Урок ИЗО в 5 классе. Тема Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Урок ИЗО в 5 классе
Тема "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"
Тип урока: Комбинированный. Цель урока: Расширить кругозор, познакомить с символикой в орнаменте русской вышивки.
Задачи:
- Значение вышивки в русском укладе. Использование славянских символов в вышивке их значение.
- Развитие образного мышления, художественного вкуса, навыков культуры труда, самостоятельности.
- Воспитание аккуратности и эстетического вкуса.
Оснащение урока: Магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, рисунки вышивок, вышитые работы. У ученика: тетрадь, карандаш, двойной лист в клетку.
Ход урока:
Организационный момент:
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и целей урока.
- Проверить отсутствующих в классе.
Основная часть: 1. Беседа. (По ходу урока дети делают записи в рабочую тетрадь). На предыдущих уроках вы познакомились с различными ручными швами и стежками, которые используются в вышивке. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, расположенные на доске
Вопрос: Где-нибудь вы видели такие рисунки? А что на них изображено? Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой в орнаменте русской вышивки. «Орнамент – это музыка… Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием…Люди должны научится читать забытые ими знаки», С. Есенин «Ключи Марии».
Запись в тетради темы урока «Символика орнамента в русской вышивки». Вопрос: Какие слова вам не знакомы? Символ, орнамент. Вопрос: А какими символами мы пользуемся в нашей жизни? Запись в тетради. Символ ~ опознавательный знак. Орнамент ~ узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.
2. Исторические сведения. Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг к другу обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме. Учиться вышивать начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Вышивать начинали, когда позади было прядение, ткачество и наступала пора долгих и светлых дней. Это время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло летушко, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи. Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, были унаследованы ими от предшественниц. Из поколения в поколение передавались и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Конечно, вышивальщицы не повторяли автоматически одно и то же на протяжении столетий. Каждая из них дополняла полученные от старшего поколения навыки и сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась. Бережное сохранение достижений прошлого – один из основных принципов народного искусства. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды. Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). (Показ на рисунках) Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме. (Просмотр вышивок) Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Часто модно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. (Просмотр изображений)
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.
А теперь давайте, обратим внимание на цветовое решение вышивок. Вопрос: Какие основные цвета преобладают в вышивках? красный, белый В языке народной символики цвету принадлежит, чуть ли не самая главная роль. Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь. Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).
|