек­то­ру хра­ма Хрис­та Спа­сите­ля, Ни­кола­ев­ско­го (Ле­нин­градско­го) вок­за­ла и мно­гих дру­гих вы­да­ющих­ся со­ору­жений.

Во вто­рой по­лови­не XIX в. стро­ились фаб­ричные зда­ния, ма­гази­ны, бан­ки, вок­за­лы, жи­лые до­ма, те­ат­ры, му­зеи; внед­ря­лись но­вые ма­тери­алы (це­мент, же­лез­ные конс­трук­ции). Про­дол­жа­лось гос­подс­тво эк­лекти­ки.

В 70—80-х гг. XIX в. ар­хи­тек­то­ры в по­ис­ках на­ци­онально­го сти­ля об­ра­тились к прик­ладно­му ис­кусс­тву и па­мят­ни­кам рус­ско­го зод­чес­тва. На­ибо­лее зна­чимы­ми пос­тройка­ми не­орус­ско­го сти­ля ста­ли зда­ния Ис­то­ричес­ко­го му­зея (А. А. Семё­нов и В. О. Шер­вуд) и Вер­хних тор­го­вых ря­дов (ГУМ) (А. Н. Поме­ран­цев, В. Г. Шухов) в Мос­кве, храм Спа­са на кро­ви в Пе­тер­бурге на мес­те по­куше­ния на Алек­сан­дра II (А. А. Пар­ланд) и др.

Жи­вопись. Скульпту­ра. В жи­вопи­си пер­вой по­лови­ны XIX в. гос­подс­тво­вал ака­деми­чес­кий клас­си­цизм, цен­тром ко­торо­го бы­ла Ака­демия ху­дожеств. Сре­ди пред­ста­вите­лей ака­деми­чес­ко­го ис­кусс­тва вы­деля­лись К. П. Брюл­лов и Ф. А. Бру­ни. Кар­ти­на Брюл­ло­ва «Пос­ледний день Пом­пеи» про­из­ве­ла большое впе­чат­ле­ние на сов­ре­мен­ни­ков. Со­быти­ем в жи­вопи­си ста­ло эпи­чес­кое по­лот­но «Яв­ле­ние Хрис­та на­роду» А. А. Ива­нова.

Мас­тер пор­тре­та О. А. Кип­рен­ский пред­став­лял ро­ман­ти­чес­кое нап­равле­ние в жи­вопи­си. Об­ра­щение А. Г. Вене­ци­ано­ва к изоб­ра­жению крестьян вве­ло в жи­вопись но­вое со­дер­жа­ние.

По­лот­на П. А. Федо­това на­писа­ны в ре­алис­ти­чес­ком сти­ле. В кар­ти­нах «Сва­товс­тво майора», «Зав­трак арис­токра­та» са­тири­чес­ки изоб­ра­жал­ся быт куп­цов и чи­нов­ни­ков.

Сватовство майора. Художник П. А. Федотов

На­чалом но­вого эта­па раз­ви­тия рус­ской жи­вопи­си пос­лу­жили выс­тавки в Ака­демии ху­дожеств в 1860 и 1861 гг., и преж­де все­го кар­ти­ны В. Г. Перо­ва «При­езд ста­ново­го на следс­твие», «Сельский крес­тный ход на Пас­хе», «Ча­епи­тие в Мы­тищах».

Чаепитие в Мытищах. Художник В. Г. Перов

В 1863 г. луч­шие вы­пус­кни­ки Ака­демии ху­дожеств от­ка­зались от кон­курса на зо­лотую ме­даль, пор­ва­ли с Ака­деми­ей и соз­да­ли свою ху­дожес­твен­ную ар­тель. Идейным ру­ково­дите­лем ар­те­ли был И. Н. Крам­ской. Он воз­гла­вил То­вари­щес­тво пе­ред­вижных ху­дожес­твен­ных выс­та­вок(пе­ред­вижни­ки).

Вы­сочайших вер­шин дос­тиг в сво­ем твор­чес­тве И. Е. Репин. Осо­бый ус­пех име­ла его кар­ти­на «Бур­ла­ки на Вол­ге». В ис­то­ричес­кой жи­вопи­си ве­дущее мес­то за­нима­ли кар­ти­ны В. И. Сури­кова. Пе­релом­ные ис­то­ричес­кие со­бытия изоб­ра­жены в та­ких ра­ботах ху­дож­ни­ка, как «Ут­ро стре­лец­кой каз­ни», «Бо­яры­ня Мо­розо­ва» и др. В ра­ботах ху­дож­ни­ков В. Г. Перо­ва («Тройка»), Н. А. Яро­шен­ко («Ко­чегар», «Сту­дент»), Г. Г. Мясо­едо­ва («Земс­тво обе­да­ет») и дру­гих наш­ли от­ра­жение со­ци­альные мо­тивы.

Студент. Художник Н. А. Ярошенко

По­лучил дальнейшее раз­ви­тие и жанр пси­холо­гичес­ко­го пор­тре­та. Глу­боким пси­холо­гиз­мом от­ме­чены ве­лико­леп­ные пор­тре­ты Крам­ско­го. За­поми­на­ющи­еся об­ра­зы соз­да­ны Ре­пиным, Пе­ровым.

Ко вто­рой по­лови­не XIX в. от­но­сит­ся рас­цвет пейзаж­ной жи­вопи­си. Кар­ти­ны И. И. Шиш­ки­на, И. И. Леви­тана, А. И. Ку­ин­джи, А. К. Сав­ра­сова, В. Д. Поле­нова, И. К. Айва­зов­ско­го при­над­ле­жат к чис­лу ше­дев­ров ми­ровой жи­вопи­си.

Не­малых ус­пе­хов дос­тигла в ХIХ в. рус­ская скульпту­ра. В этот пе­ри­од во мно­гих го­родах бы­ли воз­двиг­ну­ты па­мят­ни­ки на­шим зна­мени­тым со­оте­чес­твен­ни­кам, мо­нумен­ты в честь ис­то­ричес­ких со­бытий. Сре­ди них па­мят­ни­ки Ми­нину и По­жар­ско­му в Мос­кве (скульптор И. П. Мар­тос), Су­воро­ву в Пе­тер­бурге (Б. И. Орлов­ский), «Ты­сяче­летие Рос­сии» в Нов­го­роде (М. О. Мике­шин), Пуш­ки­ну в Мос­кве (А. М. Опе­кушин) и др. Из­вес­тнейшие скульптур­ные ра­боты при­над­ле­жат П. Б. Клод­ту, М. М. Анто­кольско­му.

Парад войск в честь открытия памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве

Те­атр. В пер­вой по­лови­не XIX в. клас­си­цизм и сен­ти­мен­та­лизм на сце­не рус­ско­го те­ат­ра сме­нились ро­ман­тизмом. Сце­ничес­кое ис­толко­вание ро­ман­ти­чес­кой дра­матур­гии свя­зано с име­нами ве­ликих тра­гиков В. А. Кара­тыги­на и П. С. Моча­лова.

Са­мым вы­да­ющим­ся ак­те­ром Рос­сии был М. С. Щеп­кин, вы­ходец из кре­пос­тных. Не на­де­ясь на слу­чайное вдох­но­вение, Щеп­кин ис­кал объек­тивные за­коны ис­кусс­тва ак­те­ра, раз­ра­ботав ме­тод сце­ничес­ко­го твор­чес­тва, ос­но­ван­ный на глу­боком обоб­ще­нии жиз­ненных наб­лю­дений. Ар­тисту был под­влас­тен и тра­гичес­кий и ко­мичес­кий ре­пер­ту­ар, свои луч­шие ро­ли он сыг­рал в пьесах по про­из­ве­дени­ям рус­ской са­тири­ко-об­ли­чительной дра­матур­гии.

С се­реди­ны XIX в. ве­дущее мес­то в ре­пер­ту­аре те­ат­ров за­няли пьесы рус­ских ав­то­ров, и в пер­вую оче­редь ве­лико­го дра­матур­га А. Н. Остров­ско­го. По­яви­лось большое чис­ло те­ат­ров в про­вин­ции. Но са­мым лю­бимым для пуб­ли­ки ос­та­вал­ся Ма­лый те­атр в Мос­кве. На его сце­не блис­та­ли вы­да­ющи­еся ак­те­ры: П. М. Садов­ский, М. Н. Ермо­лова, А. П. Лен­ский, Г. Н. Федо­това, С. В. Шум­ский и др.

Му­зыка. В на­чале XIX в. тво­рили та­лан­тли­вые ком­по­зито­ры А. А. Алябьев, А. Н. Вер­стовский, А. Е. Вар­ла­мов, А. Л. Гури­лев и др. В их про­из­ве­дени­ях бы­ли сильны ро­ман­ти­чес­кие мо­тивы. Соз­да­телем рус­ской на­ци­ональной му­зыки стал М. И. Глин­ка, на­писав­ший му­зыку к опе­рам «Рус­лан и Люд­ми­ла», «Жизнь за ца­ря» («Иван Су­санин»). Про­дол­жа­телем тра­диций Глин­ки был А. С. Дар­го­мыж­ский (опе­ра «Ру­сал­ка»).

Де­ло Глин­ки и Дар­го­мыж­ско­го во вто­рой по­лови­не XIX в. про­дол­жи­ли ком­по­зито­ры, объеди­нение «Мо­гучая куч­ка»: М. А. Бала­кирев, Ц. А. Кюи, М. П соз­давшие. Мусорг­ский, А. П. Боро­дин, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков. Ком­по­зито­ры ис­пользо­вали на­род­ную пес­ню в сим­фо­ничес­ких и опер­ных про­из­ве­дени­ях, сю­жеты бра­ли в рус­ской ли­тера­туре. Пуш­кин­ский «Бо­рис Го­дунов» лег в ос­но­ву опе­ры Му­сорг­ско­го. Опе­ру «Князь Игорь» Бо­родин соз­дал по мо­тивам «Сло­ва о пол­ку Иго­реве».

К чле­нам «Мо­гучей куч­ки» при­мыкал ве­ликий рус­ский ком­по­зитор П. И. Чайков­ский, чья сла­ва по­лучи­ла все­мир­ное приз­на­ние (на­ибо­лее из­вес­тны опе­ра «Ев­ге­ний Оне­гин», ба­леты «Ле­беди­ное озе­ро», «Спя­щая кра­сави­ца», «Щел­кунчик», сим­фо­ничес­кие и дру­гие про­из­ве­дения).

Вопросы и задания

1. Про­ком­менти­руйте дос­ти­жения рос­сийской на­уки в ХIХ в. Ка­кое вли­яние ока­зали эти дос­ти­жения на жизнь лю­дей?

2. Ис­пользуя кар­ту, опи­шите ге­ог­ра­фичес­кие от­кры­тия рос­сийских пу­тешес­твен­ни­ков ХIХ в.

3. Как раз­ви­валась сис­те­ма об­ра­зова­ния в ХIХ в.? Ка­кие дос­ти­жения бы­ли в этой сфе­ре? С чем бы­ли свя­заны проб­ле­мы в де­ле прос­ве­щения?

4. Оха­рак­те­ризуйте раз­ви­тие рос­сийско­го ис­кусс­тва в ХIХ в. В чем вы­разил­ся рас­цвет рус­ской культу­ры в XIX в.?

5. Ис­пользуя до­пол­ни­тельную ли­тера­туру и Ин­тернет, срав­ни­те раз­ви­тие рус­ской и за­пад­но­ев­ро­пейской культур в ХIХ в.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.