Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предмет: музыка



Предмет: музыка

Класс: 8

Тема урока: Литературные страницы. Стихи русских поэтов.

Цель: формирование представления о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

 

Задачи:

 

1. рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;                                   

 

2. показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

 

3. помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

 

4. развивать навыки выразительного чтения;

 

5. воспитывать патриотические чувства.

 

Оборудование и реквизит: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, проектор, компьютер, презентация с репродукциями картин: А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовет!», А. Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов «Фашист пролетел», Г. Коржев «Проводы»; фотографии писателей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

 

Требования к помещению и оформлению: классная комната.

 

Музыкальное сопровождение: фонограммы песен «Катюша»; аудиозаписи песен «Соловьи», «Священная война», «Враги сожгли родную хату», «Катюша» презентация к песне «Я убит подо Ржевом»; презентация к стихотворениям «Машенька…»О. Берггольц, «Земной поклон» А. Фролова; минусовка песен «В землянке», «Кино идёт»; звук метронома; аудиозапись голоса Левитана о начале и об окончании Великой Отечественной войны.

      

Фронтовые поэты,

С напором свинцового шквала

Вашей жизни судьба,

Ваши жизни рифмовала.

И едва затихло сраженье-

Атаке не вечно же длиться.

Как оно оживало

На наших горящих страницах.

Ученик читает эпиграф к уроку

 

 

Учитель.

 

- Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?

 

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их дивыми сегодня, сейчас.

 

Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения Давида Самуиловича Самойлова «Сороковые»

 

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Звучит аудиозапись голоса Левитана о начале войны

 

Учитель. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

 

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

 

- История песни «Священная война»

 

( Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.)

 

Учитель.

 

- Почему война названа священной? (это война за правое дело, за свою Родину, война против захватчиков)

 

- Какие чувства охватывают вас, когда вы слышите эти строки?

 

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

 

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

 

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату…». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.)

 

Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».

 

Ученица Валеева Я. История песни «Катюша»

 

Учитель. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? ( Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем)

- Почему рождались такие песни?

 

Учитель. Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысяча литераторов ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений. Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры-

 

Константин Михайлович Симонов.

 

- Выразительное чтение наизусть стихотворения «Жди меня» на фоне минусовки песни «В землянке»

 

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

 

-Как вы думаете, почему воин, обращаясь к любимой женщине, так настойчиво заклинает «жди меня»? Для кого более необходима эта просьба - для него, для неё, для обоих?

 

- Какие строки запали в душу?

 

Учитель. Прошёл войну известный советский поэт А. Т. Твардовский, лауреат Ленинской и Сталинской премий СССР, обладатель многих орденов и медалей, военный корреспондент, создатель знаменитых произведений «Василий Тёркин», «Я убит подо Ржевом».

 

- Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Василий Тёркин»

 

Учитель.

 

-Кто же такой Василий Тёркин, какой он?

 

-Нужны ли такие бойцы? Почему?

 

Учитель. (На фоне метронома слова учителя). В годы Великой Отечественной войны в осаждённом Ленинграде работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города, поэтесса Ольга Берггольц. Её муж умер от голода. В эти годы она создала свои лучшие поэмы и стихи, такие как «Февральский дневник»(1942), «Ленинградская поэма».

 

- Выразительное чтение наизусть отрывка «Машенька, сестра моя, москвичка…» из поэмы О. Берггольц «Февральский дневник» (Звучит душевная композиция и просмотр презентации о блокадном Ленинграде)

 

Машенька, сестра моя, москвичка!

Ленинградцы говорят с тобой.

На военной грозной перекличке

слышишь ли далекий голос мой?

Знаю - слышишь. Знаю - всем знакомым

ты сегодня хвастаешь с утра:

- Нынче из отеческого дома

говорила старшая сестра. -

...Старый дом на Палевском, за Невской,

низенький зеленый палисад.

Машенька, ведь это - наше детство,

школа, елка, пионеротряд...

Вечер, клены, мандолины струны

с соловьем заставским вперебой.

Машенька, ведь это наша юность,

комсомол и первая любовь.

А дворцы и фабрики заставы?

Труд в цехах неделями подряд?

Машенька, ведь это наша слава,

наша жизнь и сердце - Ленинград.

Машенька, теперь в него стреляют,

прямо в город, прямо в нашу жизнь.

Пленом и позором угрожают,

кандалы готовят и ножи.

Но, жестоко душу напрягая,

смертно ненавидя и скорбя,

я со всеми вместе присягаю

и даю присягу за тебя.

Присягаю ленинградским ранам,

первым разоренным очагам:

не сломлюсь, не дрогну, не устану,

ни крупицы не прощу врагам.

Нет. По жизни и по Ленинграду

полчища фашистов не пройдут.

В низеньком зеленом полисаде

лучше мертвой наземь упаду.

Но не мы - они найдут могилу.

Машенька, мы встретимся с тобой.

Мы пройдемся по заставе милой,

по зеленой, синей, голубой.

Мы пройдемся улицею длинной,

вспомним эти горестные дни

и услышим говор мандолины,

и увидим мирные огни.

Расскажи ж друзьям своим в столице:

- Стоек и бесстрашен Ленинград.

Он не дрогнет, он не покорится, -

так сказала старшая сестра.

 

Учитель. И пришёл день… День Победы! Сколько сердец дрогнет от одного только упоминания. В 1945 году гармонь взахлёб радовалась в этот день у поверженного рейхстага.

 

- Звучит запись Левитана о победе.

 

- Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Фролова «Земной поклон» на фоне презентации и аудиозаписи мелодии песни «Кино идёт»

 

Ушла война. Осталась память.

И опаленные сердца.

И похоронок злая наледь,

И чьи–то дети без отца…

И мать – старушка ждать устала

пропавших без вести сынов…

И скорбь морщины протоптала

На лицах поседевших вдов…

Ушли сраженья, канув в Лету.

Потерь не знавшим не понять,

Что кто–то письма шлет по свету,

Родных, надеясь отыскать.

И в безысходном горе где– то

Заплачет траурная медь.

И заберет в себя планета

От старых ран принявших смерть.

И где-то там, за перелеском,

Свой долг исполнивший уже,

Заснул солдат под обелиском

В своем последнем блиндаже.

А сколько рядом их со мною

Таких родных, живых солдат!

Виски окрашены войною,

И полный перечень наград.

За ваше мужество в бою,

За вашу боль, за ваши раны,

За жизнь счастливую мою –

Земной поклон вам, ветераны!

 

III. Итог занятия.

 

Учитель.

 

- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

 

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

 

- Какую тему поднимает каждая из песен?

 

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

 

- Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

 

Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – брата,

Что погиб за неё.

 

А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

 

- Это завещание обращено к нам, к поколению, вступающему в жизнь. И хотя прошло 72 года с той грозной войны, забывать о тех событиях мы не имеем права, потому что ещё живы те, кто перенёс тяготы войны на своих плечах, благодаря которым мы можем радоваться жизни.

 

Задание. Ответить на вопросы:

- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

 

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

 

- Какую тему поднимает каждая из песен?

 

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.