Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 3. Ответьте письменно на контрольные вопросы



Задание 3. Ответьте письменно на контрольные вопросы

1.Назовите побежденные, или надежно контролируемые человеком болезни. Какие болезни продолжают оставаться причинами высокой смертности людей? Против какой новой болезни лекарство пока не найдено?

С 1980 года было объявлено, что такая болезнь как оспа больше не существует на планете. Остаются подконтрольными человечеству следующие опасные заболевания (в том числе, путем прививок): чума, холера, язва, туберкулез, лепра, бешенство, полиомиелит, сифилис, корь.

По данным сайта ВОЗ основные болезни с высокой смертностью: ишемическая болезнь сердца; инсульт; болезнь Альгеймера и другие виды деменции; рак легких, трахеи и бронхов; хроническая обструктивная болезнь легких; респираторные инфекции нижних дыхательных путей; рак толстой и прямой кишки; сахарный диабет; почечная недостаточность; рак молочной железы.

Болезнью, лекарство для которого еще не нашли, является СПИД. Также некоторые виды рака плохо поддаются лечению: меланома – 50 % смертность, рак легких (на ранней стадии смертность 50 %, на поздней – 96%), рак мозга (на ранней стадии смертность 35 %, на поздней – 83 %), лимфома (при обнаружении рака на первой стадии, излечение возможно в 80% случаев, на поздних – 20%, лейкемия. Опасность заболевания в быстром распространении по организму.

 

2. Каким образом человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов и тем самым расширяет социально-экологическую емкость среды своего обитания?

Основа экологической емкости среды для человека – это пищевые ресурсы. Человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов за счет того, что эти ресурсы он производит. Около 10 тыс. лет назад на Ближнем Востоке возникло сельское хозяйство. Жители тех мест научились выращивать съедобные растения, содержать полезных для себя животных. Животные свою пищу отыскивают, собирают, ловят, а человек ее производит, вкладывая в это свой труд и дополнительную энергию. Производство пищи – принципиальное экологическое отличие человека от всех биологических видов, одно из главных проявлений его социальных особенностей. Возможности увеличения пищевых ресурсов не беспредельны. Истощение природных ресурсов и рост численности населения обернется дефицитом продовольствия в будущем. Об этом предупреждают эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), призывая государства к переоснащению продовольственных систем, рациональному использованию земельных и водных ресурсов и сокращению добычи ископаемого топлива.

За последнюю тысячу лет жесточайший голод неоднократно охватывал многие районы мира. Даже сейчас, при высоком уровне производства продовольствия в отдельных странах, почти 10% мирового населения страдает от голода (больше всего в Африке) и еще столько же от неполноценной пищи (например, при нехватке животного белка). В ФАО опасаются, что в будущем из-за роста эксплуатации природных ресурсов, а также увеличения неравенства и повышения уровня радиоактивных осадков вследствие изменения климата человечество просто не сможет себя прокормить.

Эксперты полагают, что построить мир, где каждому человеку гарантируется право на питание, вполне возможно. В целом продовольственные системы планеты способны накормить все население планеты, но для этого необходимо добиться их переоснащения. Без таких преобразований к 2030 году 600 миллионов человек все еще будут голодать

3. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли.

Причины, влияющие на рост численности населения

- уровень развития медицины – снижение смертности, увеличения уровня выживаемости при рождении, увеличение среднего возраста за счет улучшения социального уровня и медицинского обслуживания;

- благосостояние населения – в большинстве своем, чем выше уровень благосостояния человека, тем меньше у него детей; Также есть взаимосвязь образованности и количества детей. У более образованных людей детей меньше, чем у людей с низким уровнем образованности.

- традиции и национальные религии – в некоторых странах еще существуют традиции «многодетности», а религия содержит определенный набор установок, норм и ценностей, которые передаются (приобретаются) в ходе социализации, в том числе – «норму многодетности».

 

4. В каких частях света расположены страны с самым высоким темпом прироста населения?

По показателям роста численности мирового населения наиболее глубоки отличия между южной и северной частями нашей планеты. Несколько условно к Южному региону относят развивающиеся страны Азии (без Японии и стран бывшего СССР), Африки и Латинской Америки (к югу от США). К Северному региону относят экономически развитые страны Северной Америки (США и Канада), Европы и Северной Азии (включая страны бывшего СССР и Японию), а также Австралию и Новую Зеландию.

Южный регион. Здесь сосредоточено более 3/4 мирового населения. Среднегодовой прирост населения – 1,6 %. Самая населенная территория мира – Южная Азия, где расположены обе демографические сверхдержавы: Китай и Индия. Более 500 млн. человек живет в Латинской Америке, около 780 млн. – в Африке, где прирост населения самый высокий в мире – 2,4% в год (удвоение через 30 лет). В некоторых странах Южного региона (Руанда, Сомали, Нигер, Ангола, Пакистан, Саудовская Аравия, Йемен и др.) численность населения удваивается еще быстрее – за 17–20 лет.

 

5. Какова в настоящее время численность населения Земли?

Население Земли — общее число людей, живущих на Земле, достигшее (на 22 ноября 2020 года) приблизительно 7 827 000 000 человек. Человечеству понадобилось более 200 000 лет, чтобы достичь населения в 1 миллиард человек (около 1800 года) и только около 200 лет, чтобы это количество выросло до 7 миллиардов.

6. В чем заключается общемировая экологическая задача на 21 столетие и каковы главные пути ее решения?

Человечество в настоящее время живет за счет будущих поколений, которым уготованы гораздо худшие условия жизни, что, неизбежно повлияет на состояние их здоровья и социальное благополучие. Чтобы избежать этого, людям нужно научиться существовать только на "проценты" с основного капитала - природы, не расходуя сам капитал.

Начиная с ХХ века, этот капитал растрачивается неуклонно возрастающими их темпами, и к настоящему времени природа Земли изменена настолько, что вот уже несколько десятилетий на международном уровне обсуждаются глобальные экологические проблемы. В используемой экосистеме даже новейшие технологии рационального природопользования не позволяют сохранить биоразнообразие. Для этой цели необходимы особо охраняемые природные территории (ООПТ), в которых хозяйственная деятельность полностью запрещена или ограничена.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.

 Экологические проблемы возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Основной задачей является изменение модели потребления, которая пагубно влияет на окружающую среду и обостряет экономическое неравенство.

Пути решения глобальных экологических проблем:

- экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, в идеале -создание безотходных технологий замкнутого цикла.

- разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

- поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

- объединения усилий всех стран для спасения природы.

- формирование в обществе экологического сознания - понимания людьми природы как другого, как минимум, равного им живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства.

Глобальные проблемы затрагивают будущее и интересы всего человечества и требуют неотложного разрешения.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания -экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.

7. Какие современные методы регулирования численности населения вам известны?

Демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Существуют три главных подхода к решению проблемы снижения коэффициента рождаемости: экономическое развитие, контроль рождаемости и социально-экономические изменения. Наиболее оптимальный вариант – сочетание двух подходов – экономического развития и контроля рождаемости, а в ряде случаев – сочетание всех трех подходов.

 

1. Регулирование численности населения через экономическое развитие.

 

На основе данных, полученных при изучении темпов прироста и убыли населения западноевропейских стран, которые индустриализовали свою экономику в 19 столетии, американские и европейские демографы разработали модель численности населения. Модель получила название «переходный период естественного движения населения». Ее основная идея состоит в том, что когда государства переходят в разряд промышленно развитых, сначала в них резко падает смертность, а вслед за этим и рождаемость. В результате быстрый рост населения замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и постепенно численность населения начинает сокращаться.

Другая проблема в развитых странах – это замедление темпов прироста населения. Когда количество жителей в возрасте до 15 лет меньше, чем людей в остальных возрастных группах, можно ожидать сокращения населения в течение примерно 60 лет. Единственный способ предотвратить это явление – сделать так, чтобы женщины в репродуктивном возрасте рожали больше детей, или увеличить число иммигрантов.

 

2. Регулирование численности населения через планирование семьи.

 Программа по регулированию семьи основана на просвещении и медицинском обслуживании граждан, они помогают семейным парам определить, сколько и когда они могут иметь детей. Жители развитых стран обычно «автоматически» получают основные знания о планировании семьи и употреблении контрацептивов. Огромная масса молодежи в развивающихся странах необразованна, лишена даже начальных навыков чтения и письма. Эти люди не имеют самого общего представления о процессе размножения, а тем более о контроле рождаемости или применении контрацептивов.

В развитых странах около 70% женщин в репродуктивном возрасте прибегают к различным формам контроля рождаемости. В развивающихся странах, если в их число включить Китай, только 39% в этом возрасте практикую противозачаточные средства. Контроль рождаемости экономит государственные средства, сокращая расходы на различные социальные нужды. Контроль рождаемости влечет за собой и улучшение здоровья жителей, так как в развивающихся странах около 1 млн. женщин умирают от болезней, являющихся следствием осложнений в период беременности.

 

3. Регулирование численности населения через социально-экономические изменения.

 

Наряду с первыми двумя способами регулирования численности населения правительства некоторых стран вводят экономические стимулы – вознаграждения и штрафы для сокращения и поощрения сокращения рождаемости. Кроме того, расширяются права женщин: доступ к образованию, трудоустройству, повышение брачного возраста, что также приводит к снижению рождаемости. Около 20 стран выплачивают небольшие денежные вознаграждения гражданам, которые соглашаются применять контрацептивы или подвергнуться стерилизации.

Например, в Китае семейные пары штрафуются, если число детей в семье больше определенного количества, обычно одного или двух. Семьи, в которых число детей превышает установленный лимит, могут быть лишены бесплатного медицинского обслуживания, им сокращают продовольственные пайки, их в первую очередь увольняют с работы. Вместе с наказаниями разработана и система поощрений в виде оплачиваемого отпуска женщинам, перенесшим стерилизацию и аборт; ежемесячного пособия семье с одним ребенком; преимуществ семей с одним ребенком при обеспечении жильем и т.д.

Другой социально-экономический путь регулирования численности населения – улучшение условий жизни женщин. Многочисленными исследованиями доказано, что образование является сильнейшим фактором, заставляющим женщину иметь меньше детей. Образованные женщины с большой вероятностью будут зарабатывать на жизнь вне дома, а не ограничиваться только воспитанием ребенка. Они позже выходят замуж, сокращая тем самым свои репродуктивные годы, и меньше теряют детей в младенчестве.

Правительства большинства стран регулируют численность населения, разрешая небольшую иммиграцию из других стран. Ряд государств поощряет эмиграцию в другие страны, чтобы снизить пресс населения. И лишь немногие государства, в основном Канада, Австралия и США, разрешают значительную иммиграцию.

 

Примеры демографической политики развивающихся стран:

Китай: «Одна семья - один ребенок».

• На рождение ребенка нужно получить разрешение властей,

• Вступление в брак разрешено мужчинам в 22 года, женщинам -20 лет.

• В период учебы браки запрещены.

Индия: «Нас двое - нам двоих».

• Производится доплата за одного ребенка.

• Производится массовая стерилизация населения.

• Установлен более поздний возраст вступления в брак.

Один из наиболее жестких способов регулирования рождаемости был осуществлен в Индии. В 1976 г. премьер-министр Индира Ганди одобрила массовую стерилизацию женщин и аборты для матерей с двумя или тремя детьми. Тех, кто отказывался проходить процедуру взамен на денежное вознаграждение, принудительно отправляли на операцию. Система поощрений работала также в пользу информаторов, которые сообщали властям о многодетных семьях. В итоге за год было стерилизовано около 8 млн. мужчин и женщин. Несмотря на суровость метода, Индия еще не раз к нему возвращалась. Сначала в 1980-е, когда на добровольную стерилизацию согласились около 5 млн. человек, а потом в 2011–2012 годы, когда операциям подверглись порядка 4,6 млн. женщин. Взамен им предлагали единовременную выплату в 1,4 тыс. рупий - сумму, превышавшую в некоторых особо бедных регионах двухнедельный заработок. Процедуры зачастую проводились в плохих условиях, и, как следствие, более 1,4 тыс. медицинских вмешательств привели к трагедиям. И только в 2016 г. решением суда было принято постановление о закрытии всех лагерей стерилизации.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации (ежемесячные пособия) семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, повышение престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщин, прерывающих беременность, и врачей, сделавших аборт.

Итак, методами демографической политики являются:

- Административно-правовые, или законодательные методы.

- Экономические методы.

-Социально-психологические (морально-психологические) методы, или меры идеологического воздействия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.