|
||||||||
gerasimova412210@yandex.ru. Тема: Практическая работа «Послевоенное советское общество, духовный подъем людей
Конец формы Работы выполнять письменно в тетрадях, присылать на адрес электронной почты: gerasimova412210@yandex.ru
Тема: Практическая работа «Послевоенное советское общество, духовный подъем людей" Цель: сформировать представления обучающихся о послевоенном советском обществе Обучающийся должен знать: основные направления искусства XX века в СССР Обучающийся должен уметь: анализировать основные направления искусства XX века в СССР Теоретическая часть: В послевоенные годы продолжался взлет творчества корифеев исполнительского искусства XX в. — В.В. Софроницкого, М.В. Юдиной, Э.Г. Гилельса, Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана. Началась творческая биография С.Т. Рихтера, M.JI. Ростроповича — победителей первого послевоенного конкурса музыкантов- исполнителей. В Большом театре были поставлены балеты С.С. Прокофьева. В творчестве композитора классические традиции органично сочетались с новыми принципами музыкальной драматургии. Участие в этих спектаклях стало одной из вершин в творчестве Г.С. Улановой, М.Т. Семеновой и плеяды великих артистов, принесших советскому балету мировую славу. В 1946 г. в Ленинграде состоялась премьера первой части оперы-эпопеи Прокофьева «Война и мир». В Ленинграде работал великий дирижер Е.А. Мравинс- кий, первый исполнитель пяти симфоний Д.Д. Шостаковича. Седьмая («Ленинградская») симфония, которую композитор создавал в 1941 г. в блокадном городе, стала символом непобедимого духа народа, боровшегося против фашизма. Критики конца XX в. назвали Шостаковича «последним великим симфонистом» в истории классической музыки. Его творчество воплотило глубокие философские раздумья о мире и человеке, о трагедиях и конфликтах современности. В изобразительном искусстве и литературе происходило становление нового поколения художников. Размышляя о духе того времени в эпилоге романа «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак писал, что «хотя просветление и освобождение, которых ждали. В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Мишенью критики стало творчество «несоветских писателей» А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Выбор не случайно пал на ленинградских литераторов. Этот удар был косвенно направлен против руководителей городской парторганизации Ленинграда. Происходившее отражало развернувшуюся борьбу за власть и столкновение позиций вокруг приоритетов развития страны в высшем руководстве и стало прелюдией к «ленинградскому делу». Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Именно это являлось важнейшим направлением идеологического «главного удара» на фронте «холодной войны». Аналогичные по тональности обличения содержались в других подобных постановлениях: «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» (1946—1948). Обвинения в «аполитичности» и «безыдейности» и жесткая критика прозвучали в адрес многих известных деятелей культуры, в том числе кинорежиссера С.М. Эйзенштейна за вторую серию фильма «Иван Грозный» (первая была удостоена Сталинской премии в 1946 г.). Режиссерская концепция картины, построенная вокруг проблем пагубности насилия, какими бы высшими целями оно ни оправдывалось, и одиночества, порождаемого безграничной властью, была расценена как «невежество в изображении исторических фактов». Жесткое следование идеологическим установкам больно ударило по ряду направлений отечественной науки. Под огонь критики попали биологи-генетики, видные экономисты (Е.С. Варга и др.), историки и философы, физики (Л.Д. Ландау, П.Л. Капица и др.). В науку по-прежнему переносились «классовые» оценки. В некоторых случаях (генетика, кибернетика, исследования мировой экономики) эти нападки привели к закрытию целых научных направлений или существенному ограничению исследований. Идеализация советской действительности стала нормой художественного творчества. В то же время в возвращавшемся к мирной жизни обществе, жившем в обстановке скудного послевоенного быта, остро ощущалась потребность в радости и красоте. Огромной популярностью пользовались отражавшие этот настрой произведения, такие, как поставленный в жанре музыкальной комедии кинофильм «Кубанские казаки» (реж.И.А. Пырьев, 1950). В них звучал идеологический посыл о преимуществах советского строя. Искусство создавало радостный и привлекательный миф-сказку о советском образе жизни, о светлом будущем, в него хотелось верить. Символами эпохи стали монументальные общест- Киноафиша 1950 г. венные сооружения — вестибюли Московского метрополитена (станция «Комсомольская кольцевая», архитекторы А.В. Щусев и др., художник П.Д. Корин), знаменитые высотные здания, постановление о строительстве которых Сталин подписал в 1947 г. Осуществление этих и многих других грандиозных проектов должно было свидетельствовать о незыблемости социалистического строя и величии духа народа-победителя. Задание : 1. Заполните таблицу:
|
||||||||
|